Одной из актуальных проблем современности становится увеличение детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) различной этиологии и сложности. Преодоление речевых нарушений требует длительного коррекционного воздействия в течение всего учебного года. Помимо непосредственного нарушения звукопроизношения, у детей с ТНР отмечаются нарушения всех компонентов речи: бедность словаря, аграмматизмы в речи, низкий уровень развития связной речи.
Однако, кроме речевых дефектов, у значительной части детей с ТНР наблюдается сниженная познавательная активность, отклонения в эмоционально – волевой сфере, нарушения общей и мелкой моторики, повышенная утомляемость.
Для достижения хорошего результата необходимо изо дня в день закреплять полученные на занятии результаты, выполнять одни и те же упражнения и задания. Монотонная, однообразная работа приводит к утомлению детей и снижению интереса к логопедическим занятиям.
Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития. При использовании игровых технологий у детей возрастает заинтересованность, развиваются познавательные процессы, коммуникативные способности, а коррекционный процесс проходит легко и непринуждённо.
Цель, которую я для себя поставила: формирование положительной мотивации у дошкольников с ОНР на логопедических занятиях с помощью авторских логопедических игр
Задачи:
1. Пополнить предметно-развивающую среду авторскими логопедическими играми;
2. Организовать работу на занятиях с применением авторских логопедических игр и игровых приемов;
3. Повысить интерес детей к занятиям с учителем-логопедом;
4. Обеспечить наибольшую эффективность коррекционной работы.
Использование авторских игр в системе логопедической работы, позволяет мне сориентировать детей на образовательный процесс. В результате возникшего интереса к играм поставленные звуки быстрее автоматизируются, речь постепенно становится грамматически правильной, появляется желание научиться читать, а скучные упражнения по словообразованию и словоизменению, звуковому анализу превращаются в увлекательную игру для детей. В игре сложное становится понятным и доступным. Я стараюсь открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его. Применение игр, как одного из наиболее продуктивных средств обучения, позволяет решать поставленные задачи легко, без принуждения.
Изготовленный специально для таких игр яркий и доступный материал позволяет мне создать у детей эмоционально положительный настрой, что в значительной мере способствует коррекции речевых нарушений.
Важной особенностью моих игр является их многофункциональность.
Играя в одну и ту же игру, можно решать разные образовательные и коррекционные задачи. Универсальные логопедические игры компактны и удобны в использовании.
Включение игр в логопедическое занятие должно соответствовать принципу целесообразности, способствовать решению поставленных целей и задач, необходимых для развития конкретного ребенка.
Мной созданы игры на:
- автоматизацию и дифференциацию звуков;
- работу над лексико-грамматическими категориями;
- работу над слоговой структурой слова;
- отработку навыка чтения;
- развитие фонематического слуха и звукового анализа
Игры могут быть частью занятия, индивидуальное занятие полностью может состоять из игр, объединенных одним сюжетом или одним персонажем. Игры должны проводиться в неторопливом темпе, чтобы ребенок имел возможность понять задание, осознанно исправить ошибку.
При проведении игр, конечно же, необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются
основные дидактические задачи:
1. дидактическая задача;
2. игровая задача;
3. игровые действия;
4. правила игры;
5. результат (подведение итогов)
Цель всех моих авторских игр – сделать коррекционный процесс более интересным и результативным. Играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания, что повышает эффективность коррекционного процесса.
Моя задача – сделать плавным и постепенным переход детей от игровой деятельности к учебной, чтобы радость от игры перешла в радость обучения.
1. Д/И "Что спрятано на полке?"
2. Д/И "Разноцветное чтение"
3. Д/И "Кто в домике живёт?"
4. Д/И "Вкусное мороженое"
|