Submitted by Ирина Александровна Шеншова on пн, 17/06/2019 - 22:23
Пояснительная записка Элективный курс «химия в быту» 17 часов. Программа ориентирована на обобщение теоретических знаний по курсу химии и связь их с повседневной жизнью, Данный курс также имеет профильную направленность. Цель курса: Научить школьников выявлять связь теоретических знаний с практикой. Помочь учащимся в профессиональном выборе. Задачи курса: 1. Углубить полученные знания по химии. 2. Научить четко, быстро анализировать средства бытовой химии и их предназначение. 3. Научить работать со справочной и дополнительной литературой. 4. Вызвать интерес к изучению химии, 5. Развить коммуникативные навыки, способствующие развитию умений работы в коллективе. Актуальность программы: данный курс позволит сориентировать учащихся в большом разнообразии бытовой химии, узнать о правилах пользования и технике безопасности, которая становиться, необходима на нашем жизненном этапе. Программа предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов. Содержание учебного материала программы соответствует целям предпрофильного обучения. Общими принципами отбора содержания материала программы являются: системность научность целостность доступность для учащихся данного возраста объективность индивидуализация ценностно-смысловой подход реалистичность - возможность усвоения основного содержания программы за 17часов. Курс рассчитан на 17 часов. Данный курс связан с такими областями знаний как химия, биология, физика. Проведение занятий предполагает использования широкого спектра методических средств (диагностические методики, ролевые игры и.т.д) и методов (постановка ученика в проблемную ситуацию, разработка эвристических заданий). Элективный курс предполагает сочетание теоретических бесед с практическими и творческими занятиями, тематика которых связана с основной идеей курса. Основа содержания: программа содержит все сведения, необходимые для достижения запланированных целей обучения. Инвариантность содержания: программа применима для различных групп школьников, что достигается обобщенностью включенных в нее знаний; их отбором в соответствии с задачами предпрофильного обучения. Контролируемость программы: программа обладает достаточным содержанием для проведения контроля, конкретностью определения результатов подготовки учащихся по программе в целом. Предполагаемые результаты: данный курс поможет школьникам правильно использовать достижения современной науки, соблюдать осторожность при пользовании химическими веществами, а также преодолевать интеллектуальные затруднения. № п/п Тема Теория (час) Практика (час) Всего (час) 1. Введение 1 1 2. Типы CMC 1 2 3. Кислоты в быту 2 1 3 4. Отбеливатели 5. Душистые вещества 6. Косметические средства 7. Шампуни, бальзамы, краски для волос 8. Лакокрасочные изделия 9. ВМС и натуральные материалы 1 2 10. Домашняя химчистка 1 11. Металлы в быту 12. Ядовитые вещества 13. Заключительное занятие. Подведение итогов работы. 2. Содержание программы Курс рассчитан на учащихся 9 классов. В ходе обучения на курсах учащиеся будут выполнять практические задания. Например: изучение свойств CMC, определение Рн среды, определение ВМС и натуральных материалов по их свойствам и другие. Структуры тем: 1. Типы CMC - порошки, мыло, моющие жидкости, гели, пасты, их состав и применение, 2. Кислоты в быту - серная кислота и ее производные, соляная кислота и ее производные, азотная кислота, органические кислоты. 3. Отбеливатели - сухие и жидкие. Кислородные и хлорные. 4. Душистые вещества - духи, одеколоны, дезодоранты. 5. Косметические средства - крема, лосьоны, декоративная косметика. 6. Шампуни, их состав и применение. Бальзамы - что это такое? Краски для волос. 7. Лаки и краски: какие они бывают и как применяются. 8. Синтетические материалы - что это такое и для чего они нужны. Натуральные материалы: растительного и животного происхождения. 9. Домашняя химчистка - как отчистить пятна от краски, чернил, ржавчины ит.д. 10. Металлы в быту - алюминий, железо, медь, золото, серебро. Сплавы металлов. 11.Осторожно! Ядовитые вещества! Хранение и меры предосторожности при использовании. 3. Список литературы. 1. В.И. Астафьев, А.М.Иванова. Советы по домоводству. Знание.Благовещенск,1988.-193 с. 2. Н.П. Кугук. 3000 советов. Краснодарское книжное издательство 1990.-416с. 3. Пантелеев П.Ю. Химия в быту. «Химия», 1991.-208с. 4. И.Н.Чертков, П.Н.Жуков. Химический эксперимент «Просвещение» М:. 1989г.-192с. 5. CD Энциклопедия Кирилла и Мефодия,2004,