МБОУ «Основная общеобразовательная школа №17 с. Карамышевка Красноармейского района Саратовской области»
VII муниципальный Фестиваль проектов
«Планета Знаний»
«ЧУДЕСНЫЕ ЛЕНТОЧКИ»
Область научных знаний:
технология
Номинация: реализованный проект
Работу выполнила:
Мочалова Дарья,
учащаяся 6 класса
МБОУ«ООШ №17 с.Карамышевка »
Руководитель:
Мочалова Наталья Владимировна,
учитель математики
МБОУ«Основная общеобразовательная школа №17 с.Карамышевка Красноармейского района Саратовской области»
с.Карамышевка
2019 год
Оглавление
Содержание
|
Стр
|
1.Введение
|
3
|
2.Описание проектной работы
|
4
|
2.1. Погружение в проект
|
4-5
|
2.2. Осуществление деятельности
|
5-9
|
2.3.Практическая часть
|
9-12
|
2.4. Презентация результатов
|
12-13
|
2.5. Рефлексия.
|
13
|
3.Заключение
|
14
|
Литература
|
1
|
1.Введение
Актуальность работы
Творчество всегда занимало важное место в жизни человека. Без возможности самовыражения люди просто не могли жить. Творчество - это свобода, это возможность быть личностью, а не унылым потребителем. Замечательно, если желание что-либо сделать своими руками совпадает с необходимостью в такой вещи.
Аксессуары играют важную роль в декоративном украшении интерьера любого помещения. Я говорю о милых безделушках, без которых вполне можно обойтись, он они привносят в атмосферу помещения неповторимый колорит, что-то необычайно теплое и домашнее. Многие хозяйки теряются в догадках, что можно было бы использовать для этих целей. Но если хорошенько подумать, можно найти массу примеров. Хотя в магазинах сейчас продается множество вещиц, способных украсить интерьер нашего дома, все равно детали, сделанные своими руками, будут оригинальнее, необычнее и теплее.
Я решила создать своими руками полезное и красивое украшение для интерьера комнаты. Немного труда, усидчивости, терпения и настойчивости и у меня все получится.
При выборе я учитывала:
- Уровень моего мастерства.
- Необходимость такого изделия.
- Затраты на приобретение материалов и инструментов для работы.
- Количество времени, необходимое для работы.
Мне всегда нравились работы, сделанные своими руками. В нашем доме имеются вещи, выполненные моей бабушкой и мамой. Это картины, вязанные вещи. Прекрасные изделия хранят тепло их рук и сердца, являются украшением нашего дома. Рассматривая эти изделия, я мечтала стать такой же, как они рукодельницей. Но мне хотелось освоить что-то новенькое, сделать своими руками изделия, которыми будут восхищаться мои близкие, друзья и знакомые. Поэтому решила заняться атласными лентами.
Эта техника привлекает своей доступностью, экологичностью материалов, широким спектром дизайна. Этим обусловлен выбор темы моего проекта и его актуальность.
Цель проекта - рассмотреть историческую значимость атласной ленты в различных аспектах жизни, а также создать декоративно-прикладное изделие на основе современных технологий её обработки.
Для достижения цели я определила следующие задачи:
- изучить исторические основы использования атласной ленты и рассмотреть современные аспекты её применения;
- совершенствовать свои возможности в области создания декоративно-прикладных изделий, используя творческий подход к работе;
- создать своими руками оригинальную картину для украшения интерьера с наименьшими денежными затратами.
2. Описание проектной работы
2.1. Погружение в проект и планирование
На следующем этапе проводится составление плана работы над проектом.
План работы над проектом
№ п/п
|
Вид деятельности
|
Срок выполнения работы
|
Этапы работы над проектом
|
- Погружение в проект
|
1.
|
Планирование, постановка цели, задач
|
07.01.19
|
2
|
Определила, какой у меня будет продукт
|
11.01.19
|
- Осуществление деятельности
|
3.
|
- Поиск информации: Об истории вышивки атласными лентами.
|
12.01-2.02.19
|
4.
|
Практическая часть:
Сбор информации. Изготовление панно атласными
лентами
|
3.02-7.03.19
|
5.
|
Обобщение полученных знаний и выводы
систематизация и анализ полученных результатов;
|
9.03- 15.03.19
|
6.
|
Подготовка продукта:
обсуждение способов оформления конечных результатов – оформление выставки «Рукоделие-это моя жизнь»
|
18.03- 21.03.19
|
III. Рефлексия проекта
|
7.
|
Отчет о проекте, заполнение листа самооценки
|
22.03.19
|
2.2. Осуществление деятельности.
1.Сбор информации
Роль народного декоративно-прикладного творчества переоценить невозможно. Оно оказывает не только благотворное влияние на личность, но так же раскрывает её творческий потенциал, развивает интеллект, рассказывает об истории народа и его традициях. Атласные ленты - один из самых известных и самых демократичных материалов для декора, отличающийся благородством фактуры, многообразием цвета, нежностью и красотой. Они использовались во все века и ценились даже при королевских дворах, а цветы из них украшали наряды самых высокопоставленных особ. Изготовление цветов - один из видов лоскутной пластики декоративно-прикладного искусства доступный для восприятия. Это интересное и увлекательное занятие, требующее проявления творчества и фантазии. Пределу совершенства в этом виде рукоделия нет. После второй мировой войны интерес публики ко всем видам рукоделия стал снижаться. Кроме того, в послевоенное время мир охватила массовая эмансипация, и шикарный романтический стиль ушел на второй план. И только совсем недавно великие дизайнеры одежды и интерьера стали возвращаться к декору шелковыми и атласными лентами. Вернулся интерес, возродились старые и сформировались новые технологии, и это искусство вновь заблистало всеми своими гранями.
История вышивки лентами.
Атлас в переводе с арабского означает «гладкий». Лента - это латинское слово и обозначает «узкая полоска ткани». Прародительницей ленты можно считать веревку из растительных волокон, которая постепенно превратилась в тесьму, а затем в ленту. История лент уходит в далекое прошлое и насчитывает несколько тысяч лет. Это украшение было популярно ещё в доисторическое время, что подтверждают находки археологов на стоянках древнего человека в различных частях нашей планеты. А уже в античный период история атласной ленты достигает своего расцвета. В это время её начинают украшать вышивкой, камнями, монетами. Всё это делается с помощью дорогих материалов. Естественно, тогда атлас производился из натуральных нитей - хлопка, льна. В Древнем Китае для этого, конечно же, использовался шёлк. Так что, во всех древних цивилизациях использовали эти красивые блестящие атласные ленты. И в каждом государстве история их применения была своя: где-то они были знаком отличия, где-то использовались исключительно женщинами, или - только мужчинами, были привилегией высшего сословия или имели сакральное значение. Давайте рассмотрим исторические основы использования атласной ленты на примере некоторых стран.
Исторические основы применения атласной ленты.
С давних времен узкие полоски ткани применялись в повседневной жизни и хозяйственной деятельности людей. В Древней Греции женщины вплетали в волосы полоски ткани, чтобы "оживить" свой образ. Уже в античный период история атласной ленты достигает своего расцвета. В это время её начинают украшать вышивкой, монетами. А в Древнем Риме такие полоски ткани стали украшать ещё и драгоценными камнями. Со временем в Италии цветными лентами отделывалась и одежда, причём каждому социальному классу соответствовал свой цвет и материал. В Средние века в Италии лентами стали декорировать спинки стульев и балдахины, а также подвязывать тяжелые занавеси, которыми закрывались окна для защиты от холода в зимнее время. Средневековье привнесло в историю лент еще одну интересную главу: сначала появились расшитые лентами и драгоценностями платья, потом туфли (рис.1), позже тончайшее белье: вышивка лентами всегда привлекала ценителей роскоши и придворных модников. Настоящая слава декоративных лент началась во Франции, в XIV веке, когда стали производить драгоценную шелковую нить, а король Людовик XI пригласил итальянских ткачей, чтобы они обучили своему искусству мастеров Лиона. В общем, спрос на ленты продолжал расти, и Лион постепенно превращался в крупный текстильный центр. Теперь позволить себе украшение из лент могли не только царские особы. Наступила эпоха рококо. Платья стали объемными и просторными, богато украшенными лентами. Знатные дамы украшали свои платья, оформляя корсажи мелкими розочками "а ля рококо", листьями и множеством разбросанных цветов с жемчужинами и хрусталиками (рис.2). Именно в это время во Франции появилась вышивка шелковыми лентами. Лентами стали украшать не только женские наряды, но и одежду мужчин. Знатные господа стали щеголять в роскошных одеждах, отделанных лентами с золотой каймой или парчовыми лентами, соответственно рангу и происхождению. Даже облачение священников было украшено лентами. Появились специальные ателье - поставщики королевского двора, мастера которых с помощью шелковых лент и иглы создавали настоящие произведения искусства. Сейчас их изделия можно увидеть в различных музеях мира.
Рис. 1 Рис. 2
Из Франции это искусство быстро распространилось и в другие европейские страны. Не стала исключением и Россия. В нашей стране ленты в декоративных целях применялись с незапамятных времен. Об этом свидетельствуют многочисленные музейные экспонаты, литературные источники и народные песни. В былые времена такими атласными лентами украшали наряды, их часто вплетали в шикарные гривы лошадей на свадьбах. Засватанная невеста надевала на голову венок, который был украшен лентами и назывался поэтично «красота». В Ржевском уезде носили головной убор-повойник (рис.3), который покрывался лентами и узорами, вышитыми золотыми нитками. Очень нарядно выглядел старинный девичий убор, который назывался «ленты», так как отделывался разноцветными лентами в сочетании с бусинками и узорами из золотых ниток. Подол праздничных рубах принято было обшивать двумя полосками шелковых кумачовых лент. Подол сарафанов украшался ажурной строчкой и также обкладывался ленточками. Вертикальная полоса, проходившая по центру сарафана и называвшаяся накладом, зачастую выполнялась из хлопчатобумажных или шелковых лент
рис.3 рис.4
В общем, история атласной ленты насчитывает огромное количество лет и за всё это время она не утратила своей актуальности и привлекательности. Взяв народные традиции и применив новые техники, современные мастерицы активно и охотно используют ленты для украшения одежды и интерьера, изготовления сувениров и модных аксессуаров.
Ленты в современном мире
Атласные ленты и тесьма, применяемые для отделки, прочно вошли в нашу повседневную жизнь. О них обычно вспоминают перед праздниками и торжественным событиям, когда возникает необходимость украсить окружающий нас мир. Красивая лента придает хорошо упакованному подарку изысканность, подчеркивая торжественность момента. Перевязанный ленточкой букет выглядит не только привлекательнее, но и богаче. Ленты «оживляют» прическу, а отделанные ими и тесьмой шляпки, сумочки и платья придают так называемую изюминку. Красные ленты стали символом рождественских праздников (рис.6). Их прикрепляют к входным дверям домов и украшают ёлки в преддверии Рождества и встречи Нового года.
Рис. 5 Рис. 6
Кроме того, лентами можно вышивать по ткани и канве (рис.7), а так же из них можно изготавливать различные цветы и листья для создания очередного шедевра декоративно-прикладного искусства, например панно.
рис.7
2.3.Практическая часть
Оборудование и материалы.
- Для основы при вышивке шелковой лентой можно использовать самые разнообразные ткани.
Хлопковые ткани: рогожка, батист, плис (хлопчатобумажный бархат), муслин (кисея),сатин (хлопчатобумажный атлас).
Льняные ткани: суровое полотно, тонкое полотно, грубая холстина, льняная ткань с однородной основой.
Шелковые ткани: шифон, чесуча, шелковый тюль.
Шерстяные ткани: креп, твид, джерси.
- Традиционно для вышивки лентами используют шелковые, атласные и
муаровые ленты, шириной от 0,-1,5 см.
Пяльцы необходимы для удержания ткани в натянутом состояние и
предохранении её от деформации. Пяльцы могут быть прямоугольные
и круглые. При шитье лентой используются острые иглы, ведь они должны
свободно входить в ткань, не образуя при этом неэстетичных затяжек.
Ушко у иглы должно быть удлинённым, чтобы можно было легко вдеть
ленту и она, не скручиваясь, скользила по нему. Таким образом можно
избежать вероятных разрывов.
Ножницы.
Технологическая безопасность.
Работа с иглами
Во время работы:
- Храните иглу в определённом месте.
- Иголки и булавки вкалывайте в подушечку.
- Обязательно найдите потерянную иглу.
- Кусочки сломанной иголки соберите и бросьте в безопасное место.
- Запрещается брать иглу в рот, вкалывать в одежду, мелкие предметы,
стены и занавески.
- Вышивать только с напёрстком.
Работа с ножницами
Во время работы:
- Кладите ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными
от себя.
- Передавайте и переносите ножницы только колечками вперёд и с
сомкнутыми лезвиями.
- Следите, чтобы ножницы не оказались под изделием, так как беря
изделие, из можно уронить или поранить работающего.
Изготовление панно
1. Подготовить необходимые материалы и инструменты для работы.
2. Перевести рисунок на ткань;
3.Вышить сначала подсолнухи, а затем стебли и листья.
4. Оформить в рамку.
Швы, применяемые для вышивания:
простой прямой стежок
Перекрученный вытянутый стежок.
Экологическая оценка проекта
Работа над панно не потребовала использования большого количества ресурсов: энергозатрат, сложных инструментов, дорогостоящих материалов, энергоёмкого оборудования. Очевидно, что никакого ущерба окружающей среде не было нанесено. Изготовление цветов из лент - это безотходное производство. Тем самым мы не загрязняем окружающую среду. Таким образом, данная работа вышла очень красивая и экологически безопасная. Эксплуатация изделия не несёт вреда окружающей среде и жизнедеятельности человека.
Экономическая оценка проекта
№ п/п
|
Название
|
Цена за
1 м/1 шт.
|
Расход
|
Всего руб.
|
1
|
Ткань для фона
|
150 руб
|
25*35 м
|
75 руб.
|
2
|
Атласные ленты: цвет желтый
|
3 руб.
|
5 м
|
15 руб.
|
3
|
Атласные ленты: цвет голубой
|
2 руб.
|
3 м
|
6 руб.
|
4
|
Атласные ленты: цвет коричневый
|
2 руб.
|
2 м
|
4 руб.
|
5
|
Атласные ленты: цвет зеленый
|
10 руб.
|
1 м
|
10 руб.
|
6
|
Атласные ленты: цвет зеленый
|
2 руб.
|
2 м
|
4 руб.
|
7
|
Атласные ленты: зеленовато-коричневый
|
2 руб.
|
1 м
|
2 руб.
|
8
|
Рамка
|
была
|
1 шт.
|
-
|
|
Итого:
|
|
|
116 руб.
|
Стоимость моей картины невелика, отсюда следует, что экономически дешевле сделать самой работу, чем купить аналогичную в магазине.
2.4.Презентация результатов.
Продуктом данного проекта стала выставка картин «Чудесные ленточки»
Картина «Подсолнухи»
«Букет сирени»
«Розы»
«Ромашки»
2.5. Рефлексия.
Работа над проектом мне очень понравилась. В ходе работы над проектом я научилась давать самооценку своей деятельности, делать выводы, находить и изучать информацию о технологии вышивки атласными лентами.
Полученные навыки по вышивке лентами, обязательно пригодятся мне в жизни. Чтобы украсить интерьер дома не нужно покупать слишком дорогие вещи, можно просто создать их своими руками. Это развивает художественный вкус, совершенствует умение, воспитывает терпение, приучает к аккуратности, обогащает внутреннюю жизнь и приносит истинное удовольствие при выполнении работы. Недаром ручная работа ценится, как источник эмоциональной духовности.
Самым сложным в ходе работы было подобрать ленты по цвету, чтобы они гармонично сочетались. Преодолев трудности и выполнив проект, результат работы становится еще дороже. В процессе работы у меня возникла идея - сделать коллекцию картин.
Мне очень понравилось вышивать лентами. Я не думала, что из таких доступных, обычных и недорогих материалов (лент) можно создать такие красивые композиции.
3.Заключение
Анализируя выполненную работу, я считаю, что выполнила цель и задачи, поставленные перед собой.
В процессе выполнения творческой работы я закрепила умения правильно и красиво выполнять вышивку атласными лентами, подбирать цвета. Мне понравилось выполнять эту работу, это творческий, увлекательный процесс, в результате которого получилось замечательное изделие. Выполняя творческий проект, я узнала много об истории вышивки атласными лентами, систематизировала свои знания и умения.
Какое наслажденье для души,
Когда в тиши сижу за рукодельем!
Давно уж за полночь,
И сон стоит за дверью.
Над пяльцами, склоняясь я сижу
С атласной канителью.
Цветы все ярче расцветают,
Пускай таких в природе нет.
Атласной лентой создаю я
Неувядающий букет.
Список используемой литературы и Интернет-сайтов.
- «Вышивка лентами от А до Я» - Ниола 21-й век, 2006 г.
- «Вышивка лентами: Школа вышивки» - Ниола-Пресс, 2006 г.
- «Вышивка шелковыми лентами. Энциклопедия» - Донателло
Чотти, Аст-Пресс книга, 2005 г.
- Элен Эриксон, «Шелковые фантазии. Искусство вышивки
ленточками» Альбом, 2008 г.
- Энн Кокс, «Вышивка шелковыми ленточками» Кристина-Новый
век, 2006 г.
- http://www.7ya.ru/pub/needlework/
- http://content.mail.ru/arch/22966/1320517.html
- http://www.eka-mama.ru/312c29e3bace8909e860171718d47767.php
- http://www.devichnik.ru/stitch/nastya/
- www.silk-reaborn.ru
|