Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10 поселка Каменский
Красноармейского района Саратовской области»
VII муниципальный Фестиваль проектов
«Планета Знаний-2019»
Влияние мультфильмов на формирование
нравственных качеств школьников.
Область научных знаний: мультипликация, воспитание.
Номинация: информационный с элементами исследования.
Выполнили Зеленова Алина,
Шустова Екатерина,
учащиеся 6 класса
МБОУ «СОШ № 10 п. Каменский».
Руководитель: Бурова Наталья Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ № 10 п. Каменский».
поселок Каменский
2019 год
Оглавление
1 Введение. 3-4
2. Описание проектной работы.
2.1 Погружение в проект и планирование деятельности. 5
2.2..................................................................... План реализации проекта…………………………………………………5-6
2.3. Осуществление деятельности. 7-10
2.4..................................................................... Оформление результатов. 10
2.5..................................................................... Презентация результатов. 10
2.6.................................................... Оценка результатов (рефлексия). 11-12
3. Заключение. 12-13
4. Список использованных источников. 13
1. Введение.
Тема проекта: «Влияние мультфильмов на формирование нравственных качеств школьников»
Актуальность проекта.
Мы с детства смотрим и любим мультфильмы, и никогда не задумывались, как они на нас влияют. А ведь в последнее десятилетие на экраны наших телевизоров хлынул огромный поток мультфильмов, оказывающих как положительное, так и отрицательное влияние на формирование нравственных качеств ребёнка. Всем известно, насколько велико влияние мультфильмов на детей. Но мало кто задумывается, принесет ли просмотр той или иной мультипликационной продукции пользу ребенку? Ведь чаще всего происходит совершенно обратное.
Современные мультфильмы часто привлекают внимание детей яркими образами персонажей, красочностью, динамичностью. Персонажи мультипликационных фильмов демонстрируют ребёнку самые разные способы взаимодействий с окружающим миром. Они формируют представление детей о добре и зле, вырабатывают определённые нравственные качества, влияют на поведение в обществе.
Мультипликационный фильм – это эффективное средство воспитания детей. Здесь хочется привести одну цитату о роли искусства в жизни людей( а ведь хочется верить в то, что мультипликация – это искусство для детей): «Искусство только тогда на надлежащем своем месте, когда оно подчинено пользе. Его задача – поучать любовно; и оно является постыдным, когда бывает только приятно людям, а не помогает им открывать истину» (Джон Рескин). Поэтому мультфильм сегодня больше чем мультфильм, это мощное средство воспитания детей, потому что они много времени проводят перед телевизором и в Интернете и мало читают. Значит, необходимо задуматься над тем, как привлечь внимание школьников к полезным мультфильмам, несущим добро, любовь, заботу, сострадание, взаимопомощь…
Именно поэтому мы заинтересовались данной проблемой.
Цель нашего проекта: выявить влияние различных мультфильмов на формирование нравственных качеств школьника, создать буклет и приложение к нему, для того чтобы помочь школьникам и их родителям различать и выбирать мультфильмы, которые оказывают на ребёнка положительное влияние.
Задачи:
1.Выявить, что такое нравственность и нравственные качества личности.
2.Провести анкетирование среди учащихся 1-7 классов МБОУ «СОШ№10 п.Каменский» с целью выявления популярных мультфильмов среди школьников.
3. Сформулировать выводы, рекомендации на основе полученных данных.
4. Изучить мнения психологов, педагогов о роли мультфильмов в воспитании детей.
5.Выявить мультфильмы, которые приносят пользу в воспитании детей и которые оказывают негативное влияние на них.
6. Создать буклет и приложение к нему, в которых разместить полезную информацию для школьников и их родителей о мульфильмах.
Объект изучения: мультипликационные фильмы.
Предмет изучения: влияние мультфильмов на воспитание школьников.
Методы изучения: анкетирование, наблюдение, просмотр мультфильмов и анализ просмотренных мультфильмов.
Практическая значимость: помочь детям и родителям правильно подбирать мультфильмы с целью формирования нравственных качеств личности ребенка.
Миссия проекта: привлечь внимание родителей и их детей к правильному просмотру мультфильмов.
Источники информации: Интернет-источники, толковый словарь С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой, мультфильмы.
2. Описание проектной работы.
2.1 Погружение в проект и планирование деятельности.
В этом году мы в первый раз решились взяться за индивидуальный проект. Тему мы выбрали сразу и начали работать над ней. Изначально тема была иной: «Влияние мультфильмов на формирование речи школьников». Почему мультфильмов? Потому что сами любим их смотреть.
После изучения собранной нами информации и результатов анкетирования мы поняли, что в нашей школе существует не менее важная проблема: проблема воспитания нравственных качеств. И она нас заинтересовала больше. Дети всё меньше уделяют внимание самому главному в жизни - соблюдению норм морали и правилам поведения в обществе, а именно: не уважают взрослых, не помогают тем, кто нуждается в помощи, недостаточно бережливо относятся к природе, не умеют правильно общаться с ровесниками…. Этот ряд, к сожалению, можно продолжать бесконечно… И нам пришла мысль: узнать, а влияют ли любимые нами мультфильмы на наше поведение, мысли, чувства, вообще, на наше воспитание.
Из интернет - источников и бесед с учителем мы выяснили, что эта проблема существует не только у нас, она на данный момент актуальна в России. Ее изучением занимаются многие психологи, педагоги и учёные.
Нас эта проблема тоже не оставила равнодушными, и мы начали работу над проектом. В свободное от учебных занятий время мы вместе с учителем составили план реализации проекта, обрабатывали и систематизировали собранный нами материал, проводили анкетирование и, конечно же, смотрели мультфильмы.
2.2. План реализации проекта.
№ п/п
|
Мероприятия
|
Срок осуществления деятельности
|
1.
|
Выбор и обсуждение темы, постановка целей и задач, планирование работы.
|
Январь 2019
|
2.
|
Составление анкеты и проведение анкетирования.
Сбор информации по выбранной проблеме, выделение главного, просмотр мультфильмов. Промежуточные обсуждения, дискуссии, сбор и обработка источников информации, выбор способов оформления результатов.
Консультирование с учителем по подбору материалов для буклета.
|
Февраль 2019 года
|
3.
|
Оформление результатов проектной деятельности: создание буклета и приложения к нему.
Решаемые задачи: какой материал поместить? Как расположить материал, чтобы он принес как можно больше пользы? Как сделать, чтобы было кратко, ясно, доступно, интересно?
|
Март – 1 неделя апреля 2019 года
|
4.
|
Оценка продукта. Отчет о работе над проектом. Рефлексия.
Работа над проектом заканчивается подведением итогов:
Смогли ли мы добиться поставленной цели? Довольны ли мы своей работой? Что получилось, а что – нет?
|
2 неделя апреля 2018 года
|
5.
|
Защита на марафоне проектов «Планета Знаний - 2019»
|
12 апреля 2019года
|
2.3. Осуществление деятельности.
Всегда влияние мультфильмов на детей было и остается велико. Мультфильмы – это важнейший жизненный опыт ребенка, его переживания. Они должны не только развлекать, но и обучать, вкладывать в него важные нравственные ценности. Но всегда ли мы задумываемся: а принесет ли просмотр того или иного мультфильма пользу ребенку? Все ли мультфильмы полезно смотреть детям? Именно в этом мы решили разобраться.
Но работу над нашим проектом мы начали не с изучения теории по этому вопросу, а с изучения ситуации в нашей школе. Сначала мы составили анкету, провели анкетирование в 1-7 классах и начали анализировать результаты.
В анкетировании приняло участие – 75 учащихся (1 класс- 11, 2 класс- 10, 3 класс- 8, 4 класс – 17, 5 класс- 8, 6класс- 10, 7класс- 11). Из них смотрят мультфильмы – 65 учащихся (87%), не смотрят – 10 (13% - 3 класс- 1 учащийся, 5 класс- 3, 6 класс- 3, 7 класс-3), то есть мультфильмы в нашей школе пользуются популярностью у школьников не только в начальной школе, но и в средних классах. Причем, как мы выяснили, 47(72 %) учащихся смотрят мультфильмы часто, практически каждый день, остальные 18 (28%) редко или по выходным. Значит, влияние на ребенка мультфильма велико.
Кто же детям советует, какие мультфильмы смотреть. Оказалось, школьники сами ориентируются в современной мультиндустрии, родителей мало интересует этот вопрос. Вот результаты ответа на поставленный выше вопрос: сам нашёл-29(44,6%),
реклама-13(20%), советуют друзья-13(20%), советуют родители-10(15,4%). К сожалению, это безрадостная картина, особенно для учащихся 1-4 классов, так как в этом возрасте активно закладываются нормы поведения. А смотрят дети мультфильмы в основном по телевизору (60 % учащихся), который есть в каждом доме, доступен всем и еще не контролируется родителями, остальные 40 % обращаются к интернету, где информация вообще не отслеживается взрослыми, то есть дети сами себя воспитывают.
Какие же мультфильмы смотрят учащиеся нашей школы? Всего названо было 32 отечественных мультфильма и 48 зарубежных, как видим, список мультфильмов внушительный и разнообразный, но предпочтение, хотя и незначительное, отдается все-таки мультфильмам иностранного производства. Самыми популярными среди школьников оказались следующие (их смотрят и знают во всех классах):
1. «Гринч» (США, Германия)-16
2. «Смешарики» (Россия)-11
3. «Три богатыря» (Россия)-10
4. «Простоквашино» (Россия)-9
5. «Ми-ми-мишки» (Россия)-9
6. «Четверо в кубе (Россия)-8
7. «Леди Баг и Супер Кот» (США)-8
8. «Барбоскины» (Россия)-7
9. «Фиксики» (Россия)-6
10. «Три Кота» (Россия)-4
- рекомендовано психологами и педагогами
Мы сразу здесь указали, какие мультфильмы рекомендуют смотреть психологи и педагоги, и мы согласились с их мнением, а вот остальные мультфильмы из списка популярных пользу детям не приносят.
И последний вопрос, какой нас интересовал – назовите свой любимый мультфильм и объясните, почему он любимый. Надо сказать, что практически у каждого ребенка есть любимый мультфильм, но вот объяснить, почему он любимый, не все смогли, как и привести фразы из любимых мультиков. Что же привлекает в мультфильмах ребят? Ответы были такие (расположили в порядке убывания частотности ответа): «потому что смешной», «там все волшебное», «интересный», «красочный», «герои добрые», «супергерой сильный», «просто люблю», «нравится и все», «увлекательный сюжет и красивая графика», «познавательный», «поучительный», «победили злого героя». На первом месте у ребят мультфильмы- это все-таки развлечение, а не «уроки доброты». Каким будет мир, зависит от того, чего в нем будет больше: добра или зла. Какие нравственные качества будут сформированы у современных детей? Ведь нравственность, по словарю Ожегова и Шведовой, «это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами».
Получив результаты анкетирования, мы стали искать в интернете информацию об изучении поднятой нами проблемы взрослыми, специалистами. Как оказалось, эта проблема на данный момент волнует и родителей, и педагогов, и психологов, а вот создатели мультиков мало обсуждают этот вопрос ( мы нашли один ролик, в котором объективно говорится о роли мультфильмов в жизни семьи, все остальные – это реклама).
В этом вопросе нам показалось авторитетным мнение Елены Олеговны Смирновой, российского ученого, доктора психологических наук, профессора, специалиста в области детской психологии и психологии развития. В первую очередь, она обратила внимание на содержание мультфильма: «…Первое, что должен нести в себе мультфильм. Некая функция мультфильма. Познавательная – о чем этот фильм, каково его содержание. Что за тема. Каждый фильм расширяет границы мира ребенка, погружает в новую реальность, знакомит с новыми областями. И главное здесь – насколько подходит эта реальность возрастным интересам ребенка. Насколько он может понять вообще, о чем этот сюжет, о чем ему пытались сказать. Важна логическая связь между событиями, насколько ребенок способен ее проследить, может ли ребенок связать их сам и установить причинно-следственные отношения и установить, что откуда. И тут для каждого возраста свое содержание, которое отражает мир ребенка в определенный момент времени… Мы говорим сейчас именно о содержании, не о форме – темп, цвет, музыка, художественные особенности – это больше эстетическое воспитание. …»
Еще она отметила, что на данный момент нет критериев оценивания «хорошести» мультфильмов. Ученые над этим сейчас работают, мы тоже постарались это сделать со своей точки зрения (их вы можете увидеть в приложении к буклету), а также разработали советы родителям и детям по просмотру мультфильмов.
И наконец, на протяжении всей работы над проектом мы сами смотрели мультфильмы, а когда изучили мнение специалистов, составили список полезных мультфильмов для школьников, который и разместили в буклете и приложении к нему.
Таким образом, изучив влияние мультфильмов на школьников и создав буклет, мы пришли к следующим выводам:
1. Мультфильмы, которые обычно предпочитают смотреть дети, не всегда воспитывают и формируют нравственные качества.
2.Существует много современных мультфильмов, которые оказывают не только негативное влияние, но и позитивное воздействие на формирование личности ребёнка, независимо от страны производства, то есть нельзя сказать, что отечественные мультфильмы полезны, а зарубежные нет, каждый мультфильм надо рассматривать индивидуально в соответствии с возрастными особенностями детей.
3.К сожалению, дети сами ориентируются в мультиндустрии, родители же практически не участвуют в выборе мультфильмов, это проблема, на которую надо обратить внимание взрослым. Как сказал Бертран Рассел, «если Вы не думаете о своём будущем, у Вас его не будет».
4.Бесконтрольное просматривание мультфильмов негативно влияет на детей. Они, не задумываясь, копируют поведение персонажей мультфильмов.
Так что, уважаемые родители, мы призываем вас не проходить мимо этой проблемы, постараться понять ее и, изучив, сделать правильные выводы. А ребятам мы советуем не доверять всему, что показывают по телевизору и размещают в интернете, все- таки стоит спрашивать совет у родителей и специалистов в этой области. И тогда, действительно, мультфильмы станут приятным и полезным времяпрепровождением.
2.4 Оформление результатов.
Изучив и отобрав материал, мы пришли к выводу, что полезнее всего создать буклет и приложение к нему с целью распространения среди учащихся школы и их родителей.
2.5 Презентация результатов.
Полученный продукт мы решили представить на Марафоне проектов «Планета Знаний - 2019».
2.6 Оценка результатов (рефлексия).
Название
проекта
|
«Влияние мультфильмов на формирование нравственных качеств школьников».
|
Вид
проекта
|
информационный проект с элементами исследования
|
Какой
продукт мы
получили
|
Буклет и приложение к буклету, то есть что задумали, то и получилось. Причем смогли вместить, на наш взгляд, много интересной и полезной информации.
|
Что нового мы
узнали, чему
научились
|
Данный проект помог нам узнать много интересных фактов о мультфильмах, мнения специалистов по данной проблеме, мы поняли, что такое нравственность и какие бывают нравственные качества, выяснили полезные и вредные мультфильмы.
Мы научились:
1. Ставить перед собой цели и достигать их, распределять между собой задания по силам и интересам, следовать этапам проекта.
2.Работать с интернет- источниками, отбирать материал в соответствии с темой.
3.Правильно излагать свои мысли, а также оформлять работу, чтобы она была логически продумана.
4. Создавать буклет и приложение.
5. Составлять анкету и проводить анкетирование.
|
Наши
впечатления от
работы
|
Мы довольны нашей проделанной работой. Мы работали вдвоем, поэтому приходилось распределять задания, друг к другу прислушиваться, приходить к общему мнению, к счастью, у нас это получилось. Мы поняли, что работа над проектом- это кропотливая работа, но очень познавательная и увлекательная. Надеемся, что это наш первый индивидуальный проект, но не последний.
|
Наши оценки личного участия в проекте
|
Мы смогли самостоятельно определиться с темой, провести анкетирование, определить конечный продукт нашего проекта, подготовить защиту, а вот с описанием проекта, а также поиском информации помог учитель.
|
3. Заключение.
Четыре вещи невозможно вернуть:
Камень, если он брошен…
Слово, если оно сказано…
Случай, если он упущен…
И время, которое прошло…
Детство- счастливое время в жизни человека и самое познавательное, именно в этот период формируется личность. Мультфильмы в этом могут оказать неоценимую услугу. Через мультики ребёнок усваивает модели поведения, способы действий, учится тому, как можно добиться своего. Лучшими отечественными мультфильмами являются маленькие притчи, в которых под короткой занимательной историей спрятан глубокий духовный смысл. Причём многие мультфильмы непросто показывают «положительных» кукол и зверей, но и дают программу воспитания в себе качеств настоящего человека. Они учат осмысливать происходящее, заставляют переживать за героев, помогать, уважать родителей, дружить друг с другом, делать добро.
И подводя итоги, можно отметить, что от наших родителей зависит наше будущее. Если родители не обратят внимания на своих детей, на то, что они смотрят, и не подумают, как может повлиять мультфильм на его ребенка, то не родитель воспитает его, а мультфильм.
Таким образом, на сегодняшний день только родители могут защитить детей от того негатива, от того хаоса, которые врываются в нашу жизнь с экранов телевизоров и пространств интернета, и сохранить детей здоровыми с желанием жить и любить этот мир.
4.Использованные источники.
1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / Российская академия наук. Институт русского языка имени В.В. Виноградова. — 4-е изд., доп. — М.: Азбуковник, 1997. — С. 3—5. — 944 с.
2.https://whatisgood.ru/tv/cartoons/spisok-multfilmov-dlya-detej-raznyx-vozrastov/ (Дата обращения : 26.03.2019)
3. https://открытыйурок.рф/статьи/640476/ (Дата обращения: 26.03.2019)
4. http://razvitiedetok.ru/rebenok-poznaet-mir/975.html (Дата обращения: 26.03.2019)
5.https://yandex.ru/images/search?text=разговор%20с%20психологом%20о%20влиянии%20мультфильмов%20на%20детей&stype=image&lr=194&source=wiz (Дата обращения: 26.03.2019)
6.http://ujp.ru/data/science/2014/04/30/31629_Graf_Daryya_Kak_sovremennye_mulytfilymy_vliyayut_na_detey.pdf (Дата обращения: 26.03.2019)
|