Официальный сайт openw 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Творческий проект

Выберите действие:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10 поселка Каменский

Красноармейского района Саратовской области»

VIIмуниципальный Фестиваль проектов

«Планета Знаний-2019»

«Чем дальше в будущее входим,

тем больше прошлым дорожим…»

(О народных весенних праздниках Масленица и Троица)

 

Область научных знаний: литература, фольклор.

Номинация: творческий проект.

Выполнила Кашковская Варвара,

учащаяся 10 класса

МБОУ «СОШ № 10 п. Каменский».

Руководитель: Бурова Наталья Владимировна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ № 10 п. Каменский».

 

поселок Каменский  2019 год

Оглавление

1    Введение. 3-4

2.   Описание проектной работы.

2.1 Погружение в проект и планирование деятельности. 5-6

2.2..................................................................... План реализации проекта. 6-7

2.3. Осуществление деятельности. 7-11

2.4..................................................................... Оформление результатов. 11

2.5..................................................................... Презентация результатов. 12

2.6.................................................... Оценка результатов (рефлексия). 12-13

3.   Заключение. 13-14

4.   Список использованных источников. 14

Введение

Тема проекта: «Чем дальше в будущее входим,тем больше прошлым дорожим…»(О народных весенних праздниках Масленица и Троица)

Актуальность проекта: Мой проект «Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим…» (О народных весенних праздниках Масленица и Троица) посвящен народным весенним обрядовым праздникам, которые праздновались в народе испокон веков.

 В настоящее время происходит смещение акцентов в развитии детей в сторону ранней интеллектуализации, что не способствует духовному развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие школьника, без которых все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека.

Россия богата народными традициями, обычаями, праздниками.  Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей.Народные праздники по своей природе педагогичны, они всегда включают в единое праздничное действие и детей, и взрослых. Русский народный праздник всегда был открыт для новизны, изобретательности, впитывая в себя православные религиозные традиции и языческие обряды. Всё это справедливо по отношению к культуре празднования годовых праздников. О годовых праздниках в народе говорили: «В такой день у Бога все равны». 

Через данный проект хотелось бы познакомить учащихся с весенними праздниками Масленица и Троица, вызвать желание познакомиться с историей их появления и пробудить интерес к их празднованию для того, чтобы ребята знали прошлое нашей страны и старались сохранить духовное наследие народа в современной жизни.

На сегодняшний день идея знакомства с народными праздниками показалась злободневной, так как празднование Масленицы и Троицы широко входит в нашу жизнь, а вот истоки и традиции их малоизвестны.

Цель моего проекта:формирование интереса и любви у учащихся к традициям и обычаям русского народа, связанным с проведением народных весенних обрядовых праздников Масленица и Троица.

Задачи:

1.Изучить историю появления народных весенних обрядовых праздников Масленица и Троица, их обычаи и традиции.

2. Познакомиться с устным народным творчеством и лирикой, посвященным этим праздникам, отобрать интересный, на мой взгляд, материал для сценария.

3.Осмыслить значимость народных праздников для нынешнего молодого поколения и в целом для России.

4. Сформировать интерес к празднованию национальных обрядовых праздников, гордость за историю и культуру России через разработанный мною сценарий литературной гостиной.

     Объект изучения: народные весенние обрядовыепраздники Масленица и Троица.

Предмет изучения:значимость народных весенних обрядовых праздников для современной России.

Методы изучения:наблюдение, анализ, синтез найденного материала, подбор лирических произведений и произведений фольклора.

      Практическая значимость: использование на уроках литературы при изучении фольклора и внеклассных мероприятиях в школе, для проведения мероприятия в библиотеке; для широкого круга читателей.

        Миссия проекта: привлечь внимание учащихся школы кнародным весенним обрядовым праздникам Масленица и Троица, их обычаям и традициям.

        Источники информации: Интернет- источники.

2.Описание проектной работы.

2.1 Погружение в проект и планирование деятельности.

 В этом учебном году мне пришлось долго выбирать тему моего проекта. Сначала хотелось погрузиться в лирический мир героини лирики Ахматовой, потом поразмышлять о теме любви в творчестве современных поэтов. И совершенно случайно на просторах Интернета мне попалась фраза: «Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим…». Эти слова, как я потом выяснила, принадлежат поэту 20-го века Вадиму Сергеевичу Шефнеру, и взяты они из стихотворения:

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

1970

   А еще натолкнулась на слова академика РАО Г. Н. Волкова:

Без памяти нет традиций.

Без традиций нет культуры.

Без культуры нет воспоминаний.

Без воспоминаний нет духовности.

Без духовности нет личности.

Без личности нет народа как

Исторической общности.

  Да, действительно, жизнь народа невозможна без знания и уважения обычаев и традиций своего народа, своей истории и культуры. Наши мудрые предки твердили из поколения в поколение, что не может быть будущего там, где предают забвению традиции прошлого. Без прошлого нет будущего.

Испокон веков всех на Руси объединяли праздники, народные, обрядовые, календарные. О них мы немного говорили на уроках литературы, когда изучали фольклор. Каждый год сами их празднуем, начиная с Рождества, которое начинает новый год, затем Масленица, Пасха, Троица, несущие с собой весну, обновление, радость жизни.

Как заметил педагог К. Д. Ушинский, «… для ребенка светлым праздник Пасхи и весна, Рождество и Зима, Спас и спелые плоды, Троица и зленые берёзки сливаются в одном могучее впечатление, свежее и полное жизни.»

Масленица и Троица, как я узнала из найденных мною источников, были одними из самых любимых праздников на Руси. Они праздновались с размахом, гуляния были шумными и пышными, весёлыми и красивыми. А потом начиналась работа в поле до осени. 

 Вот я и подумала рассказать о них, изучив историю появления, обычаи и традиции празднования Масленицы и Троицы.А чтобы привлечь внимание учащихся, я решила разработать сценарий литературной гостиной.

  После уроков мы вместе с учителем составили план реализации проекта, обсуждали найденный мною материал, отбирали интересные идеи для сценария.

             2.2 План реализации проекта.

№№ п/п

         Мероприятия

Срок осуществления деятельности

11

Выбор и обсуждение темы, постановка целей и задач, определение конечного продукта (сценарий), планирование работы.

1-2 неделя января 2019 года.

22

Сбор информации по выбранной проблеме, выделение главного, интересного.

Самостоятельная поисковая деятельность

Январь-февраль 2019 года.

33

Промежуточные обсуждения, дискуссии, сбор и обработка источников информации, выбор способов оформления результатов.

Консультировалась с учителем по подбору материалов для сценария.

Февраль- 1 неделя марта 2019 года

44

Оформление результатов проектной деятельности: выбрать заглавие и научиться писать сценарий.

Решаемые задачи: какой материал поместить – все важно? Как расположить материал, чтобы и слушалось, и была логика? Как сделать, чтобы было интересно, кратко, ясно, доступно? Как уложиться во времени (не более 45-50 минут).

март 2019 года

 

55

Оценка продукта. Отчет по работе над проектом.

Работа над проектом заканчивается подведением итогов (рефлекией):

Смогла ли я добиться поставленной цели? Довольна ли я своей работой? Что получилось, а что – нет?

4неделя марта- апрель 2019 года

66

Защита на Марафоне проектов «Планета Знаний»

12 апреля 2019 года

 

2.3. Осуществление деятельности.

Исходя из поставленных задач и в соответствии с планом реализации проекта, я, во-первых, изучила Интернет - источники, проанализировала весь собранный мною материал, во-вторых, отобрала наиболее интересную информацию, чтобы написать сценарий.  Потом вместе с учителем отредактировали сценарий и оформили результаты проделанной работы.

Изучив найденный мною материал, я пришла к выводу, чтомы не должны забывать о своём культурном прошлом, национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребёнка и лежать в основе его личности.

Наши дети должны хорошо знать не только историю Российскогогосударства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовывать себя как личность, любящую свою Родину, свой народ и всё, что связано с народной культурой: русские народные праздники, фольклор.

В народных праздниках заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении.Праздник улучшает настроение, способствует творческому проявлению, позитивному эмоциональному всплеску. Народный праздник позволяет раскрыть истинные творческие устремления людей, ведь здесь каждый человек и исполнитель, и творец, и участник, и судья всего увиденного и услышанного. Народный праздник — это определенный отрезок жизни, имеющий свои формы поведения человека в коллективе, которые обусловлены как традициями, обычаями, так и ритуалами, церемониями и обрядами.

Меня особенно заинтересовали весенние праздники: Масленица, Пасха, Троица, потому что они несут обновление, радость, веру в лучшее. Но, как выяснилось, глубоко в древность своими корнями уходят Масленица и Троица, соединив в себе языческие обряды и православные традиции.

 В самом конце зимы, когда по поверьям наших предков Весна-красна с помощью тепла и света прогоняла стужу и холод, наступал праздник Масленицы, известный своим раздольным веселием, который длился на протяжении целой недели в преддверии Великого поста. В это время было принято печь блины, которые считались символом солнца, ходить друг к другу в гости, веселиться и наряжаться, кататься с горок на санках, а в заключительное Прощеное Воскресенье палить и хоронить чучело-символ побежденной зимы.

История Масленицы берет начало еще с тех времен, когда некрещенный русский народ прославлял языческих богов и следовал своим странным ритуалам. 

Масленичные гуляния на Руси испокон веков были шумными и пышными, этот языческий праздник был так люб народу, что даже церкви пришлось его не просто признать, а «легализовать», то есть даже после того, как князь Владимир крестил Русь в 10 веке, Масленица осталась среди праздников, и церковь приняла это. Однако ее празднование перенесли, чтобы оно не совпадало с традиционным постом. Гуляния продолжались не больше недели, а Масленица выполняла особую роль – перед Великим Постом люди могли насытиться вкусной едой, чтобы потом обуздать свои желания на длительный срок. 

По народным преданиям, люди, которые плохо праздновали Масленицу, весь следующий год жили плохо. Именно поэтому каждая семья старалась приготовить как можно больше сытных блюд, пригласить гостей, устроив действительно грандиозное празднование. Часто такие застолья заканчивались под утро танцами и песнями. И по сей день многие уверены, что Масленица должна превратиться в безудержное веселье, когда от еды ломятся столы и каждый радуется приходу весны.

 По обычаю на Масленицу блины пекли каждый день, поскольку именно они были основным украшением праздничного стола. Вместе с блинами также хозяйки готовили медовые сбитни и пряники, заваривали ароматный чай.  Изначально круглая форма блинов была выбрана язычниками для того, чтобы привлечь весну и порадовать бога Ярило. Именно он был одним из самых почитаемых в их религии. 

Конечно же, Масленица - это не только много вкусной еды и напитков. Это целая неделя веселья, танцев, катания на лошадях и санках. Она является народным праздником, поскольку в эту неделю все веселись, гуляли, пели и встречали гостей. Каждый день превращался в настоящий пир, поскольку каждая хозяйка старалась приготовить как можно блюд и напечь блинов. В это время никто не думал о работе или домашних заботах, ведь все наслаждались бурным весельем, а незамужние девушки гадали на суженого. Во время совместных катаний каждая из них старалась привлечь к себе внимание парней и их родителей, поскольку в те времена от решения отца и матери во многом зависел выбор будущей избранницы или избранника. В неделе масленичных гуляний каждый день имеет особое значение, об этом я подробно рассказала в сценарии, использовав стихотворения, песни, загадки.

    «Прощеное воскресенье» - седьмой день празднования Масленицы и заключительный. Его по праву можно назвать кульминационным. В этот день принято просить прощения у друзей, родственников, близких. Также следует навестить всех, чьим вниманием и заботой вы дорожите. Люди освобождаются от грехов в такой прощеный день перед Великим постом. В заключении праздника сжигают соломенное чучело. Чучело обычно делают высокое и яркое, чтобы зима не была в обиде на весну и уходила поскорее. Масленица уходит и ведет за собой зиму. После масленичной недели наступает новый этап в жизни. Масленица помогает людям освободиться от обид, недопониманий с близкими людьми. Ее можно считать семейным праздником, потому что празднование проходит в основном в кругу семьи. Иногда Масленицу сравнивают за это с Новым Годом.

А вот Троицуна Руси стали отмечать лишь спустя триста лет после Крещения. Праздник слился со славянским языческим Семиком, поэтому на Троицу принято украшать дома зеленью и обязательно водить хороводы вокруг берез.

Троица - один из самых любимых и красивых праздников на Руси. Слившись с древнеславянским праздником Семиком, он означал конец весны и начало лета. В этот день христианские традиции плотно переплелись с древними русскими обычаями и обрядами. Природа буйно просыпалась после спячки: зацветали травы, деревья покрывались листьями. Хорошее настроение не покидало славян. Праздновали Троицу на Руси красиво и весело.

Береза - самое праздничное дерево на Троицу. Она раньше остальных деревьев украшает себя после зимы сережками. Поэтому все троичные обряды совершались у этого дерева или вместе с ним. Славяне считали, что это дерево наделено большой жизненной силой. Березовыми ветками и травами украшали дома и храмы. Их расставляли в углах, разбрасывали на полу, клали на подоконниках. Казалось, что все помещения в этот день превращались в зеленую рощу. Не зря зеленый цвет был традиционным цветом одежды на Троицу. Женщины надевали зеленые платочки, батюшка - зеленую рясу на службу, а мужчины - зеленые рубашки.

         На Семик девушки «завивали» ветви березы, переплетали их с травой, цветами и лентами. А на Троицу их обязательно «развивали», считая, что в противном случае дерево может «обидеться». Среди троицких обрядов с березкой был широко распространен обряд «кумления» с деревом. Девушки «кумились» с березой и называли ее в течение праздника «кумой». Кроме этого, свежей зеленью березы украшали церкви, дома, хозяйственные постройки и даже домашний скот. По народному поверью, растения на Троицу обладают особой магической силой. Поэтому в ночь на Троицу знахари собирали лекарственные травы. Троица являлась также своеобразным разделом весны и лета, пограничьем, в которое обычно «гуляет» нечистая сила. Поэтому, чтобы защитить свои дома от влияний нечистой силы, крестьяне в Троицу мелом ставили над окнами и дверьми кресты.

 Веселые праздники Масленица и Троица, ведь весна – это лучшее время года. Играйте в игры, ешьте блины, пойте песни, водите хороводы, сжигайте чучело, плетите венки из березы. Отдыхайте и радуйтесь! Ведь само слово «праздник» произошло от древнеславянского «праздь», то есть «безделье, ничегонеделанье, отдых».

 На первый взгляд, праздничные дни не приносят особенной пользы, кроме хорошего, веселого отдыха, однако значение их преуменьшать не следует.

Каждая праздничная дата имеет свой смысл, несет свое предназначение, и календарь праздников будто бы соединяет прошлое и настоящее. Именно в праздники особенно ярко выделяются традиции, вырисовываются обычаи, именно удается отразить всю красоту и вековую мудрость своих предков, силу, характер, талантливое творческое начало, уважение и преклонение перед верованиями и достижениями дедов и прадедов, почитание природы и ее явлений.

2.4Оформление результатов.           

     Изучив и отобрав материал, мы пришли к выводу, что полезнее всего создать сценарий литературной гостиной для использования на уроках литературы и внеклассных мероприятиях.

 2.5   Презентация результатов.

         Полученный продукт мы решили представить на Марафоне проектов «Планета Знаний - 2019».

2.6 Оценка результатов (рефлексия).

Название проекта

«Чем дальше в будущее входим,

тем больше прошлым дорожим…»

(О народных весенних праздниках Масленица и Троица)

Вид проекта

Творческий проект

Какой продукт я получила

Обдумывая тему моего проекта, я приняла решение написать сценарий литературной гостиной, посвященный народным праздникам Масленица и Троица. В результате сценарий и стал продуктом моего проекта, состоит из двух частей, которые можно использовать отдельно.

Что нового я узнала, чему научилась

В процессе работы над проектом я узнала много интересного и запоминающегося о народных праздниках, обрядах и традициях. Я поняла, насколько народные праздники важны для народа, именно они объединяют людей.

А научилась я:

     1) Ставить перед собой определённые цели, задачи и достигать их.

2) Работать с интернет - источниками, извлекать нужную информацию, систематизировать ее.

3) Излагать последовательно мысли, оформлять работу так, чтобы она была логически продумана и написана доступным языком.

4)   Разрабатывать сценарий мероприятия.

Мои впечатления от работы

Мне очень понравилось работать и находить новую для себя информацию. Я поняла, насколько это кропотливая работа, требующая усидчивости и творческого подхода.

Моя оценка личного участия в проекте

Я довольна проделанной мною работой. Я смогла самостоятельно продумать тему, найти материал, создать сценарий, а описаниепроекта мы делали вместе с учителем.Работа над проектом мне принесла удовлетворение.


3. Заключение.

Россия - поистине уникальная страна. Наряду с высокоразвитой современной культурой бережно храним традиции своей нации, глубоко уходим корнями не только в православие, но ив язычество.

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

(В. С. Шефнер) 1970 год.

«Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа. Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы можем, однако, утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить развитие», — писал известный русский религиозный философ В.В. Зеньковский.

Я надеюсь, что созданный мною проект станет полезным для приобщения современной молодёжи к духовным традициям нашего народа.

Этот проект дал мне возможность посмотреть на человека в прошлом и в настоящем, убедиться в том, что связь времен не прерывается, я увидела, насколько человек прекрасен. Человека не судят по обложке, он как книга, в которой пишут историю, история постепенно меняется, а суть остаётся та же.

Солнце на небе,

Солнце на земле,

Радость повсюду

И в моей семье.

Будем сегодня хоровод водить,

Будем стремиться

Ещё счастливей жить!

 4. Список использованных источников.

  1. https://abc-24.info/tradicii-i-obychai-russkogo-naroda/(25.01.2019)
  2. https://sputnik-georgia.ru/spravka/20180211/239261180/Maslenica-2018-tradicii-primety-obychai-i-obrjady-prazdnika.html.(08.02.2019)
  3. https://vsyamagik.ru/maslenica-istoriya-prazdnika-tradicii-i-obychai/.(08.02.2019)
  4. https://сезоны-года.рф/Русский%20народ.html..(08.02.2019)
  5. https://www.advantour.com/rus/russia/traditions.htm.(08.02.2019)
  6. http://www.briefeducation.ru/brieds-552-1.html.(08.02.2019)
  7. https://nauchforum.ru/studconf/gum/xvi/4382..(08.02.2019)
  8. https://works.doklad.ru/view/XCsjjhhY3Tg/all.html.(08.02.2019)
  9. https://pandia.ru/text/78/453/55185.php.(08.02.2019)
  10. http://elnlicey.ucoz.ru/Uroki/Kyashkina/narodnye_prazdniki_i_obrjady_rabota_uchashhikhsja.pdf..(08.02.2019)
  11. https://prazdnik-portal.ru/kalendar-prazdnikov/narodnye-prazdniki/.(08.02.2019)
  12. https://multiurok.ru/index.php/files/stsienarii-vnieklassnogho-mieropriiatiia-dien-naro.html..(08.02.2019)
  13.  https://www.kakprosto.ru/how-844305-as-the-celebrated-trio-in-russia#ixzz5jOWjkE6S  (02.04.2019)
  14. http://philosofiya.ru/tchem_dalshe_v_budushee_vhodim.html (02.04.2019)

»  Tags for document:

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн