Submitted by Наталия Владимировна Уметчикова on пн, 01/04/2019 - 18:08
Адаптационный период десятиклассников в МОУ «СОШ № 61»
«Адаптационный период – это время в
начале года, когда есть возможность
выбрать направление в педагогической
работе на этот год и с этими детьми»
Т.В.Фролова
Проблема адаптации к среде и содержанию обучения встает периодически перед ребенком: начало обучения, переход в основную школу, в старшие классы, профессиональные учебные заведения. Адаптация - целостный, системный процесс, взаимодействия человека с природной и социальной средой. Учебная адаптация сопровождается психофизиологической, социальной. Критериями адаптированности можно считать не только выживаемость человека и нахождение места в социально-профессиональной структуре, но и общий уровень здоровья, способность развиваться в соответствии со своим потенциалом жизнедеятельности, субъективное чувство самоуважения.
В течение всей жизни организму приходится приспосабливаться к непрерывно меняющимся условиям внешней и внутренней среды. Одним из таких периодов школьной жизни, является период адаптации учащихся 10-х классов к обучению в старшей школе.
Термин адаптации, обозначающий приспособление, используется при описании довольно разных процессов: адаптация физиологическая, адаптация зрительная и слуховая, адаптация социальная и др. В нашей вопросе, мы говорим о физиологической и социальной адаптации, обеспечивающей полноценное интеллектуальное развитие учащихся, на фоне хорошей школьной мотивации, адекватной работоспособности, низком уровне тревожности при сохранении здоровья, и оптимального самочувствия.
В связи с тем, что учащиеся 10 класса «А» находятся в новых условиях (новые коллективы, новая система занятий, новые формы работы, изменившиеся объемы работы и характер мыслительных действий и др.) необходимо исследование их адаптации. Социальная адаптация как приспособление человека к условиям социальной среды предполагает:
1) адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя;
2) адекватную систему отношений и общения с окружающими;
3) способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха;
4)способность к самообслуживанию и самоорганизации, к взаимообслуживанию в коллективе;
5) изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.
В 10 «А» классе обучается 36 человек, 17 девочек и 19 мальчиков. Данный коллектив существует первый год. Класс сформирован из трех 9-х классов (11 человек - ученики 9а класса, 16 человек - 9б, 5 человек-9в, 1 человек из МБЛ, 2 человека из кадетской школы и 1 ученик прибыл из г.Вольска). Учащиеся 9 «В» класса легко влелись в коллектив, а вот между учащимися 9 «А» и 9 «Б» класса замечается напряжение и соперничество. В связи с этим учащиеся поделились на группы, но к концу четверти наблюдается сближение микрогрупп.
По итогам 2017-2018 учебного года в классе двое отличников: Мельник Александра и Белякова Татьяна, 16 хорошистов и 18 учащихся имеют тройки. Класс по успеваемости достаточно сильный.
В классе явных лидеров нет, но в коллективе есть учащиеся, имеющие лидерский потенциал, организаторские способности. У большинства учащихся устойчивое внимание, хорошая зрительная и слуховая память.
Коллектив 10 «А» класса работоспособен, и все учащиеся обладают навыками самостоятельного умственного труда. В классе есть учащиеся с высоким уровнем общих и специальных способностей, склонных к проявлению фантазий и мыслящих нестандартно. Класс готов решать творческие задачи: в коллективе есть учащиеся, которые активно принимают участие в жизни класса и школы. Дисциплина в классе хорошая. Учащиеся в основном не пропускают уроков без уважительной причины, всегда дисциплинированны. Они проявляют чуткость и внимательность по отношению к родителям, учителям, одноклассникам, у них сформированы чувства чести и долга.
Классный коллектив дружный и слаженный. Между мальчиками и девочками царит атмосфера уважения и взаимопонимания.
Адаптация в 10 классе «А» проходит с определёнными проблемами, т.к. по окончании 9 класса решили продолжить обучение учащиеся с низким уровнем мотивации, поменялись учителя по математике, истории, химии и биологии, уровень учебной мотивации средний. Особую тревогу вызывают следующие учащиеся: Гаджиев Санан, Нурлыгоянов Даниил, Рыков Артем – англ. яз., Коновалов К., Рыков А. – физика. Хотелось бы обратить внимание на претендентов на аттестат с отличием: Мельник Александра, Белякова Татьяна, Михайлова Екатерина, Зайцева Арина, Черевишник Екатерина – «4» по математике и физике, Медведева Ирина «4» по физике.
Учащиеся принимают активное участие в олимпиадах и интеллектуальных конкурсах. 47 % учащихся посещают спортивные кружки и секции.
Учащиеся испытывают желание «отдохнуть» после экзаменов в девятом классе и перед выпускным одиннадцатым. Это ведет к ослаблению внимания к школьным предметам, тогда как десятый класс – наиболее сензитивный период для окончательного профессионального самоопределения. И наша задача помочь им.
Выводы:
идет стабильное формирование классного коллектива
учащиеся, в основном, показывают средний уровень мотивации учебной деятельности
В целом можно сказать о средней степени адаптации обучающихся 10 класса. Дети не испытывают видимой сложности в общении с педагогами, старшими школьниками, стараются выполнять предъявляемые им требования.