Официальный сайт e-rus 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Участие в Фестивале проектов

Выберите действие:

Боков Алексей, 7 класс,

МБОУ "ООШ №6 с.Каменка"

Баширова Юлия Александровна,

МБОУ "ООШ №6 с.Каменка",

учитель химии, географии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
 «Основная общеобразовательная школа № 6 села Каменка

Красноармейского района Саратовской области»

 

 

 

 

VII муниципальный  Фестиваль проектов  «Планета Знаний»

 

 

 

 

 

 

«БОЛЬШИЕ ПРОБЛЕМЫ МАЛЫХ РЕК»

 

Область научных знаний: география, экология

 

 

 

 

 

                                                               Выполнил:

                                                                      Боков Алексей,

7 класс МБОУ «ООШ №6 с.Каменка»

                                                

 

 

                                                                               Руководитель проекта:

                                                        Баширова Юлия Александровна,

                                                                  учитель химии, географии

 

 

 

село Каменка

2019 г

Оглавление

 

I. Введение ………………………………………………………………………………..3 – 4

II. Описание проектной работы……………………………………………………………..5

2.1. Погружение в проект …………………………………………………………………...5

2.2. Планирование деятельности ……………………………………………………… 5 – 6

2.3. Самооценка в процессе работы …………………………………………………….….6

2.4. Осуществление деятельности по решению проблемы…………………………….….6

Глава 1. Малые реки на территории Саратовской области……………………………6 – 8

Глава 2. Комплексное исследование участка реки Иловля…………………..………9 – 13

2.5. Результат работы над проектом…………………………………………….……13 – 15

2.6. Практическое значение проекта……………………………………………….…15 – 16

2.7. Ресурсы, задействованные для реализации проекта…………………………...…….16

2.8. Список литературы, интернет-ссылки………………………………………………..16

2.9. Приложения………………………………………………………………….……17 – 24

  1. . Рефлексия…………………………………………………………………..……………25  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ВВЕДЕНИЕ

     Актуальность выбранной темы. Без малых рек не было бы больших. Важной проблемой малых рек на сегодняшний день можно назвать экологическую проблему и, конечно же, снижение уровня воды в реках. Малые реки несут свои воды в большие реки и поэтому проблемы и у малых, и у больших рек общие. На берегах малых рек расположились населённые пункты, ведь человек всегда селился поближе к воде, ставил плотины на реке, строил на них водяные мельницы, изменяя этим уровень воды в реке и влияя на видовой состав животного и растительного мира. Уже сейчас около трети населения Земли испытывает недостаток в чистой пресной воде. Поэтому человечеству нужно бороться за каждую малую речушку. Моя малая река Иловля  протекает через село Каменка, возникшее в 1765 году на ее берегах. Мне стало интересно, какие проблемы  малых рек Иловля испытавает на себе.

     Цели проекта. Практическая: комплексное исследование участка реки Иловля.  Педагогическая: повышение мотивации к изучению географии, геоэкологии и уровня и качества знаний учащихся. По формированию УУД: познавательные - самостоятельно создавать способы решения проблем, применять знания для решения проблем, излагать свое мнение; регулятивные – организовывать свое рабочее место, определять цель, составлять план выполнения заданий, развивать практические умения и навыки при решении экологических проблем; личностные – использовать приобретенные знания и умения для формирования экологической культуры и ответственности за состояние малых рек, готовности к активным действиям по охране природы; коммуникативные – участвовать в диалоге с учителем, родителями, жителями села, точно выражать свои мысли, планировать и выполнять действия по заданному образцу с соблюдением норм безопасности.

    Для реализации целей были поставлены следующие задачи:

- собрать информацию по данной теме;

- дать физико-географическую характеристику реки;

- определить качество речной воды;

- составить перечень состава животного и растительного мира участка реки;

- собрать информацию о хозяйственном использовании реки;

- определить основные источники загрязнения;

- выявить экологические проблемы реки;

- разработать перспективный план мероприятий по улучшению состояния реки;

- провести разъяснительную работу по охране реки среди жителей села.

   Объект исследования – вода.

   Предмет исследования - участок реки Иловля рядом с селом Каменка Красноармейского района Саратовской  области.

     Гипотеза: река будет жить, если местное население приложит усилия по её спасению.

    Методы исследования: работа с  источниками информации,  топографическими картами; мониторинговые исследования, наблюдение, сравнение, сбор и обработка данных,  беседа с  жителями села, природоохранная деятельность.

     Планируемый результат:  

- результаты данной работы можно будет использовать для привлечения внимания жителей села к сложившейся проблеме водоема;

- способствовать привитию любви к малой родине, ответственности за её будущее;

- приобретение новых знаний, умений и навыков, которые мне пригодятся на уроках географии, химии, биологии, экологии;

- заинтересовать одноклассников своей работой.

     Критерии оценки успеха работы над проектом:

 актуальность проекта, самостоятельность, проблемность, содержательность, научность, работа с информацией, системность, интегративность, коммуникативность .

 

 

  1. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ

 

  1. Погружение в проект

     Я очень люблю рыбалку, часто с друзьями мы ходим ловить рыбу на нашу реку Иловлю.  Мест для рыбной ловли не так уж много, хотя река протекает вдоль всего нашего села, да и  уловом не всегда можно похвалиться. Жители села, те что живут здесь давно, говорят, что раньше ловить рыбу можно было в любом месте, с берега, на лодках. Моя мама рассказала, что на реке во времена ее детства, мест для купания было много. Местное население их называло: «Чистая», «На плотине», «На Дамбе», «Мальчишечья», «Девчачья», «Гусишка», «Четырехметровка». В одних местах было мелко, в других – глубоко. Сейчас осталось два места для купания, но и там глубине не большая.

    Так выявилась проблема: что же будет с рекой через 5 –  10 лет? И вопросы, на которые нужно найти ответ:

- какой была река много лет назад, как использовалась?

- почему река стала мельче?

- почему в реке ила становится больше с каждым годом?

- не опасно ли купаться в нашей реке?

- что нужно сделать, чтобы спасти реку?

    Появилась гипотеза, что река будет жить, если мы всем селом ей поможем.

 

  1. Планирование деятельности

     Сроки реализации проекта май – октябрь 2018 г. Я составил план работы над проектом:

№ п/п

Сроки

Структурный компонент проекта

1

Май, июнь

Изучение научно-популярной литературы, ресурсов Интернет, поиск нужной информации по теме

2

Июнь, июль, август

Наблюдение за состояние реки, за растительным и животным миром. Проведение экспериментов, анализ результатов

3

Август

Беседа с жителями села  с целью выяснить историческое прошлое реки, ее хозяйственное значение, экологическое состояние

4

Август,

сентябрь

Систематизация, обобщение полученных данных. Разработка перспективного плана действий по улучшению состояния реки.  Изготовление листовок и распространения их среди населения. Написание работы, создание презентации.

5

Сентябрь

Анализ проделанной работы, выводы о важности проблемы поднятой в работе.

 

  1. Самооценка в процессе работы

     На протяжении всего проекта я проводил самооценку. Перед началом  проектной работы и в ходе проекта я заполнял таблицу ЗИУ (Приложение 1 ) и таблицу самооценки (Приложение 14)

 

  1. Осуществление деятельности по решению проблемы

     Работу я начал с поиска информации. Для этого воспользовался различными сайтами сети Интернет и справочной литературой.

 

Глава 1. Малые реки на территории Саратовской области

     Приступив к изучению проблемы, я попытался найти информацию о состоянии малых рек на территории нашей большой страны и конкретно Саратовской области. Я познакомился с экологическим состоянием рек, видовым составом беспозвоночных и позвоночных животных, растительностью водоемов и пойм рек. Я понял, что люди давно начали решать экологические проблемы, узнал причины дефицита пресной воды, основные меры по охране водных ресурсов, а также способы очистки сточных вод.                                    

     Первое из природных богатств, с которым человек встречается в своей жизни, это вода. По данным экспертов ООН, в настоящее время примерно одна шестая часть населения Земли не имеет доступа к чистой воде, а одна треть – к воде для бытовых нужд. Острый дефицит пресной воды возник из-за роста  численности населения и возрастающего водопользования в промышленности, сельском хозяйстве, быту.

     Речные воды – это самый удобный для использования вид природных вод.  Одна из важнейших причин уменьшения запасов пресных вод связана с сокращением водоносности рек. Она вызвана вырубкой лесов, распашкой пойм и осушением болот. За счёт этого резко увеличивается поверхностный сток и понижается уровень грунтовых вод. Быстрое таяние снега весной, выпадение обильных дождей в этих условиях вызывает половодья, а летом реки мелеют.

     На протяжении последних десятилетий всё большую тревогу вызывает изменяющееся качество воды рек, определяющее пригодность её для конкретных видов водопользования: хозяйственно-питьевого, культурно-бытового и рыбохозяйственного. Для каждого вида водопользования нормы установлены Государственным стандартом, который определяет благоприятные для конкретной цели показатели: вкус, цвет, прозрачность, её химический и эпидемиологический состав.

     Изменение качества пресной воды связано с целым рядом факторов, в первую очередь, это загрязнения водоёмов промышленными и бытовыми стоками. Значительную отрицательную роль здесь играют поверхностно-активные вещества (ПАВ), в том числе синтетические моющие средства (СМС), замедляющие естественное самоочищение водоёмов, действующие угнетающе на биохимические процессы.

    В настоящее время актуальным для человечества является разумное отношение человека к природе. В связи с этим реализуется ряд государственных программ, которые направлены на восстановление рек. Например, Федеральная целевая программа «Вода России в 2012 – 2020 годах».

     В целях охраны и рационального использования водных ресурсов предусматривается:

1. Строительство, реконструкция, ремонт очистных сооружений.

2. Оптимизация системы управления городскими и сельскими стоками.

3. Строительство ливневой канализации с очистными сооружениями;

4. Благоустройство и расчистка русел рек и озер;

5. Организация и обустройство водоохранных зон и прибрежных защитных полос.

6. Увеличение производительности систем оборотного водоснабжения на промышленных предприятиях.

7.  Строительство на крупных предприятиях локальных очистных сооружений.

8. Организация и проведение регулярного комплексного гидромониторинга поверхностных водных объектов.

   Я узнал, что по территории Саратовской области протекает 180 малых рек общей протяженностью около 10 тысяч километров, относящихся к бассейну Дона на западе, Камыш-Самарских озер в восточной части и к Волжскому бассейну в центральных районах. Крупными реками левобережья являются Большой Иргиз и Малый Иргиз, Большой Караман, Еруслан. Речная сеть правобережья более густая, к важнейшим рекам относятся Хопер, Медведица, Терешка, Алай, Чардым, Курдюм.  Наша область относится к низкообеспеченным водными ресурсами, т.к. в маловодные годы возникает  дефицит водных ресурсов.

    

 

 

 

Глава 2. Комплексное исследование участка реки Иловля

     Я считаю, что исследование  малой реки необходимо, т.к. в результате исследования выявляются новые, сформировавшиеся к настоящему времени  гидрографические, гидрохимические и гидробиологические характеристики реки.

 

Физико-географическая характеристика реки Иловля

     Река Иловля протекает вдоль нашего села (Приложение 2). В сети Интернета я нашел информацию о происхождении названия реки и интересные исторические факты. По одной из версий название реки связано со словом «ил» и обозначает «речка с мягким илистым дном». С середины XVIII в. на берегах реки селились беглые люди (бывшие крепостные крестьяне). Одно из преданий объясняет название реки тем, что здесь посланники царя ловили беглых людей. Первые упоминания о реке встречаются в исторических документах XVII века в связи со строительством укреплений вдоль Иловли и Дона. В районе Камышина Иловля подходит к Волге настолько близко, что в древности даже суда волоком тянули из одной реки в другую. Этот участок назывался «переволока». Царь Петр I планировал построить канал в этом месте, чтобы соединить обе реки, но этому не суждено было случиться. Сегодня можно увидеть ров и земляной вал, которые свидетельствуют о серьезности намерений Петра Великого. Распложенный поблизости поселок так и называется - Петров Вал. Именно на реке Иловля художник Петров-Водкин писал знаменитую картину «Купание красного коня» (Приложение 3).

     Изучив топографическую карту, я определил, что река берет начало в пределах Приволжской возвышенности у села Первомайское (Приложение 4). Сначала река направляется на юг, а затем сворачивает в юго-западном направлении. Впадает Иловля в Дон, являясь его левым притоком. Река протекает по территории Красноармейского района Саратовской области и по территории Волгоградской области.
     Я узнал, что длина реки 358 км, площадь бассейна 9250 км2.

     На основании многолетних наблюдений жителей села и моих собственных наблюдений, я пришел к выводу, что Иловля – типичная равнинная степная река с плавным ходом воды. Длина реки, протекающей у села составляет примерно   км. Русло извилистое, шириной от   до        м.  Скорость течения небольшая.  Для реки характерны весеннее половодье,  летне-осенняя межень, прерывающаяся 2-3 раза в сезон дождевыми  приливами,  и устойчивая зимняя межень, когда она переходит на питание грунтовыми водами.  Замерзание реки (начало ледостава) приходится на конец ноября – начало декабря. Покрыта она  льдом  до начала апреля. Ледохода нет, т.к. лед примерзает к прибрежным кустам. Основное питание Иловля получает от таяния снегов, а также дождевых и грунтовых вод, а также восполняется притоком: рекой Каменка (левый приток), протекающей через наше село. В период весеннего половодья вода в Иловле поднимается больше чем на три метра (в многоснежные годы), и река широко разливается по равнине. Однако летом, особенно в засушливые годы, уровень воды сильно падает. Река мелеет, в отдельных точках глубина составляет 0,4 м. 

 

Определение качества воды

     Я определил качество воды в реке Иловля, для этого я взял пробы воды. Чтобы охарактеризовать качество воды, я определил жесткость воды, характер и интенсивность запаха воды, цвет и мутность речной воды (Приложение 5).

  1. определение жёсткости воды

     Для этого к 100 мл пробы постепенно добавлял по каплям концентрированный раствор соды. Визуально отмечал количество выпавшего осадка. Много осадка – вода жёсткая, мало – умеренно-жёсткая, практически нет осадка – мягкая..

  1. определение характера и интенсивности запаха воды

     Запах воды я определял путём интенсивного встряхивания воды в пробирке, закрытой пробкой. После снятия пробки определил обонянием интенсивность и характер запаха. Сверил свое восприятие со шкалой (Приложение 6).

  1. определение цвета

     Для определения цвета я профильтровал через бумажный фильтр исследуемую воду. Сравнил цвет воды с цветом такого же объёма дистиллированной воды над листом чистой белой бумаги. Соли железа, гуминовые кислоты придают воде жёлтый цвет. Зеленоватая окраска воды может быть связана с явлением эвтрофикации, т.е. перенасыщение питательными веществами, и как следствие, присутствием микроскопических водорослей.

  1. определение мутности воды

     Содержание нерастворимых примесей можно определить на глаз: сильно мутная, мутная, прозрачная, рассматривая воду в пробирке на фоне белого экрана.

       Результаты изучения качества воды я занес в таблицу

                                                                                                     

№ п/п

Показатели качества воды

Вывод о качестве

 

1

 

Запах

Смешанный, преобладает илистый с примесью запаха прелости. Слегка заметный. Предположительно  запах связан с продуктами органического распада.

 

2

 

Цвет

Вода слабо мутная, зеленоватой окраски, что предположительно доказывает  связь с перенасыщением питательными веществами.

3

Жёсткость

Вода мягкая

 

Животный и растительный мир

     Я составил перечень состава растительного и животного мира. По берегам реки произрастают влаголюбивые растения: рогоз, камыши, осоки. Вдоль всего побережья растут деревья: ракиты, ивы, верба, ольха (Приложение 7). Прибрежные деревья, камыш, рогоз помогают стать рекам чище, они корнями извлекают из воды нитраты и другие вредные вещества.  В реке водятся рыбы: карась, плотва, голавль, окунь, щука, краснопёрка, в береговой зоне живут ондатры (Приложение 8). На двух участках реки я увидел следы пребывания бобров (Приложение 9). В зарослях по берегам селятся дикие утки. Мне было интересно наблюдать за жизнью жуков-плавунцов, личинок стрекоз, за  водомерками. Все обитатели водоёма связаны друг с другом. Если в воде мало бактерий – не будет здесь много инфузорий, коловраток, которыми питаются личинки комаров. Нет добычи для хищников – мало и хищников: жуков, водных клопов, личинок стрекоз. В воде беспозвоночные постоянно трудятся над тем, чтобы сделать её чище. Жуки и личинки различных насекомых уничтожают больных животных и их трупы, не допуская возникновения эпидемий. Личинки комаров поедают различные гниющие остатки. 

 

Хозяйственное использование реки

      Я побеседовал со сторожилами села и выяснил, что наша река имела большое хозяйственное значение. В прошлом веке на реке стояли водяные мельницы, воду жители села брали на полив своих огородов и для других хозяйственных нужд. На реке  в прошлом веке построена дамба и плотина, которая в настоящее время утратила свое значение (Приложение 10).  На левом берегу реки была плантация, где выращивали различные овощи, и там стояла насосная станция, которая подавала воду из реки в оросительную систему на поля. В пойме реки пасли домашних животных.

     В настоящее время на берегах реки предприятия не располагаются, сточные воды непосредственно в реку не сбрасываются. Вода из реки используется жителями села для полива садовых и огородных участков, для водопоя крупного рогатого скота.   Сохранились небольшие участки реки, где летом население купается, отдыхает на берегах, ловит рыбу (Приложение 11).

 

Основные источники загрязнения

     Опрос жителей села показал, что продолжительное время река загрязнялась отходами жизнедеятельности животных, так как животноводческие комплексы были расположены в непосредственной близости к реке. Шло загрязнение реки минеральными удобрениями, которые смывались с полей и попадали в реку.

     В настоящее время в селе есть безответственные жители, которые   сбрасывают в реку навоз. Через реку происходит движение транспорта, и это причина загрязнения мазутом. Бытовые отходы не всегда утилизируются своевременно и часто недобросовестные рыбаки и отдыхающие  бросают у кромки воды целлофановые пакеты, жестяные банки и другой мусор, который ветром сносится в реку.

 

Экологическое состояние реки

      Я обсудил проблемы нашей реки с жителями села, убедился, что наша река претерпела много преобразований. Большинство жителей, обеспокоены тем, что с каждым годом уровень ила в реке все больше, река зарастает. Также происходит  обмеление реки. Проблемы нашей реки: загрязнение, обмеление, заиливание. 

     Беседуя со старожилами, я выявил причины обмеления реки: заиливание родников, питающих реку; течение стало медленнее и река начала зарастать водорослями, предпочитающими   медленно текущие или стоящие воды; нет ледохода; люди выкидывают  мусор в реку, умерших домашних животных, моют у реки автомобили.

     Мама вспоминает: « В моем детстве вода в реке была настолько чистая, что из неё даже пили. В ясный солнечный день можно было увидеть дно. Жители села ловили рыбу, купались в реке. Река была чистой и глубокой, течение – сильным,  а ледоходы продолжительными. Постепенно река стала зарастать, скорость течения снизилась, ила стало собираться все больше (течение его не уносило) и  речка начала  мелеть» (Приложение 12).

 

2.5. Результат работы над проектом

     Малая река – чрезвычайно занимательный и актуальный объект для экологического изучения. Здесь  огромный простор для ведения интереснейших наблюдений. Можно изучать речную флору, провести исследование истока реки, заниматься изучением животного мира,  ежегодно исследовать русло реки и сравнивать показатели, выявлять экологические проблемы и заниматься их устранением.

     В ходе исследования я нашел сведения о реке Иловля, провел визуальное обследование, проанализировал данный материал, сделал выводы.

     В результате исследования я пришёл к выводу, что в настоящее время происходит загрязнение реки маслами, мазутом за счёт движения непосредственно через реку мотоциклов, тракторов, автомобилей. Кроме того с полей смываются удобрения и ядохимикаты. В настоящее время в селе есть  животноводческие фермы, местное население содержит крупнорогатый скот, что является причиной для загрязнения реки. Пышная растительность по берегам рек способствует улучшению микроклимата реки и сохраняет уровень воды.

     Проведя работу по изучению реки и  оценив её экологическое состояние,  я  пришёл к выводам:

- вода в реке средней чистоты и может быть использована  для рыболовства  и купания;

- реку можно охарактеризовать как  устойчивую водную экосистему;

- с загрязнением берегов реки нужно бороться сообща местному населению;

     Результаты исследования я решил изложить в видеоролике и выложить в Интернет, чтобы привлечь внимание к проблемам нашей реки. Также я создал листовку, в которой призывал жителей села и рыбаков, соблюдать элементарные правила сохранения водоемов (Приложение 13).

     В школе я выступил перед одноклассниками и рассказал об истории реки,  её экологическом состоянии. Мы вместе искали пути решения экологических проблем.   

     Вместе с одноклассниками и учителем мы разработали перспективный  план действий по спасению реки:

  • Необходимо очистить реку от мусора, упавших деревьев.
  • Необходимо очистить берега реки от мусора.
  • Необходимо запретить сброс продуктов жизнедеятельности животных  в реку.
  • Необходимо расчищать родники, ключи.
  • Необходимо вести разъяснительную работу с населением.
  • Необходимо продолжить мониторинговые исследования реки.

     Гипотеза, что местное население может своими силами улучшить состояние реки, подтвердилась. А разработанный план мероприятий по защите реки поможет нам спасти нашу Иловлю.

     Я считаю, что моя работа привлечет внимание учащихся нашей школы и взрослого населения к сложившейся проблеме реки и поможет всем осознать, что водоем нуждается в очищении, изучении и охране. Надеюсь, что жители села начнут решать экологические проблем. Я считаю, что необходимо непрерывное экологическое образование и воспитание, и тогда берега нашей реки всегда будут чистыми.

 

2.6. Практическое значение проекта

     Моя работа может быть интересна широкому кругу читателей,  как  учащихся любых классов, так и взрослых людей. Она содержит много познавательной информации, иллюстрирована, чтобы привлекать внимание. Работа содержит исследование непосредственно воды, отражает животный и растительный мир реки, несёт информацию об экологическом состоянии, рекомендации по облагораживанию территории. Результаты данной работы могут быть использованы для проведения бесед о правилах сохранения водоемов, в качестве дополнительного материала на уроках географии, экологии, биологии.

     Необходимо осуществлять совместно с администрацией нашего муниципального образования, администрацией школы, руководителями фермерских хозяйств природоохранные акции и проекты по оказанию практической помощи малым рекам и родникам.

      Силами учащихся нашей школы планируется  организация и проведение природоохранной акции по очистке берегов малых рек от мусора. Практические действия, которые нам под силу – ликвидация свалок в водоохраной зоне, очистка родников и рек Иловли и Каменки. Такое мероприятие мы проводим ежегодно.

    

2.7. Ресурсы, задействованные для реализации проекта

 

1. Информационные:  сайты Интернета, справочная литература.

2. Интеллектуальные – опыт педагогов, авторов проекта, жителей села.

3. Материально – технические:   колбы, сода, фильтровальная бумага, компьютер с выходом в Интернет, компьютерные программы Word,  PowerPoint, расходные канцелярские принадлежности, цифровая камера, лопата, грабли, пила

 

2.8. Список использованной литературы

1. Зверев А.Т., Ачапкин Л.А. Экология. Практикум 7-9 классы. М.: Оникс, 2007    

2. Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. «Основы экологии». М.: Дрофа, 2004

3. Шиширина Н.Е. Практическое руководство по комплексному исследованию экологического состояния малых рек. Тула, 2000.

Интернет – ссылки:              

http://water-rf.ru/О воде официально/828/ФЦП «Вода России»

https://strekoza.travel/place-reka-ilovlya Река Иловля

https://rulandinfo.ru/tours/253/3664/ Река Иловля

https://ru.wikipedia.org/wiki/Иловля (река)

http://saratovregion.ucoz.ru/nature/water.htm Большая Саратовская энциклопедия: водоемов

http://komanda-k.ru/Россия    Реки Саратовской области

https://saratovlj.livejournal.com/14587.html  Малые реки Саратовской области

 

2.9. Приложения


Приложение 1

Карта «Знаю – Интересуюсь – Узнал»

Вопросы

Знаю

Интересуюсь

Узнал

История реки Иловля

 

 

 

Где исток и устье реки?

 

 

 

Какова глубина и ширина реки, скорость течения?

 

 

 

Какой режим у реки?

 

 

 

Каково питание реки?

 

 

 

Растительный мир реки

 

 

 

Животный мир реки

 

 

 

Можно ли речную воду считать чистой?

 

 

 

Как используется река человеком?

 

 

 

Какие экологические проблемы у реки?

 

 

 

Как можно помочь сохранить реку?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Рис.1.  Река Иловля. «Чистая»

                 

 

Приложение 3

                  Рис.2. Картина Петрова-Водкина «Купание красного коня»

Bathing of a Red Horse (Petrov-Vodkin).jpg

Приложение 4

Рис.3. Исток реки Иловля

 

   

 

 

 

 

Приложение 5

Рис.4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 6

Таблица 1. Шкала интенсивности запаха

 

Интенсивность запаха

Баллы

Характеристика восприятия

Отсутствует

0

Запах не ощущается совсем

Очень слабый

1

Запах обнаруживается только опытным наблюдателем, а вы его не чувствуете

Слабый

2

Запах обнаруживается только тогда, когда на него кто-то обрати ваше внимание

Заметный

3

Запах, который вы замечаете не сразу

Отчётливый

4

Запах, который вы сразу же чувствуете

Очень сильный

5

Запах очень сильный, ощущается на расстоянии

 

Таблица 2. Определение характера запаха воды

Характер запаха

Приблизительный аналог (на что похоже)

Ароматический

Огуречный, цветочный

Болотный

Илистый, тинистый

Гнилостный

Фекальный, сточной воды

Древесный

Мокрой щепы, древесной коры

Землистый

Прелый, свежевспаханной земли, глинистый

Плесневелый

Затхлый, застойный

Рыбный

Рыбы, рыбьего жира

Сероводородный

Тухлых яиц

Травянистый

Скошенной травы, сена

Неопределённый

Не подходит под предыдущие определения

 

 

 

Приложение 7

Рис. 5.  Участок реки Иловля

 

Приложение 8

Рис.6.  Животный мир
http://rubalka.bos.ru/img/krasnoperka/krasnoperka2.jpg                http://animalsfoto.com/photo/e7/e71a543c642fdb2d9997ff36b738eacb.jpg

Красноперка                                              Плотва

               Карась (Кубань)Карась (Carassius - Диалоги о рыбалке - полезное видео..                    http://ua-fish.net/images/%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BD%D1%8C%20%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B9.jpg
                              Карась                                                       Окунь

   Приложение 9

Рис.7.  Следы присутствия бобров

Приложение 10

Рис.8. Старая Дамба

Приложение 11

Рис.9. Места отдыха на реке

Приложение 12

Рис.10.  Участок реки Иловля

      III. РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

     Приобретенные знания, умения и навыки я указал в листе «Я научился»: я научился видеть проблему, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, работать с текстом, наблюдать и проводить эксперимент, планировать и проводить исследовательскую деятельность, прогнозировать ее результаты, делать выводы, доказывать и защищать свои идеи.

     По окончании проекта я заполнил бланк отчета работы над проектом:

Критерий оценки успеха работы над проектом

Результативность работы

Актуальность

Проект был актуальным, т.к. осветил вопросы экологического состояния малых рек, пути решения проблем малых рек

Самостоятельность

Уровень самостоятельной работы был достаточно высок.  Непосредственное участие руководителя было только на этапе постановки целей, задач, выдвижения гипотезы; в остальных вопросах руководитель проекта только направлял мои действия.

Проблемность

Была помощь руководителя в начале проекта при  формулировании проблемных вопросов, а во время выполнения работы я сам четко ставил вопросы

Содержательность

Проект характеризуется краткостью и четкостью изложения.

Научность

Проект имеет соотношение изученного и представленного в проекте материала.

Работа с информацией

Способы поиска информации – интернет, литература; способы подачи информации – от воспроизведения до анализа, сначала краткое описание предполагаемых результатов, затем анализ полученных результатов в ходе работы.

Системность

Все процессы рассматривались в совокупности.

Интегративность

Проект относится к категории метапредметных, т.к. связан с географией, биологией, экологией.

Коммуникативность

На протяжении всей работы происходило сотрудничество с одноклассниками, родителями, учителем, жителями села

http://www.openclass.ru/node/536328/edit


»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   
МУНИЦИПАЛЬНАЯ НАУЧНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ КРАСНОАРМЕЙСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн