МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
СЕЛА СПЛАВНУХА КРАСНОАРМЕЙСКОГО РАЙОНА
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
(МБОУ «ООШ села Сплавнуха»)
VIІ региональный фестиваль проектов
«Планета Знаний»
«Вода, которую мы пьём»
Область научных знаний: химия
Номинация: исследовательский проект
Проект выполнил: Однораленко Мария обучающаяся 8 класс
МБОУ «ООШ села Сплавнуха»
Руководитель: Кинжигалиева Таисия Александровна
учитель химии и биологии
МБОУ «ООШ села Сплавнуха»
с. Сплавнуха
2019 г.
Введение
Прогуливаясь по отделам супермаркета, я увидела огромное разнообразие питьевой воды, и заинтересовалась, задумывается ли человек о качестве той воды, которую он пьёт? Наверно, не всегда, так как полностью доверяет тем, кто поставляет ему питьевую воду. Возникает проблемный вопрос: все ли виды питьевой воды, употребляемой человеком, являются пригодными для питья?
В связи с этим целью проекта стало исследование качества питьевой воды, употребляемой обучающимися школы села Сплавнуха. Исходя из цели проекта, были поставлены следующие задачи:
- Изучить литературу по данной теме.
- Выяснить какую воду употребляют обучающиеся школы;
- Провести эксперименты по исследованию качества питьевой воды;
- Создать буклет по теме проекта с целью использования его на классных часах по здоровьесбережению.
При выполнении проектной работы были использованы такие основные методы, как анализ научно-популярной литературы, анкетирование, эксперимент.
Практическая значимость данной проектной работы заключается в использовании полученного материала в просветительской работе по здоровьесбережению.
Поставленные задачи решались в ходе реализации нескольких этапов.
I этап - подготовительный:
- Выбор темы.
- Формирование гипотезы.
- Постановка цели, задач.
- Составление плана работы над проектом.
- определение участников, методов, приёмов исследования;
- разработка вопросов для анкетирования;
- сбор и изучение необходимой информации;
- овладение терминологией.
II этап - основной:
- Социологический опрос обучающихся школы с целью выяснения видов употребляемой ими питьевой воды.
- Эксперимент по выявлению качества питьевой воды.
- Анализ и обработка данных эксперимента.
- Разработка информационного буклета.
III этап - рефлексия:
- Подвести итог исследования.
- Защита проекта.
- Вода – основа жизни.
Для изучения проблемы качества питьевой воды была изучена, проанализирована литература нескольких публикаций, взятых из открытых источников сети Интернет.
Итак, питьевая вода – это природная вода из поверхностных или подземных водных объектов, или вода после обработки, подаваемая через системы водоснабжения, либо расфасованная в емкости, предназначенная для удовлетворения питьевых, иных бытовых нужд человека и для производства пищевой продукции.
Вода человеку нужна для того, чтобы: выводить различные шлаки и отходы из организма, насыщать кислород влагой при дыхании, контролировать температуру тела, смазывать суставы, усваивать различные питательные вещества, так же, она является хорошим натуральным растворителем для множества витаминов, макро и микроэлементов.
Вода – основа тела человека. Давайте в начале взглянем на сухие медицинские факты и посмотрим на сколько процентов тело состоит из воды:
— Организм эмбриона состоит из воды на 97%.
— Новорождённый ребёнок – на 90%.
— Ребёнок в возрасте 5-8 лет – на 80%.
— Тело здорового человека средних лет состоит из воды на 65-75%.
— Содержание же воды в теле пожилого человека составляет порядка 50-58%.
Если воды в организме будет недостаточно, то это может повлечь за собой разные последствия, самым серьезным является обезвоживание.
Обезвоживание - это патологическое состояние человека, которое происходит при уменьшении уровня воды в организме, ниже положенной физиологической нормы.
Симптомы обезвоживания:
1)сильная жажда
2)небольшое количество мочи
3)меняется цвет мочи (становится очень темной)
4)человек испытывает сильную слабость
5)сильное переутомление
6)низкое артериальное давление
7)слабый пульс
8)потеря сознания.
Однако, несмотря на это, многие воду в чистом виде не пьют, т.к принимают различные напитки за воду. Напитки – еда, наш организм воспринимает их как то, что требуется каким-то образом переварить, усвоить или выбросить.
Чистая же вода для организма является средством очистки и поддержания водного баланса. Воду для себя наш организм приспособился извлекать из пищи, в том числе из напитков. Но как ему очищаться? Ведь вы же моете посуду, стираете одежду, убираетесь с помощью воды? А организму что делать? Если он не получает чистой воды для самоочищения, ему приходится как-то выкручиваться – извлекать воду из своих ресурсов. Представьте, если бы в вашем распоряжении не было водопровода и приходилось бы ее добывать не простым поворотом крана, а всякими ухищрениями? Вот этим наш бедный организм и вынужден заниматься. Таким образом, пить воду нужно затем, чтобы организм мог очищаться. Любая пища, даже натуральная, его засоряет, не говоря уже о синтетической. Вы же не моете посуду лимонадом или чаем, и грязной водой? Организму вода, тоже нужна чистая, без всяких примесей.
Из пособия Елизарова Т.В., было выяснено, что качество воды оценивается по отсутствию неблагоприятного, вредного влияния на здоровье населения. На качество питьевой воды оказывает влияние содержание в ней различных солей и примесей, наличие болезнетворных микроорганизмов.
Гигиенические требования к качеству питьевой воды устанавливаются Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами Министерства здравоохранения Российской Федерации. Согласно этим нормативам, вода централизованных систем питьевого водоснабжения не должна оказывать негативного воздействия на состояние здоровья человека.
Для того, чтобы человек хорошо себя чувствовал, он должен употреблять только чистую качественную питьевую воду. Ученые давно установили прямую связь между качеством питьевой воды и продолжительностью жизни. По данным Всемирной организации здравоохранения около 80% болезней человека вызывается употреблением для питьевых нужд некачественной воды. Качественная питьевая вода не должна иметь вредных для человека веществ, и должна содержать полезные минералы, так необходимые для нормальной жизнедеятельности нашего организма.
II. Социологический опрос.
Чтобы выяснить, какую питьевую воду употребляют обучающиеся школы, была разработана анкета (приложение 1) в виде теста, которая включала такие вопросы, как:
1.Какую воду вы предпочитаете?
2. Какая вода полезная?
3. Сколько воды (в чистом виде) вы употребляете в сутки?
В анкетировании приняли участие 20 обучающихся. В ходе анализа ответов участников опроса, была получена следующая информация:
Данные социологического опроса
Сколько воды (в чистом виде) вы употребляете в сутки?
|
Количество человек
|
2 стакана
|
7
|
4 стакана
|
2
|
6-8 стаканов
|
6
|
более 10
|
5
|
Исходя из данных анкетирования, мы видим, что:
Большой процент опрошенных употребляют проточную воду (87 %), а также – родниковую (25%) и бутилированную (20 %);
Большой процент опрошенных считает полезной водой бутилированную (45%), а также - родниковую (30%) и проточную (20%).
Большинство опрошенных употребляют в сутки 1 л воды, не считая воду в виде еды, но есть и такие, которые пьют воду меньше нормы.
- Миф о полезности бутилированной воды.
Итак, 45 % обучающихся, считают, что бутилированная вода полезная. Попробуем выяснить так ли это?
Далеко не все люди знают о том, что сегодня в продаже имеется вода двух категорий: первой и высшей. Также она может быть минеральной или же питьевой. О первой предельно все ясно. Но что же подразумевается под понятием «питьевая вода»? Если на бутылке именно это и написано, то производитель взял воду, скорее всего, обычную, водопроводную или колодезную, и просто пропустил через специальный фильтр (который можно установить и дома). Удивительно, но это позволительно. Точнее, не запрещено нормативной документацией. Так, сегодня существует два документа, в которых высказаны нормы о качестве и безопасности воды: ГОСТ Р 52109-2003. Тут идет речь о питьевой воде, которая расфасована в емкостях. СанПиН 2.1.4.1116-2002. Тут указаны гигиенические требования, которые касаются воды для питья расфасованной в емкости. Согласно этим документам, вся продаваемая вода в бутылках должна быть безопасной для здоровья, ей необходимо соответствовать различным микробиологическим и химическим показателям. Но вот в чем опасность: недобросовестные производители для анализа чаще всего предоставляют одну воду, тогда как в бутылки разливается совершенно иная жидкость. Проконтролировать это все очень сложно, остается только полагаться на совесть тех, кто эту воду предлагает для потребления. Однако все же и для добросовестных производителей есть свое «но». В некоторых странах бутилированная вода вообще запрещена, так как доказано, что она негативно влияет на здоровье и окружающую среду. У нас же пока такого закона нет. Об этом стоит подумать! Откуда происходит вода?
Из вышесказанных пунктов вытекает следующий: зачем за бутилированную воду платить деньги, если по сути ее можно взять из-под крана? Так, стоит сказать о том, что покупка такого продукта – не дешевое удовольствие.
Несколько слов о пластиковых бутылках. Многие люди уже поняли, что пластик, из которого изготовляется тара для бутилированной воды – вреден для здоровья. Но чем именно? Если очень часто пить воду из бутылок, в организме человека накапливается такое химическое вещество, как бисфенол-А. Оно чем-то схоже с женским половым гормоном эстрогеном. А его переизбыток негативно сказывается на организме не только женщин, но также мужчин и детей. Вещества, которые содержатся в пластиковых бутылках, могут очень навредить сердечно-сосудистой системе, а также вызвать такое заболевание, как диабет. Бисфенол-А также очень опасен для ферментов печени, что может вызывать поражение данного органа у человека. Вода в пластиковых бутылках может сохраняться на протяжении пары лет. Однако при этом она находится в закрытом состоянии и к тому же усваивает все, что выделяет емкость, в которой она находится. За это время структура воды изменяется и становится неизвестной человеческому организму. Внимание: бисфенол-А запрещен в 10 странах мира. Однако в России воду с данным микроэлементом без опаски и проблем продают во всех супермаркетах.
Итак, можно сделать вывод, что бутилированная вода наносит вред человеческому организму. Поэтому дальше, мы эту воду не рассматриваем.
ІV. Эксперимент
Проведем исследование качественного состава талой, родниковой и проточной воды.
Чистая вода должна иметь рН 6-7. Уменьшение рН водопроводной воды (подкисление) приводит к повышению в ней солей тяжелых металлов (Рb, Cd, Fe, Cu), обладающих токсичным действием на организм. Закисление природной воды происходит за счет антропогенного воздействия (кислотные дожди и т.д). Это влечет химическую и биологическую перестройку в водной экосистеме. При рН =6 погибают улитки и ракообразные; рН=5 – исчезает фитопланктон, многие водные насекомые; рН=4,5 – вымирают микроорганизмы, развиваются анаэробные процессы с выделением метана и сероводорода; рН> 7,5 вызывает цветение водоема.
Приборы и материалы:
вода водопроводная, талая, родниковая
;
пробирки;
универсальная лакмусовая бумага.
Ход работы: в пробирки с водой опускаем по кусочку лакмусовой бумаги.
Уровень рН в пробирке:
1
|
2
|
3
|
вода водопроводная
|
вода
талая
|
вода
родниковая
|
7,0
|
3-4,0
|
7,0
|
Вывод: Во всех образцах воды pН-баланс находится в норме, кроме талой воды. Таким образом, талая вода имеет слегка кислую среду, что вероятно вызвано кислотными дождями, поэтому она не соответствует норме по рН.
Определим окисляемость водопроводной, родниковой, талой воды.
В природной воде окисляемость обусловлена присутствием органических примесей (гуминовых кислот), а так же содержанием сероводорода (H2S), ионов Fe (II). Внезапное повышение окисляемости воды говорит о ее загрязнении бытовыми стоками, поэтому окисляемость - важная гигиеническая характеристика воды, которая говорит о бактериологическом загрязнении. Проведем качественное определение окисляемости.
Приборы и материалы:
вода водопроводная, талая, родниковая;
пробирки;
латок с реагентами.
Ход работы: В пробирки налили по 5-7 мл исследуемой воды и добавили 3 капли 3% раствора KMnO4. Оставили полученный раствор на 20 минут. Наблюдали изменение окраски растворов. Если раствор приобрел малиновую окраску - вода удовлетворительная. При красноватой окраске вода подозрительная, а при желто - бурой – недоброкачественная.
1
|
2
|
3
|
вода водопроводная
|
вода
талая
|
вода
родниковая
|
бледно-розовый
|
желто-коричневая
|
бледно-розовый
|
Вывод: В пробирках под номерами 1,3 вода под действием перманганата калия (KMnO4) окрасилась в бледно-розовый цвет. Кроме пробирки под № 2 там вода окрасилась в желто-коричневый цвет. Таким образом в этой пробирке вода недоброкачественная в ней содержатся органические примеси. Это талая вода.
Проведем исследование воды на анионы (карбонаты CO32-, хлориды Cl -, сульфаты SO4 2-).
Различают общую, временную и постоянную жесткость воды. Общая жесткость обусловлена присутствием растворимых соединений кальция и магния в воде. Временная жесткость иначе называется устранимой, или карбонатной. Она обусловлена наличием гидрокарбонатов кальция и магния. Постоянная жесткость (некарбонатная) вызвана присутствием других растворимых солей кальция и магния. Для определения жесткости воды проводим определение карбонат - иона.
Хлориды являются составной частью большинства природных вод. Концентрация хлоридов в воде водоемов – источников водоснабжения допускается до 350 мг/л. Обнаружение большого количества хлоридов является показателем загрязнения природных вод бытовыми стоками.
Естественное содержание сульфатов в природных водах обусловлено выщелачиванием горных пород, биохимическими процессами и т.д. Концентрация сульфатов в воде водоемов – источников водоснабжения допускается до 500 мг/л. Повышение содержания сульфатов может быть связано со сбросом сточных вод.
Приборы и материалы:
вода водопроводная, талая, родниковая;
пробирки;
латок с реагентами.
Ход работы:
Для определения содержания в воде карбонат - иона, добавили индикатор фенолфталеин и наблюдали за цветом раствора. Ни в одной из пробирок фенолфталеин не окрасил раствор, что говорит об отсутствии карбонат - иона.
Вывод: в исследуемых пробах воды карбонат- ион отсутствует, следовательно вода мягкая.
Для определения содержания хлорид - иона в воде добавили раствор нитрата серебра( Ag NO3). Наблюдали за выпадением творожистого осадка белого цвета.
В пробирке под №1,3-заметили что, вода заметно помутнела, выпадения осадка. В пробирке №2 вода осталась почти прозрачной.
Вывод: Таким образом, только лишь в талой воде хлорид ионы почти отсутствуют. Все другие пробы содержат незначительное количество ионов хлора.
Для определения содержания в воде сульфат - ионов мы добавили в пробирки раствор хлорида бария (BaCl2). Наблюдали за выпадением белого осадка и помутнением воды.
В водопроводной воде, в талой воде -ион сульфата не обнаружен, а в родниковой воде содержание сульфат иона превышено.
Вывод: Повышенное содержание сульфат ионов в родниковой воде объясняется тем что, происходит выщелачивание горных пород, а так же может быть связанно со сбросом сточных вод и загрязнением окружающей среды.
Итак, проделав ряд экспериментов, мы выяснили, что вредной для здоровья, является родниковая и талая вода. Остается проточная вода.
Водопроводная вода поступает по трубам, которым боле 40 лет. Они покрыты ржавчиной, а значит вода «обогащается» бактериями и железом.
Избыток железа в питьевой воде оказывает негативный эффект на организм человека. Все “лишнее” железо не может усвоиться и не выводится телом целиком. Большое содержание металла может нанести вред различным системам организма. Избыток, как и недостаток железа, чреват заболеваниями и неприятными симптомами:
болезнями почек, печени, всего ЖКТ,
вялостью, снижением иммунитета,
сухостью кожи и ломкостью волос, аллергическими реакциями и пр.
V. Очистка воды в домашних условиях
Из выше сказанного, приходим к выводу, что проточную воду нужно очищать от бактерий и железа.
Очистка воды с помощью фильтров на данный момент самый простой и довольно-таки действенный метод. В современном мире можно выбрать модель фильтра на любой вкус и кошелёк. Всё, что потребуется, так это включить прибор залить туда воду и время от времени менять сменные кассеты. Также как один из самых простых, но не особо действенных методов очистки можно считать использование специальных кувшинов и насадок на кран.
В нашей школе стоит очиститель воды. И каждый год вода проходит лабораторные исследования, показатели соответствуют гигиеническим требованиям к качеству питьевой воды, установленным Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Заключение.
Работая над этим проектом, используя научную литературу, а также прибегая к экспериментам я узнала, что самым чистой, наполненной минералами и другими полезными веществами оказалась родниковая вода.
С целью привлечения внимания обучающихся и их родителей к проблеме качества употребляемой питьевой воды был разработан буклет, в котором отражены все результаты исследования качества питьевой воды, проведённого в рамках проекта «Вода, которую мы пьём». Данный буклет был представлен на классном часе в 7-9 классах и роздан классным руководителям школы.
Рефлексия.
Работа над проектом мне очень понравилась. Я научились из литературных и интернет - источников добывать информацию. Узнала, как можно ее донести до окружающих. Научились достигать поставленной перед собой цели. В ходе работы над проектом я научилась давать самооценку своей деятельности, делать выводы.
Список использованной литературы
- Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. – М.: Минздрав России, 2002.
- Гусева Н.Е., Проскурина И.Н.. Разработка химического эксперимента с экологическим содержанием// Химия в школе – 2002. - №10 –С. 72.
- Елизарова Т.В., Михайлова Л.А. Гигиена питьевой воды. Учебное пособие, – Чита: ЧГМА, 2007.
- Федорос Е.И., Нечаева Г.А. Экология в экспериментах: учебное пособие для учащихся 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2007.
- Экологическая оценка окружающей среды. Практикум. Составитель Т.В. Сажнева. РОИПКи ПРО.
- . Сайт Центра исследования и контроля воды
-
- Сайт о чистой воде
- Ваше здоровье в ваших руках
- http://narodmedotvet.ru/5-prichin-pochemu-nelzya-pit-butilirovannuyu-vodu/
Приложения 1
Анкета.
Социологический опрос учащихся
по исследовательской работе «Вода, которую мы пьем».
1.Какую воду вы предпочитаете?
А) бутилированная
Б) проточная
В) талая
Г) родниковая
2. Какая вода полезная?
А) бутилированная
Б) проточная
В) талая
Г) родниковая
3. Сколько воды (в чистом виде) вы употребляете в сутки?
А) 2 стакана
Б) 4 стакана
В) 6-8 стаканов
Г) более 10
|