Школа охладела к черчению. Этот предмет вычеркнут из числа обязательных (Письмо Минобразования РФ от 18.07.1997 N 974/14-12). Предмет - фундамент для изучения инженерной графики. Раньше черчение было основой для развития пространственного мышления у детей. Между тем графическая культура сегодня приобретает роль второй грамотности, однако в вузах обучение инженерной графике часто приходится начинать с нуля.
На сегодняшний день проблема графической грамотности студентов вузов, учащихся колледжей и техникумов стоит очень остро. Это связано с тем, что в федеральном государственном стандарте основного общего образования в списке изучаемых предметов отсутствует черчение. В статье отмечается значимость графических знаний и умений не только в политехническом образовании, но и в повышении уровня технического, пространственного и творческого мышления школьников.
С древнейших времён и до наших дней графическая информация остаётся самым простым и удобным видом общения между людьми. Ведь недаром говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», и не зря считают, что «один рисунок стоит тысячи слов». От чертежей-рисунков, от планов, начертанных в натуральную величину на песке, до современных чертежей, выполненных по соответствующим стандартам ЕСКД, от пещерной до компьютерной графики человечество проделало огромный путь. Действительно, сегодня понять конструкцию любого изделия, наладить его изготовление и ремонт без соответствующих графических документов (чертежей и схем) просто невозможно. Существует крылатая фраза: «Чертёж – язык техники». Однако интерес к черчению как к предмету, позволяющему овладеть языком техники, постоянно падает. Возникает некоторый парадокс – разнообразной техники вокруг нас всё больше и больше, а черчения в школе всё меньше и меньше. В последние годы перестали проводить школьные олимпиады по черчению. В проводимых олимпиадах по технологии черчению в настоящее время практически не нашлось места. Не разработаны до сих пор вопросы и билеты к ЕГЭ по черчению, но особенно беспокоит низкое качество школьных учебников и программ.
Сегодня наиболее распространен учебник по черчению, рекомендованный Министерством образования и науки РФ, написанный авторами А.Д. Ботвинниковым, И.С. Вышнепольским, В.Н. Винградовым, который издаётся на протяжении уже многих лет. Все эти годы учебник выходит из печати с огромным количеством очевидных ошибок, опечаток и неточностей, перечисление и анализ которых может быть темой отдельного исследования.
Возможно, всё это не так уж и страшно, ведь исчезла астрономия из школы, но мир не перевернулся. Большинство этого и вовсе не заметили. В школе появляются и развиваются новые современные предметы (ОБЖ, информатика, экономика, МХК, налогообложение, основы православия и др.), на изучение которых надо тоже выделять учебное время. Поэтому традиционным предметам, в том числе и черчению, приходится ужаться до минимума. Справедливо надо признать, что знания и умения, связанные с чтением и выполнением чертежей и др. графических документов, полученные на уроках черчения в школе, понадобятся в жизни и дальнейшей учёбе далеко не каждому ученику. Большинство выпускников выберет профессию и специальность, не связанную с черчением. На это есть как минимум две причины: Черчение? Кому нужен этот предмет?
Аттестат о среднем (полном) общем образовании расскажет нам о том, что все мы в свои школьные годы учились в школе, и имели возможность получить представление почти обо всех науках. А делается это затем, чтобы юному отроку помочь разобраться в самом себе и найти дальнейший путь развития, и сделать выбор своего профессионального пути.
На сегодняшний день мы имеем практически полное отсутствие в школьных программах направление развития технического мышления. Предмет черчение в школах не преподается повсеместно. Кто-то решил, что развитие технического мышления, пространственных представлений, а также способностей к познанию техники с помощью графических изображений не обязательно. А ведь такой предмет помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся; приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства. Кроме того, занятия черчением оказывает «большое влияние на воспитание у детей самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания».
Сейчас всё больше встречается детей с плохо развитой памятью. Дети не могут запомнить прочитанный текст, выучить правило или стихотворение, сетуя на то, что «это не реально выучить» и «раньше такого не задавали». Как не задавали? Нам приходилось учить, причем довольно часто, монологи из произведений, не говоря о стихах! На развитие памяти и пространственных представлений влияет чрезмерная насыщенность в современных учебниках иллюстраций. Размеры учебников в начальной школе выросли вдвое только за счет иллюстраций, картинок. В былые времена иллюстрации присутствовали тоже, но их было меньше, и чаще черно-белые. Все это давало возможность детям больше воображать, представлять, т.е. мыслить. Я не призываю отказаться от картинок в учебниках, но надо дать возможность детям домысливать самостоятельно.
«А как же изобразительное искусство?», спросите вы. Несомненно, уроки изобразительного искусства не только учат детей изображать окружающий многообразный мир разными художественными материалами, но и развивают умения наблюдать, видеть и замечать удивительное рядом. Весь учебный год учитель следует программе. К концу учебного года многие дети спрашивают: «Будет у нас свободная тема?», и, как только на самый последний урок в году предлагаю ребятам представить, как они собираются отдыхать на каникулах, чем будут заниматься целых девяносто с лишним дней, у многих детей растерянность. Они просто не знают, ЧТО им нарисовать. «Подскажите, что мне нарисовать…», и мы вместе начинаем фантазировать: вспоминать, что ребенок любит делать, где хотел-бы побывать или вернуться в те места, где уже был. Не все, конечно, так с трудом могут мысленно улететь, уплыть, убежать в бескрайний мир фантазии. Для других и урока мало, остановиться не могут. И мы рисуем до конца восьмого класса…. И вот перед нами инженерная наука! Восьмиклассники с восторгом для себя открывают, что с предметом черчения связаны очень многие вещи. Для них будто открывается какая-то тайна, становится понятым замысловатое изображение именуемое чертёж. Оказывается практически все предметы – это результат идеи, мысли, первоначально отображенный на бумаге в виде эскиза или чертежа!
Черчение помогает понять геометрию, не говоря уже о начертании геометрических образов. Нельзя не сказать и о развитии мелкой моторики рук. Пальчики у детей, привыкших к современным «гаджетам», перестали быть гибкими, ловкими, как в младшем возрасте. Дети с трудом управляются с такими простыми чертёжными инструментами как линейки и угольники, не говоря о циркуле, хотя к восьмому классу детям уже известна такая наука как геометрия. А ведь для того, чтобы обучить детей правилам выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД, сколько необходимо терпения! Ведь пальчики в буквальном смысле не слушаются, они не так держат карандаш, не хватает силы прижать линейку, чтобы начертить линию, циркуль то и дело соскакивает или его ножки разъезжаются в разные стороны!
Бережно и аккуратно написанное сочинение, чистые тетради с математическими подсчетами, контурные карты с четкими стрелочками и ровно расцвеченными областями походов полководцев – это ли ни приятно брать в руки учителю на проверку? На уроках черчения прививается культура графического труда. И начинается эта культура с грамотной организацией рабочего места для выполнения графических работ. Мои ученики знают и выполняют чертежи только чистыми руками и чистыми подготовленными инструментами. Все свои принадлежности дети носят и хранят в обычной папке. В таких папках младшие школьники носят на урок технологии разные материалы.
Так для чего же нужен предмет черчение?
Дети могут использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Например, то, что черчение тесно связано с такими науками как геометрия, физика, технология, изобразительное искусство и информационные технологии – это бесспорно. Ни один из предметов школьного цикла не формирует представления о графических системах, методах, средствах и способах отображения информации, что помогает социальной адаптации выпускников школ. Ведь он и назначен в системе среднего (полного) общего образования для развития (быть может, я снова повторюсь) пространственного, логического и абстрактного мышления, творческих качеств личности, наблюдательности, внимания, для формирования пространственного воображения и пространственных представлений, для обеспечения политехнической и графической грамотности, для знакомства с началами проектирования и конструирования. В конце концов, изучение черчения, графического языка как синтетического языка, является необходимым, поскольку он общепризнан международным языком общения. Знание его может стать одной из преимущественных характеристик при получении работы в других странах мира, а также для продолжения образования.
Поскольку общеобразовательная школа готовит выпускников, способных адаптироваться к быстрой смене требований рынка труда, к жизни в обществе, построенном на системе рыночных отношений, им необходима основательная, систематическая графическая подготовка, обеспечивающая отчасти трудовую мобильность, смену профессий и переквалификацию.
И если я, как учитель черчения, помогу детям овладеть совокупностью знаний и их использования в науке, производстве, дизайне, архитектуре, экономике и общественных сферах жизни общества; помогу овладеть совокупностью графических умений, а также способностью применять полученные знания и умения не только для адаптации к условиям жизни в современном обществе, но и для активного участия в репродуктивной и творческой деятельности (научной, производственной, проектной и др.), то моя цель будет достигнута.
|