Регистрация (9-11 класс)
Метапредметный исследовательский проект
«МУЗЕЙ ПРОЖИВАНИЯ КНИГИ»,
посвящённый году театра и
210-летию Н.В. Гоголя, 205-летию со времени рождения М.Ю. Лермонтова,
140 –летию П.П. Бажова и 95-летию В.П. Астафьева.
Метапредметный исследовательский проект «МУЗЕЙ ПРОЖИВАНИЯ КНИГИ»
Даниленко Игорь, обучающийся 9б класса МБОУ гимназия №3 г. Пролетарска Ростовской области;
руководитель: Даниленко Светлана Владимировна, педагог -психолог
Книга "Мертвые души" Николая Васильевича Гоголя
Цель: создать экспонаты музея проживания книги Н.В. Гоголя «Мертвые души»
Задачи:
· Перечитать книгу и выбрать детали, которые могли бы ярче понять замысел автора
· Описать экспонат и создать его
Гипотеза: если мы обратим внимание на детали, точнее поймем авторский замысел
В поэме (романе) Н.В. Гоголя «Мертвые души» говорится о нравах и жизни помещиков на Руси 30-х годов 19 века, в нем представлена галерея человеческих пороков...
Смысл названия “Мёртвых душ” двоякий: это само явление – продажа мёртвых крепостных душ, переписывание их и передача другому хозяину и образ людей, подобных Плюшкину, Манилову, Собакевичу – их души мертвы, герои глубоко бездуховны, пошлы и аморальны.
Главный герой – Чичиков скупает у помещиков давно умерших, но ещё числящихся крепостных крестьян, которые нужны ему только на бумаге. Таким образом он планирует разбогатеть, получив оплату за них в опекунском совете. Взаимодействие и сотрудничество Чичикова с такими же мошенниками и шарлатанами, как он сам, становится центральной темой поэмы. Желание разбогатеть всеми возможными способами свойственно не только Чичикову, но и многим героям поэмы – это болезнь века. То, чему учит поэма Гоголя, находится между строк книги – русскому человеку свойственен авантюризм и тяга к “лёгкому хлебу”.
Вывод однозначен: самый правильный путь – жить по законам, в ладу с совестью и сердцем.
Название предмета
|
Бричка
|
Атрибуционные данные:
|
фото
«Бричка - легкая полукрытая повозка; повозка с верхом, будкой, волчком; более известны польские брички: легкие, дышловые, с плетеным кузовом, кожаным верхом, внутри обитые. Дорожные достоинства брички были относительными. «Бричка хоть и покойнее телеги, но недалеко ушла от нее и вдесятеро беспокойнее тарантаса и зимней повозки» , - свидетельствует Иван Аксаков.
Владимир Соллогуб в повести «Сережа» писал: «Вот мчится телега ― буйная молодость русских дорог; вот переваливается бричка, как саратовский помещик после обеда; вот гордо выступает широкая карета, как какой-нибудь богатый откупщик; вот дормез, вот коляска, а за ними толстый купец-дилижанс, выпив четырнадцать чашек чаю на почтовом дворе». В России в самом деле существовало множество типов конных экипажей, которые к тому же в разных регионах изготавливали по-своему. Также они различались по назначению, конструкции и статусу владельца.
Это слово польского происхождения, оно обозначает легкую четырехколесную дорожную повозку, иногда без рессор. Кузов у брички мог быть как открытым, так и закрытым: кожаным, плетеным или деревянным.
Возможно, поэтому многие русские классики описывали бричку как крайне шумный транспорт. Бричка Льва Толстого подпрыгивала, у Шолохова она гремела или громыхала, а Александр Серафимович писал, что «за ней покатилось нетерпимо знойно-звенящее дребезжание». Давид Бурлюк, посвящая стихи некой птичке с невыносимым голосом, сравнивал ее со старой разломанной бричкой.
|
Дополнительные сведения
|
Перед вами экспонат «Музея проживания книги Н.В.Гоголя «Мертвые души» -бричка.
Бричка служила пристанищем для гения российских дорог Павла Ивановича Чичикова. И как тут не вспомнить первую фразу « Мертвых душ": " В ворота гостиницы губернского города NN въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка, в какой ездят холостяки: отставные подполковники, штабс-капитаны, помещики, имеющие около сотни душ крестьян, словом, все те, которых называют господами средней руки. В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод.
Въезд его не произвел в городе совершенно никакого шума и не был сопровожден ничем особенным; только два русские мужика, стоявшие у дверей кабака против гостиницы, сделали кое-какие замечания, относившиеся, впрочем, более к экипажу, чем к сидевшему в нем. "Вишь ты", сказал один другому, "вон какое колесо! Что ты думаешь, доедет то колесо, если б случилось в Москву, или не доедет?" -- "Доедет", отвечал другой. "А в Казань-то, я думаю, не доедет?" -- "В Казань не доедет", отвечал другой. -- Этим разговор и кончился.
Именно в бричке путешествовал главный герой «Мертвых душ» Николая Гоголя — Павел Иванович Чичиков. Его бричка была «довольно красивая, рессорная», да еще и с удобствами: верх кузова был «от дождя задернут кожаными занавесками с двумя круглыми окошечками, определенными на рассматривание дорожных видов». Это был вполне приличный дорожный экипаж для такого чиновника, как Чичиков, подобающий его рангу, пусть и, как сегодня сказали бы, «не представительского класса».
Глава III
А Чичиков в довольном расположении духа сидел в своей бричке, катившейся давно по столбовой дороге.
...все небо было совершенно обложено тучами, и пыльная почтовая дорога опрыскалась каплями дождя. Наконец громовый удар раздался в другой раз громче и ближе, и дождь хлынул вдруг как из ведра. Сначала, принявши косое направление, хлестал он в одну сторону кузова кибитки, потом в другую, потом, изменивши образ нападения и сделавшись совершенно прямым, барабанил прямо в верх его кузова; брызги наконец стали долетать ему в лицо. Это заставило его задернуться кожаными занавеснами с двумя круглыми окошечками, определенными на рассматривание дорожных видов, и приказать Селифану ехать скорее.
Кибитка
Словом, заимствованным у кочевников, в России называли крытую повозку. Часто верх у нее был на дугах и мог откидываться — напоминая «бабушкин чепчик» (Николай Телешов). Хорошая кибитка — значит, «с просторным волчком и двойным рогожным навесом» (Иван Лажечников) или «с кожаным верхом и наглухо застегнутым фартуком» (Павел Мельников-Печерский).
Именно в трясучей кибитке ехал Радищев: «Лежа в кибитке, мысли мои обращены были в неизмеримость
мира. Отделялся душевно от земли, казалося мне, что удары кибиточные были для меня легче».
Вяземский посвятил ей целое стихотворение, весьма злобное: «А подвижной сей каземат, / А подвижная эта пытка, / Которую зовут: кибитка». Пушкин более жизнерадостен: «Бразды пушистые взрывая, летит кибитка удалая». С другой стороны, в своих «Дорожных жалобах» он стенает: «Долго ль мне гулять на свете / То в коляске, то верхом, / То в кибитке, то в карете, / То в телеге, то пешком?»
Хотя день был очень хорош, но земля до такой степени загрязнилась, что колеса брички, захватывая ее, сделались скоро покрытыми ею как войлоком, что значительно отяжелило экипаж; к тому же почва была глиниста и цепка необыкновенно.
Я делаю вывод, что слова кибитка и бричка- синонимы,- ведь Гоголь в одной и той же главе, описывая один и тот же сюжет, употребляет там эти слова: сначала говорит, что Чичиков сидит в бричке, а потом, описывая путешествие во время дождя, использует слово "кибитка".
Глава 4. Здесь Чичиков, не дожидаясь, что будет отвечать на это Ноздрев, скорее за шапку, да по-за спиною капитана-исправника выскользнул на крыльцо, сел в бричку и велел Селифану погонять лошадей во весь дух.
Глава V
Герой наш трухнул, однако ж, порядком. Хотя бричка мчалась во всю пропалую и деревня Ноздрева давно унеслась из вида, закрывшись полями, отлогостями и пригорками, но он всё еще поглядывал назад со страхом, как бы ожидая, что вот-вот налетит погоня.
Глава 8. Из брички вылезла девка с платком на голове, в телогрейке, и хватила обоими кулаками в ворота так сильно, хоть бы и мужчине (малый в куртке из пеструшки был уже потом стащен за ноги, ибо спал мертвецки). Собаки залаяли, и ворота, разинувшись, наконец проглотили, хотя с большим трудом, это неуклюжее дорожное произведение. Экипаж въехал о тесный двор, заваленный дровами, курятниками и всякими клетухами; из экипажа вылезла барыня: эта барыня была помещица, коллежская секретарша Коробочка.
Глава 11. ... и бричка, в которой ездят холостяки, которая так долго застоялась в городе и так, может быть, даже надоела читателю, наконец выехала из ворот гостиницы.
Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога! и как чудна она сама, эта дорога: ясный день, осенние листья, холодный воздух... покрепче в дорожную шинель, шапку на уши, тесней и уютней прижмешься к углу! В последний раз пробежавшая дрожь прохватила члены, и уже сменила ее приятная теплота. Кони мчатся... как соблазнительно крадется дремота и смежаются очи, и уже сквозь сон слышатся: и "Не белы снеги", и сап лошадей, и шум колес, и уже храпишь, прижавши к углу своего соседа.
Лошадки расшевелились и понесли как пух легонькую бричку. Селифан только помахивал да покрикивал: "Эх! эх! эх!", плавно подскакивая на козлах по мере того, как тройка то взлетала на пригорок, то неслась духом с пригорка, которыми была усеяна вся столбовая дорога, стремившаяся чуть заметным накатом вниз. Чичиков только улыбался, слегка подлетывая на своей кожаной подушке, ибо любил быструю езду. И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: "чорт побери всё!" -- его ли душе не любить ее? Ее ли не любить, когда в ней слышится что-то восторженно-чудное? Кажись, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и всё летит: летят версты, летят навстречу купцы на облучках своих кибиток, летит с обеих сторон лес с темными строями елей и сосен, с топорным стуком и вороньим криком, летит вся дорога нивесть куда в пропадающую даль, и что-то страшное заключено в сем быстром мельканьи, где не успевает означиться пропадающий предмет, только небо над головою, да легкие тучи, да продирающийся месяц одни кажутся недвижны. Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи. ... -- кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг, только дрогнула дорога да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход! и вон она понеслась, понеслась, понеслась!.. И вон уже видно вдали, как что-то пылит и сверлит воздух.
Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка, несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, всё отстает и остается позади. Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? Что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится, вся вдохновенная богом!.. Русь, куда ж несешься ты, дай ответ? Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо всё, что ни есть на земли, и косясь постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства.
|
|
Работая над произведением Гоголя «Мертвые души», я отметил пустоту существования помещиков,
их безделье, невежество, отсутствие напрочь интересов. Гоголь написал давно свое произведение,
еще в 1841 году, однако оно и сегодня актуально. Пусть уже и нет крепостного права, пусть главные
герои исчезли в наше время, но, отдельные черты характера этих помещиков встречаются до сих пор,
а значит «мертвые души» отдельных личностей существуют и по сей день.
Цель: создать экспонаты музея проживания книги Н.В. Гоголя «Мертвые души» -достигнута.
Задачи: перечитать книгу и выбрать детали, которые могли бы ярче понять замысел автора, описать экспонат и создать его -
выполнены.
Гипотеза: если мы обратим внимание на детали, точнее поймем авторский замысел-подтвердилась, вместе со своим экспонатом,
с исследованием по книге я снова окунулся в эпоху 19 века, с удовольствием перечитал поэму Гоголя, снова представил путешествие
и приключения - похождения главного героя.... много чего открыл для себя неожиданного, интересного, благодаря своему экспонату,
я точнее понял замысел автора, ярче представил картину жизни Руси...захотелось и самому в конце прокатиться на "птице-тройке"...
Я уверен, что исследование экспоната музея проживания книги Н.В. Гоголя «Мертвые души» поможет мне успешно сдать ОГЭ.
РЕФЛЕКСИЯ
Учащиеся – Даниленко Игорь
- 9-б класс
|
Координатор
|
Как это было…
Светлана Владимировна предложила мне участвовать в конкурсе, и я согласился, так как других вариантов у меня не было, кроме того, мне нравится что-то новое.
«Мертвые души» мы уже изучали на литературе, и я не думал, что открою для себя что-то интересное. А получилось совсем иначе. Во-первых, я понял, какое большое значение имеют детали в тексте, я научился их замечать, видеть. Во-вторых, я открыл для себя с новой стороны наших классиков, когда искал материал о своем экспонате- бричке,- мне очень понравилось, что «бричка Льва Толстого подпрыгивала, у Шолохова она гремела или громыхала», а Александр Серафимович писал, что «за ней покатилось нетерпимо знойно-звенящее дребезжание». Давид Бурлюк, посвящая стихи некой птичке с невыносимым голосом, сравнивал ее со старой разломанной бричкой. Шолоховская бричка мне понравилась больше всего!
Я не знал, кто такой Давид Бурлюк, в интернете нашел, что, оказывается, он дружил с Маяковским, он «отец русского футуризма», он поэт, художник, родился в конце 19 века на Харьковщине, в 1920 г уехал в Японию, а оттуда в США, где и умер. Мне понравились все его натюрморты, картины «Автопортрет» и «Жизнь казака».
Еще мне очень понравилось описание Владимира Соллогуба: «Вот мчится телега ― буйная молодость русских дорог; вот переваливается бричка, как саратовский помещик после обеда; вот гордо выступает широкая карета, как какой-нибудь богатый откупщик; вот дормез, вот коляска, а за ними толстый купец-дилижанс, выпив четырнадцать чашек чаю на почтовом дворе».
Я прочитал, что футуризм-это художественное течение в европейском искусстве (поэзии и живописи)
начала 20 в.
Вообщем, много чего нового я узнал, работая над своим экспонатом.
Кстати, я тоже не умел создавать Вики - страницы, а теперь научился, благодаря этому конкурсу.
Трудность была одна - это съемка, все получилось, наверное, с двадцатого раза, и то, если бы еще поработали –можно было бы сделать во много раз лучше.
Если бы я был организатором, то сделал бы конкурс литературных героев, посвященный Году театра.
Участвовать снова буду, хочется получше выступить.
Конкурс интересный, знания мне пригодятся, думаю, и при сдаче ОГЭ, и просто в жизни.
|
Игорь, я очень рада, что ты любишь читать, играть, выступать! Ты молодец! Я горжусь тобой! Большое спасибо тебе за участие!
Проекты на сайте «Открытый класс» выбираю не в первый раз, потому что они всегда необычные, интересные, бесплатные, потому что здесь нужно работать, чтобы тебя оценили.
Трудно, потому что не за пять минут, как везде, нужно скачать ответы, и все… Здесь надо творить, исследовать, работать с детьми ежедневно… Еще одна сложность в том, что в школе заблокирован «ютуб», мы не можем забросить, посмотреть видео.
Трудности преодолевали, обрабатывая все детские наработки дома, по ночам и выходным, на каникулах.
Самое необычное - это, конечно, то, что можно было ребенку стать артистом, режиссером, сценаристом…
Мне не понравилось то, что не было блога, где бы я могла задать вопрос коллегам, не тревожа руководителя по электронной почте и то, что я не могу сделать отзыв, посмотрев страницу коллег…
Я систематически рекламирую все конкурсы этого сайта в соцсетях и местных СМИ, на родительских собраниях.
Если бы я была организатором проекта, то я бы еще делала фестивали, потому что не все дети в силу своих возможностей могут достигнуть высоких результатов в конкурсах…
Мои ощущения от работы в конкурсе всегда позитивные: радость от того, что дошли до конца, немного печали от того, что не все получилось, как хотела…
Большой плюс в том, что дети и родители узнали о таком сайте, о новых возможностях интернета, научились говорить монолог на видеокамеру, - некоторые с подсказками пока,- узнали о Годе театра, о юбилеях писателей, о новых произведениях, о Вики- странице… о том, что нужно трудиться, чтобы получить результат!
Трудности огромные в том, что многие подростки перешли к аудиокнигам, к сжатому прочитыванию-прослушиванию произведений, поэтому и очень важна такая работа, мне кажется, актуальность ее на уровне государства!!!
Большое спасибо, Вам, Елена Юрьевна Хребтищева, за организацию такого нужного проекта!
|
ссылка на видео-прочтение отрывка из книги |
https://vk.com/id95684599
|
ссылка на видео "Перед вами экспонат..." |
https://vk.com/id95684599
|
|