Регистрация (5-8 класс)
Метапредметный исследовательский проект
«МУЗЕЙ ПРОЖИВАНИЯ КНИГИ»,
посвящённый году театра и
210-летию Н.В. Гоголя, 205-летию со времени рождения М.Ю. Лермонтова,
140 –летию П.П. Бажова и 95-летию В.П. Астафьева.
|
|
|
|
|
Н.В. Гоголь
«Ночь перед Рождеством»
|
М.Ю.Лермонтов «Мцыри» |
П.П. Бажов
«Малахитовая шкатулка»
|
В.П. Астафьев «Белогрудка», "Фотография, на которой меня нет" , "Мальчик в белой рубашке" |
Метапредметный исследовательский проект «МУЗЕЙ ПРОЖИВАНИЯ КНИГИ»
Мухин Антон Владимирович, обучающийся 6-а класса МБОУ гимназии №3 г. Пролетарска Ростовской области,
руководитель: Даниленко Светлана Владимировна
Книга В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»
Цель: создать экспонаты музея проживания книги В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»
Задачи:
· Перечитать книгу и выбрать экспонат для музея проживания книги
· Описать экспонат и создать его
Гипотеза: если мы обратим внимание на детали, точнее поймем, о чем книга
Книга Астафьева «Фотография, на которой меня нет» знакомит нас с деревенской жизнью людей, которым пришлось жить в далекие для нас тридцатые годы. Здесь мы видим отражение военного времени в рассказе Астафьева «Фотография, на которой меня нет». Данная работа отображает быт людей, которые не знают роскоши, где все живут, чем могут и как могут, но при этом сельчане не теряют своей человечности, вся деревня живет, как одно целое, как сплоченная семья: крепкая, огромная, а главное, дружная. Да, здесь также бывают ссоры, здесь встречаются и пьяницы, но большая часть населения – это замечательные люди, пусть и необразованные, пусть и неграмотные, но зато душевные, добрые, отзывчивые, дружные, преданные.
Главные герои: В рассказе Астафьева «Фотография, на которой меня нет» героем произведения является Витька, тот самый мальчик, которому не удалось сфотографироваться из-за проблем с ногами. Он живет без родителей, с бабушкой, которая хоть и ругает своего внука, но всегда позаботиться о нем.
Учитель также является героем произведения Астафьева, Санька — друг Вити, бабушка Вити, дядя Левонтий и жители деревни.
Название предмета
|
катанки
|
Атрибуционные данные:
|
|
Дополнительные сведения
|
Перед вами экспонат «Музея проживания книги В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» -катанки
«Валенки — род башмаков или сапог, сваляных из шерсти» — такое определение дает валенкам словарь В. Даля.
Валенки появились на Руси во времена Золотой Орды. «Законодателями мод» здесь стали татары-кочевники, которые зимой щеголяли в войлочных сапогах под названием «пимы».На Руси валенки имели и другие названия: в Нижнем Новгороде их называли «чесанками» и «катанками», в Тамбовской и Тверской областях – «валенцами», в Сибири – «пимами». Валенки из козьей шерсти именовали «волнушечками» и «выходками», а из овечьей – «катанками».
Учёные и археологи сходятся во мнении, что привычная нам зимняя обувь начинает свою историю ещё до нашей эры. Нечто напоминающее материал современных экземпляров было найдено при раскопках на территории Горного Алтая в одном из Пазырыкских курганов.
По сути валенки являются обувью из войлока.
Интересные факты о валенках
Чем же удивляют эти уникальные сапожки любопытные умы и по сей день? Ниже мы приведём несколько увлекательных фактов, и вы поймёте, что валенки – воистину необычная обувь, аналогов которой нет во всём мире.
- Факт 1. Валенки, как и ласты, не бывают правыми или левыми (при условии, что речь идёт о модели без подошвы). А ещё они со временем равномерно садятся по ноге, так что необходимо приобретать эту обувь на размер больше.
- Факт 2. Из-за материала и способа изготовления валенки сохраняют целебные свойства, как и многие натуральные шерстяные изделия. Они хорошо прогревают суставы и разгоняют кровь, что наиболее актуально для старшего поколения.
- Факт 3. Самый большой валенок около трёх лет назад появился в Санкт-Петербурге, длина стопы у него 5 м. В районе пятки есть дверь, через которую любой желающий может зайти суровой зимой внутрь и погреться. Самые маленькие в мире экземпляры появились в г. Омск в 2012 г., длина подошвы не превышает 3 мм.
-
Первые валенки в виде цельного сапога появились в конце XVIII века. Но так как кустарей валяльного мастерства было немного, а технологию производства держали в секрете, передавая из поколения в поколение (промышленное производство валенок началось лишь в конце 19 века), стоили валенки дорого, их носили лишь зажиточные люди. Относились к валенкам с трепетом: войдя в новый дом, хозяин ставил их на почетное место возле печи. Семья, в которой были хоть одни валенки, считалась богатой. Их берегли, носили по старшинству и передавали в наследство. Получить такой подарок — считалось удачей. Тот, у кого были валенки, среди девушек считался завидным женихом. А незамужняя девушка, чтобы обратить внимание любимого парня кидала свой валенок к нему во двор – засылай, мол, сватов.Не пренебрегали валенками и царские особы. Большая модница и обладательница огромного гардероба Екатерина Великая носила валенки под кринолином, спасая, таким образом, свои больные ноги. Для нее специально изобрели мягкие чесанки из тонкой черной шерсти.
А вот позднее люди известные, дерзавшие на публике появиться в столь эпатажной обуви, вызывали массу кривотолков. Зимой 1912 года Сергей Есенин приехал в Петербург. Когда он впервые появился в светском салоне, то получил весьма холодный прием. Крестьянский самородок, восхищавший Москву не только стихами, но и всем своим народным колоритом, был публично осмеян поэтессой Зинаидой Гиппиус. Очевидцы так описывают скандальный эпизод: «На одном из чопорных приемов, Гиппиус, изысканно наставив лорнет на валенки Есенина, громко одобрила их, с воодушевлением сказав: «Какие на вас интересные гетры!». Все присутствующие покатились со смеху». Позднее Есенин рассказывал: «Очень мне обидно стало тогда... Ведь я был доверчив, наивен...».
|
РЕФЛЕКСИЯ
Учащиеся – Мухин Антон
- 6-а класс
|
Координатор
|
Как это было…
Мне предложила участвовать в конкурсе Светлана Владимировна, и я согласился.
Я выбрал рассказ Виктора Петровича Астафьева «Фотография, на которой меня нет», мне он очень понравился.
Мы рассматривали детали в тексте, они помогали нам лучше понять его, я узнал, что катанки – это валенки, запомню на всю жизнь.
Мне было очень трудно читать, особенно по многу раз перечитывать отрывок, а потом еще правильно все говорить в камеру.
Я еще не прошусь у психолога, чтобы она взяла меня в конкурс, потому что это трудно, и я не знаю…
А если бы я был организатором, я бы тоже конкурс сделал!
И все же это все было интересно, но очень трудно.
|
Антон, мы вместе с твоей мамой очень рады, что ты поучаствовал в конкурсе и понял, что очень важно много и хорошо читать! Большое спасибо тебе за участие!
Проекты на сайте «Открытый класс» выбираю не в первый раз, потому что они всегда необычные, интересные, бесплатные, потому что здесь нужно работать, чтобы тебя оценили.
Трудно, потому что не за пять минут, как везде, нужно скачать ответы, и все… Здесь надо творить, исследовать, работать с детьми ежедневно… Еще одна сложность в том, что в школе заблокирован «ютуб», мы не можем забросить, посмотреть видео.
Трудности преодолевали, обрабатывая все детские наработки дома, по ночам и выходным, на каникулах.
Самое необычное - это, конечно, то, что можно было ребенку стать артистом, режиссером, сценаристом…
Мне не понравилось то, что не было блога, где бы я могла задать вопрос коллегам, не тревожа руководителя по электронной почте и то, что я не могу сделать отзыв, посмотрев страницу коллег…
Я систематически рекламирую все конкурсы этого сайта в соцсетях и местных СМИ, на родительских собраниях.
Если бы я была организатором проекта, то я бы еще делала фестивали, потому что не все дети в силу своих возможностей могут достигнуть высоких результатов в конкурсах…
Мои ощущения от работы в конкурсе всегда позитивные: радость от того, что дошли до конца, немного печали от того, что не все получилось, как хотела…
Большой плюс в том, что дети и родители узнали о таком сайте, о новых возможностях интернета, научились говорить монолог на видеокамеру, - некоторые с подсказками пока,- узнали о Годе театра, о юбилеях писателей, о новых произведениях, о Вики- странице… о том, что нужно трудиться, чтобы получить результат!
Трудности огромные в том, что у многих детей плохая память, многие не любят читать, не хотят читать, читают плохо, по слогам…, поэтому и очень важна такая работа, мне кажется, актуальность ее на уровне государства!!!
Большое спасибо, Вам, Елена Юрьевна Хребтищева, за организацию такого нужного проекта!
|
ссылка на видео
прочтение отрывка из книги
|
https://youtu.be/M-zHBfsesO0
|
ссылка на видео
"Перед вами экспонат.."
|
https://youtu.be/LSZTaE9bLjs
|
|