Метапредметный исследовательский проект
«МУЗЕЙ ПРОЖИВАНИЯ КНИГИ», посвящённый году театра и
210-летию Н.В. Гоголя, 205-летию со времени рождения М.Ю. Лермонтова,
140 –летию П.П. Бажова и 95-летию В.П. Астафьева.
Алексеева Тамара,
ученица 7 класса МБОУ " ООШ с.Оркино Петровского района
Саратовской области.
Руководитель: Терентьева Валентина Ивановна.
Книга В.П. Астафьева " Фотография, на которой меня нет".
Задача : прочитать новую для меня книгу.
В книге В.П. Астафьева " Фотография, на которой меня нет", рассказывается о тихой деревенской жизни школы, которую однажды зимой взбудоражало важное событие- из города приехал фотограф для того, чтобы сделать фотографию учеников школы. Главный герой- мальчик и его друг Санька " не удивляли мир прилежанием и поведением" как прилежные ученики. Прилежные ученики на фотографии должны были быть впереди , а плохие - сзади , " где и не разберёшь, кто заснят ? ты или я?". Мальчики делают всё, чтобы не попасть на фотографию.
Однако, герой всю жизнь хранил фотографию, которую ему принёс учитель, пожелтевшую, обломанную по углам, хранил как память о детских годах, о друзьях, не вернувшихся с войны.
Предмет : деревенское окно.
Окно- это проём в стене, служащий для поступления света в помещение. Древние жилища окон не имели, затем вплоть до Средневековья делали проёмы в стене. Эти проёмы представляли собой отверствия, которые были прикрыты шкурами животных, либо тканью , либо использовался бычий пузырь- плёнка, снятая с брюшины животного. Первые стеклянные окна появились в эпоху Римской империи и позволить себе такую роскошь могли очень состоятельные граждане. В наземных срубных жилищах в 14 веке появились прямоугольные маленькие окна, вырубленные в двух расположенных друг над другом брёвнах. И назывались такие окна волоковыми окнами, так как в старину они изнутри задвигались деревянными дощечками - волокнами. С 17 века в жилых домах крестьян и горожан окна располагались на фасаде и боковой стороне. Солнечные лучи освещали всю избу, печь и не только, освещался красный угол. Рамы красных углов окрашивались краской.
Позже для защиты от холода и ветра стали применять ставни. Окон в светлице было больше, чем в горнице. Светлица - самая светлая и освещённая комната жилища, чаще всего светлицы устраивались на женской половине дома, где можно было при свете заниматься работой, рукоделием, или же просто смотреть в окно, наблюдая за жизнью людей. Такие моменты изобразили на своих картинах многие известные художники.
Существовала такая традиция : украшение окон в зимний период. На окна лепили снежинки, цветы из бумаги. При утеплении оконных рам между стёкол выкладывали вату, а на ней расставляли игрушки, фарфоровые фигурки, ёлочные игрушки, засушенные цветы, ветки рябины. " Деревенское окно, заделанное на зиму,- своего рода произведение искусства. По окну, не заходя в дом, можно было определить , какая здесь живёт хозяйка, что у неё за характер и каков обиход в доме". Вот и бабушка рамы вставляла с толком и неброской красотой , " в горнице меж рам валиком клала вату и на белое сверху кидала три - четыре рябинки с листиками... в середине меж рам накладывала мех перемежку с брусничником , на мох несколько берёзовых углей, меж углей ворохом рябину и уже без листьев". Рябина имела еще одну пользу-первое средство от угара. " В доме наискосок, у тётки Авдотьи меж рам навалено всего: и ваты, и моху, и рябины, и калины, но главное там украшение - бумажные цветочки ... ещё красуется кукла, собака копилка".
До сих пор в деревнях иногда увидишь такое украшения.
Для чего же нужны украшения? " Для чувства дома, чтобы украсить его, сделать привлекательным со всех сторон...".
видео о экспонате музея: https://vk.com/id520509472?z=video447358142_456239067%2F452b72645023370768%2Fpl_post_520509472_2
видео чтения отрывка из произведения: ссылка
|