В системе современного образования усиливается роль нравственного, патриотического и эстетического воспитания школьников.
Очевидно, если мы хотим возродить в нашем сознании общечеловеческие ценности, то должны обратиться в первую очередь к освоению глубин отечественной культуры. В ней заложены гуманные идеи единства человека и природы: мудрой цикличности жизни человека как части мира; устойчивые ориентиры для формирования лучших черт национального характера: трудолюбия, милосердия, верности слову, мужества, любви к родной земле. Для этого мы должны создать благоприятные условия для развития личности ребенка в учебно-воспитательном процессе через внедрение элементов традиций и культуры русского народа. В этом нам поможет программа внеурочной деятельности «Русская народная игрушка»
Цель программы: приобщить младших школьников к историко-культурным
традициям родного края через активизацию их творческого
потенциала.
Задачи:
Расширить и углубить знания младших школьников о культуре,
истории русского народа;
Формировать эмоционально-положительное отношение к
этнокультурному наследию;
Развивать умения отражать этнокультурные традиции в разных видах
детского творчества.
Программа внеурочной деятельности «Русская народная игрушка» предназначена для младших школьников
Занятия проводятся во внеурочное время 1 раз в неделю.
В течение этого времени дети на фольклорном и этнографическом материале знакомятся с тем, как наши предки понимали мир, окружающего человека и свое место в этом мире, изучают традиционный народный календарь, праздники, обычаи и обряды, связанные с земледельческим циклом, знакомятся с многообразием культурных традиций России, с культурой родного края.
Реализация программы «Русская народная игрушка» предусматривает построение в виде теоретической и практической деятельности и воплощается в доступных для младших школьников формах:
Беседа;
Фольклорный праздник;
Экскурсия в краеведческий музей;
Выставка – ярмарка.
Викторина.
Мастерская.
Это очень яркий и выразительный мир и поэтому он интересен для детей. Еще в нем привлекает то, что предмет изучения позволяет ребенку стать активным его участником. Дети могут попробовать себя в разных ролях и видах деятельности., Рисовать, мастерить, участвовать в фольклорных праздниках– все эти возможности представляет изучение народной культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию личности ребенка. Привлекает и языковой аспект: произведения фольклора дают образцы красивой, образной и поэтической речи.
Это образовательная программа, в которой каждый из участников открывает свои способности, таланты, обретает друзей. Это мастерская культуры умственной, коммуникативной, эмоциональной и этической деятельности.
При составлении программы учитывались следующие принципы:
Принцип сознательности.
Принцип систематичности и последовательности.
Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей.
Принцип наглядности.
Принцип активности.
Принцип всестороннего и гармоничного развития личности.
Принцип оздоровительной направленности.
Принцип формирования ответственности.
В результате реализации программы «Русская народная игрушка» учащиеся должны знать:
Традиции и обряды русских народных праздников
Календарно-бытовую культуру
Малые жанры русского фольклора
Русские народные игры
Русские народные песни
Народные промыслы России
Введение программы «Русская народная игрушка» позволит возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои предков, патриотические настроения, обычаи и традиции своего народа.
Материально-техническое обеспечение.
Демонстрационный и раздаточный материал.
Коллекции «Бумага и картон», «Лен», «Хлопок», «Шерсть».
Раздаточные материалы
Технические средства
Компьютер.
Проектор.
Магнитная доска.
Пластилин, цветной картон, цветная бумага, ножницы, клей, ткань, нитки, иголки у каждого ребёнка.
- Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
- Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
- Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
- Приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
- Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
- Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Содержание программы
1 год, 33 часа
№
Виды деятельности
Кол-во часов
1
Беседа
8ч
2
Экскурсия
2 ч
3
Игровые программы
7ч
4
Мастерские
16ч
Календарно-тематическое планирование 1 год
№
Кол-во часов
Тема
Форма занятия
1
Вводное занятие. Знакомство с понятием народная культура.