Дошкольный возраст делится на четыре возрастных этапа. На каждом этапе своя игра, свое особое ее содержание, и своя развивающая предметно-пространственная среда. Здесь нужно вспомнить этапы развития игры по Е.Е. Кравцовой (это деление на этапы основано на выделенном Л.С. Выготским критерии – наличии мнимой ситуации): от режиссерской до игр с правилами, причем становление каждой из них происходит в своем возрасте в силу психологических особенностей развития ребенка, например, становление режиссерской игры происходит в 3 года, а ее развитие имеет место быть и дальше.
Давайте рассмотрим какая игра соответствует каждому возрасту и какой должна быть развивающая предметно-пространственная среда в группе для развития этой игры, как для самостоятельной, так и организованной:
Возрастной этап 3-4 года. Режиссерская игра.
Это предметно-отобразительная игра ребенок впервые усваивает способы действий с предметами, отрабатывает последовательность игровых действий.
Условия:
Ребенку необходимо игровое поле. Носителями ролей в индивидуальной режиссерской игре выступают игрушки (куклы, звери) и другие предметы (в т.ч. заместители).
- Ребенок сам создает сюжет-сценарий.
- Ребенок придумывает, чем что будет.
- Ребенок исполняет в этой игре все роли, если они есть, или просто сопровождает игру «дикторским» голосом.
Ребенок-режиссер приобретает необходимое качество для дальнейшего развития игры, он учится «видеть целое раньше частей».
РППС (развивающая предметно-пространственная игра):
- различные макеты ограниченного пространства (лес, улица, дорога и т.д.),
- коробка с разнообразными мелкими игрушками и материалами для разыгрывания сюжетов.
- возможность уединения (пледы, шали, занавешенные столы, образующие под столом закрытое пространство и т.д.).
- много различных предметов-заместителей из разнообразных материалов (бумажные, деревянные, тканевые, природные и т.д.).
Возрастной этап 4 — 5 летОбразно-ролевая игра
В образной игре ребенок учится управлять собой. Именно в этой игре у ребенка развивается способность к идентификации, т.е. когда он можем присваивать себе черты других персонажей или других людей.
Условия:
Нужны атрибуты, которые обозначали бы этот персонаж, обогатили образ. Пространство для демонстрации образа (подиум). Должны быть зрители, которые бы поддержали образ!
РППС:
- место или небольшое возвышение (сцена) для демонстрации детьми образов, принятых на себя в игре.
- костюмы для переодевания, реквизиты (головные уборы: каски, короны, береты, веночки; различная обувь: ботинки, туфли и др.; аксессуары: кошельки, сумочки, дорожные сумки, чемоданы и др.; галстуки, бабочки, трости, жилеты, накидки, пиджаки и др.; волшебные палочки и другие атрибуты сказочных персонажей, людей различных профессий).
- ткани различных размеров, расцветок и фактур, различные вспомогательные материалы: веревки, крепежные материалы и т.д.
- в группе старшего дошкольного возраста представлены элементы костюмов, изготовленные детьми, для выражения выбранного образа в игре.
Возрастной этап 5-6 летСюжетно-ролевая игра
Основой для развития сюжетно-ролевой игры является умение самостоятельно придумывать сюжет, здесь используется опыт ролевого поведения из (режиссёрская игра + образная). В сюжетно-ролевой игре основное внимание ребенка направлено на социальные отношения людей.
Источник игры:
Накопленный опыт и осведомлённость детей, т.е. это те знания и способы действий, которые мы, педагоги и взрослые, передаем детям, а они их тут же применяют в игре. Вы сегодня это увидели в образовательном событии, вы увидели, как полученные детьми знания не стали для них абстрактными, они отобразились в их игре.
Условия игры:
Ребенок имеет возможность видеть разные отношения. Реальные материальные действия с предметами и предметами-заместителями. Детские игрушки должны быть подвластны детям, вызывать у ребенка эмоциональный отклик (хотелось обогреть, накормить, приласкать).
Роль взрослого:
Партнер по игре, но не образец, а «хулиган», чтобы привнести интригу (провокацию), чтобы игра несла эмоциональную окраску происходящего. Включает такие сведения, которые ребенок сможет потом использовать в игре.
РППС:
- полки, столы, стулья, ширмы различной высоты, сундуки, коробки и т.д., что позволяет смоделировать игровое пространство под замысел ребенка («аэропорт», «дом»)
- среда группы не перегружена проработанными игрушками (куклы, машины, мягкие игрушки и др.), в ней достаточно игрового реквизита для поддержки игрового замысла детей (продукты, набор посуды, постельное белье и т.д.). Однако, «этот достаточный уровень» предполагает его некоторую нехватку, провоцирующую самостоятельное изготовление детьми материалов для игры.
- предметы-заместители.
Возрастной этап 6-7 летИгра с правилами
Игра с правилами возникает после развития сюжетно-ролевой игры и является, по словам Д. Б. Эльконина, ее прямым продолжением. Эта игра дает ребенку две необходимые способности. Во-первых, выполнение правил в игре всегда связано с их осмыслением и воспроизведением воображаемой ситуации. Во-вторых, игра с правилами учит общаться. Ведь большинство игр с правилами — это игры коллективные.
Роль взрослого:
Иногда взрослый носитель правил. Иногда как субъект, которого надо научить. Взрослый может быть для ребенка не эталоном, а антиэталоном. Иногда - источник изменений правил.
РППС:
- достаточное количество настольно-печатных, дидактических игр и других различных игр с правилами в соответствии с возрастом воспитанников;
- пространство, где несколько детей смогут объединиться для игры с правилами;
- есть атрибутика для подвижных игр со спортивным оборудованием;
- в группах старшего дошкольного возраста есть игры-бродилки, другие игры с правилами из подручных материалов, созданные детьми по собственному замыслу.
Все материалы удобно хранятся и доступны детям в течение всего времени.
Если дети в детском саду играют, то видны следы игровой деятельности:
- В группе сохраняются постройки (разметка пространства группы), отражающие игры, в которые играют дети сегодня.
- В игровом пространстве сохраняются следы игровых замыслов, отражающие интерес нескольких групп детей или одного ребенка.
- В игровом пространстве находятся предметы-заместители, которые внесены в игры как недостающие.
- В группе есть хотя бы одно стационарное место, где развернута режиссерская игра на макете или игровом поле, либо если игра свернута рядом с макетом, хранятся игрушки, различные материалы в контейнере.
- На полке с материалами для образной игры видны следы детского присутствия (костюмы, подобранные для сегодняшних игр, куски тканей, стянутые под воплощение замысла и т.д.).
- Предусмотрена возможность зонирования пространства с потолка (крючки для тканей, шатры и т.д.), и оно задействовано детьми в игре.
- В группе есть маркеры, знаки, отражающие правило «не ломать постройки», «не убирать игрушки».
- В группах старшего дошкольного возраста присутствуют следы детской документации (детские проекты по обогащению игры, в которой живут дети; модели иерархических отношений; перечни ролей, включенных детьми в игру и т.д.).
- В режиме дня группы и в утренний и вечерний отрезок времени предусмотрено не менее 3-х часов на игровую деятельность детей.
В заключение, мне бы хотелось сказать, что мы воспитатели детского сада должны стать для наших воспитанников играющими партнерами и наше превосходство над детьми может выражаться лишь в том, что мы взрослые, знающие как интересно играть.
|