Методические рекомендации по проведению конкурсно-игровых программ с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Submitted by Вера Ивановна Головина on Tue, 04/12/2018 - 14:50
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детско-юношеский центр»
Методические рекомендации по проведению
конкурсно-игровых программ с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Автор-составитель: Головина Вера Ивановна,
педагог - организатор,
первая квалификационная категория
г.о.г.Кулебаки, 2018
В современном обществе особую актуальность приобретают проблемы социализации, обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Само понятие «дети с ОВЗ» стало наполняться другим содержанием, приобретать не только медицинский, но и социальный смысл. Ограничение в жизнедеятельности для детей с ОВЗ создает барьеры для включения ребенка в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы. Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями здоровья заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к образованию. Одна из важнейших задач системы образования заключается в развитии готовности образовательной среды к работе с детьми, имеющими различные нарушения в развитии. Для этого необходимо:
создание условий, необходимых для профилактики отрицательной динамики в развитии ребенка;
создание условий для максимального проявления и развития всех его способностей;
повышение комфортности образовательной среды для каждого воспитанника;
организация сопровождения особого ребенка в образовательной среде.
К сожалению, на сегодняшний день в России не разработана целостная, эффективная система включения детей с ограниченными возможностями в социальную жизнь и гарантирующая им полноценную социальную защиту, возможности удовлетворения основных потребностей, реализацию интересов. В образовательной организации развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья возможно осуществлять через создание социально-психолого-педагогических условий:
вовлечение детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс;
создание активной поведенческой установки у детей с ограниченными возможностями на уверенное позиционирование себя в современном обществе;
умение превращать свои недостатки в достоинства;
изменение отношения современного общества к людям с ограниченными возможностями через вышеуказанное вовлечение детей с ограниченными возможностями в наше общество.
Сегодня проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной и часто обсуждаемой на различных уровнях российского образования. Понятно, что социализация, как активное приспособление к условиям социальной среды, служит основой благополучия человека в обществе. Личное и социальное благополучие любого человека зависит от его успешного труда, условий его быта, интересного досуга. Но у детей с ограниченными возможностями здоровья процесс социализации существенно затруднен, при этом их будущее напрямую зависит от умения трудиться, зарабатывать себе на жизнь, от умения создать свой быт, выстроить отношения с окружающими, организовать свой досуг. Главная проблема ребенка заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.
Большую роль в социализации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья играют учреждения дополнительного образования. Основная цель сферы современного дополнительного образования детей- помочь ребенку использовать ресурс детства в интересах развития собственной личности и сделать так, чтобы личность затем не приходила в противоречие с интересами общества и государства. Эта идея содержится в одном из решений ассамблеи ООН.
Целью дополнительного образования для детей с ОВЗ является комплексное развитие ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Именно эти цели отражены в образовательной деятельности и нашего учреждения. Мы развиваем воспитанников, как поликультурную личность своей малой Родины, своего государства в целом. В обществе взрослых дети выполняют функцию барометра. Они чутко реагируют на перемены в обществе и не могут влиять на условия, которые по сути формируют их будущее. К сожалению, некоторые взрослые не всегда положительно относятся к таким детям. Например, кому-то из педагогов удобнее на занятии работать с успешными в их области знаний и умений детьми, ведь результат работы этих детей не заставит себя ждать. В то время, как ребята с ограниченными возможностями здоровья требуют более пристального внимания к своей деятельности. Отдельные педагоги ограничивают своё общение с такими детьми и не спешат их принимать в свои образовательные объединения. Взрослые должны видеть в ребенке не функцию, а человека самобытного, имеющими свой сложный мир отношений, интересов, стремлений к полноценному досугу, к яркой игровой деятельности детской жизни. Потенциал современного дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья ценен тем, что:
приучает детей и взрослых ценить, понимать и принимать разницу между людьми, вместо того, чтобы их изменить;
показывает, что сложности воспитания и обучения заключены не в детях и исправления требуют не они, а подход к обучению;
предоставляет возможность социализации в атмосфере сочувствия, равенства, сотрудничества;
расширяет профессиональные знания педагогов, требуя новых и более гибких способов обучения, максимально эффективных для всех детей.
Уважение к личности ребенка и его достоинству, принятие его личных целей, запросов, интересов, создание условий для его самоопределения, самореализации и развития - вот непрерывное условие процесса развития дополнительного образования нашего детско-юношеского центра, которое способствует:
погружение детей в среду сверстников;
включение в совместную деятельность не только с ребятами, но и с педагогами; раскрытию индивидуальных способностей, данных природой
приобщение к общим принятым нормам и правилам общения и поведения;
определение значимости детей с ограниченными возможностями здоровья и ценности их для общества.
Кащенко В.В. в своей книге «Педагогическая коррекция» писал: «одно дело- безнадежное с медицинской точки зрения состояние…,это в компетенции врачей- специалистов, а другое- такие дети нуждаются в лечебной педагогике, синтезе медико- терапевтических, учебно-педагогических и воспитательных приемов, имеющих коррекционную направленность». Это и является потенциалом современного дополнительного образования. Ведь дети, посещающие детско-юношеский центр, попадая в мир творчества, вместе с другими ребятами проживают интересную, полноценную, не изолированную жизнь. Они придумывают, творят на радость себе, близким и окружающим и иногда достигают больших высот, чем мы, ничем не ограниченные в здоровье.
Методические рекомендации по организации конкурсно – игровых программ с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) подготовлены для ОО, реализующим воспитательно – образовательные программы (ВОП) для обучающихся с ОВЗ.
Методические рекомендации предназначеныдля оказания методической помощи педагогам дополнительного образования, социальным педагогом, педагогом - организаторам, педагогом дополнительного образования, классным руководителям.
Целью данных методических рекомендаций является оказание содействия педагогическим работникам развитие толерантного отношения к «особым» детям, через игровые технологии для расширения двигательной и умственной активности детей с учетом их физических и интеллектуальных способностей.
В рамках методических рекомендаций решаются следующие задачи:
определение теоретических основ формирования толерантных установок у обучающихся, не имеющих ограничений по здоровью;
совершенствование умений по разработке структуры данного мероприятия и содержания каждого его этапа;
характеристика особенностей людей с инвалидностью;
характеристика способов сопровождения обучающихся с ОВЗ;
определение способов организации продуктивного общения и взаимодействия между обучающимися с ОВЗ и их сверстниками, не имеющими ограничений по здоровью;
улучшение психического и физического состояния здоровья детей-инвалидов.
развитие творческого мышления, воображения, находчивости и чувства юмора;
сплочение детей с ОВЗ со здоровыми детьми;
развитие у детей и подростков таких качеств личности как доброта, понимание, сострадание к ближнему;
оказание посильной помощи в осуществлении программы развития больного ребенка, в выработке компенсирующих умений и навыков;
формирование мотивов социальной деятельности.
Нормативно-правовой основой для планирования организации мероприятий в ОО с обучающимися с ОВЗ являются следующие документы:
Федеральный закон Российской Федерации от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов", Конвенция о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года)., Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года., Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 30 июня 2007 г. № 120-ФЗ, «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья», Указ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» № 761 от 01.06.2012, Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
Обучение и воспитание детей с ОВЗ основывается на следующих педагогических принципах:
- индивидуально-личностного подхода, предполагающий отношение к ребенку как к личности, индивидуальности, нуждающейся в педагогической поддержке; принцип ориентируется на учет незавершенности, открытости личности к постоянным изменениям, неисчерпаемости ее сущностных характеристик; принцип означает непременную направленность на выявление, сохранение и развитие индивидуальности. Самобытности ребенка, на поддержку процессов саморазвития, самовоспитания;
- сотрудничества, предусматривающий объединение целей детей и взрослых, организацию совместной жизнедеятельности, общение, взаимопонимание и взаимопомощь, взаимную поддержку и общую устремленность в будущее;
- гуманизации образования, диктующий необходимость бережного отношения к каждому воспитаннику;
-системности и последовательности, обеспечивающий взаимосвязь и взаимообусловленность всех компонентов программы, а также определяющий соблюдение установки «от простого - к сложному» в процессе обучения;
- принцип широкого использования игры как педагогического фактора развития личности подростка, способствующего созданию ситуации успеха для каждого воспитанника;
- дифференциации и индивидуализации образования, предусматривающий психолого-педагогическое изучение личности, ее отношений в коллективе для лучшей социальной адаптации, максимального раскрытия творческих способностей воспитанника;
- творческого самовыражения, способствующий реализации потребности подростка в самовыражении, стимулирующий стремление воспитанника активно реализовывать свои лучшие качества в любой сфере деятельности, т.е. формирующий активную созидательную позицию;
Формы работы с обучающимися с ОВЗ могут быть вариативны: игровые и конкурсные программы, игра – путешествие, спортивные игры, познавательные игры, игровые тренинги; коммуникативные тренинги, конкурсы рисунков и другие.
Методы воспитания с обучающимися с ОВЗ наглядный (демонстрация картин, использование технических средств); словесный (рассказ - вступление, рассказ-изложение, рассказ-заключение объяснение, беседа); практический (практические задания); различные сочетания словесного, наглядного и практического методов (информационный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемный, исследовательский); игровые методы; требование; метод саморегулирования; метод воспитывающих ситуаций; метод соревнования; метод анализа деятельности и общения ребенка; поручения.
Основные функции педагога (педагога – организатора, социального педагога, классного руководителя)
Организационная:
Организовывать мероприятия восптательно-образовательной направленности в урочной и внеурочной деятельности.
Образовательная:
Содействовать формированию системы необходимых знаний, умений и навыков (о видах игр: подвижные, интеллектуальные, познавательные, технике их выполнения, значении, и т.п).
Коррекционно- развивающая:
Развивать интеллектуальные способности, способствующие быстроте и точности ориентации в получаемой информации; развивать доступные умения и навыки, создавать условия для коррекции имеющихся недостатков в физическом развитии
Воспитательная:
Воспитывать личностные качества обучащихся, необходимые для решения поставленных целей. Предполагает овладение методами убеждения, практического приучения, использование воспитательной силы личного примера.
К обязательным составляющим алгоритма организации мероприятий досуговой направленности с обучающимися с ОВЗ в образовательной организации относят:
создание условий для проведения мероприятий с учетом потребностей, возможностей и особенностей развития, состояния здоровья обучающихся, специфики деятельности образовательной организации (кадровых, нормативных, финансовых, методических, материально-технических);
вовлечение в конкурсно-игровые программы всех субъектов образовательного процесса;
комплексный подход к организацииконкурсно-игровых программ;
создание особого (охранительного или щадящего) режима дня с учетом состояния здоровья и особенностей развития обучающихся с ОВЗ; педагогический контроль за состоянием здоровья обучающихся и качеством организации конкурсно-игровых программ;
вовлечение обучающихся в конкурсно - игровые прграммы в учебное, свободное и каникулярное время;
проведение мониторинга.
Организация конкурсно - игровых программ осуществляется поэтапно:
Конкурсно-игровая программа может быть представлена в виде турнира, КВНа, викторины, всевозможных, интеллектуальных игр (например: «О, счастливчик!», «Что, где, когда?», «Веселое путешаствие!», «Полундра!») и другие. Она предполагает, как правило, предварительную подготовку участников. Образовательный и воспитательный смысл таких программ состоит именно в подготовке, придумывании, совместном творчестве детей. Ключевой фигурой конкурсно-игровой программы является её ведущий. От него зависит, насколько данное мероприятие станет для ребёнка ярким, зрелищным, запоминающимся. Ведущий игровой программы для детей и подростков в ОО является педагог, педагог-организатор, классный руководитель. Но для детей с ОВЗ он прежде всего – педагог. Ведущий формулирует для себя педагогическую задачу праздника и реализует её в ходе всей программы. В этом ведущему помогает образ, который он создаёт для данной программы. Работу над созданием образа следует разделить на несколько этапов:
1. Погружение в тему.
На этом этапе ведущему поможет работа с литературой, прослушивание и отбор музыки, посещение выставок, музеев, просмотр кинофильмов и спектаклей, консультации со специалистами. Из множества имеющегося материала нужно суметь отобрать то, что необходимо в рамках данного сценария, возраста детей, психолого-педагогические особенности детей с ОВЗ, материальных средств, выделенных на проведение этой программы.
2. Создание сценария.
При написании сценария необходимо продумать цель и задачи данного действа, время и место проведения, необходимое оборудование и оформление зала. Написание сценария конкурсно - игровой программы редко бывает законченным действием. Очень многое возникает в процессе непосредственной работы с аудиторией и последующего анализа этой работы. Сценарий должен предполагать относительную свободу ведущего в выборе фразы, жеста, мимики. Играя одну и ту же программу 2-3 дня подряд, можно заметить различие, продиктованное разной по настроению, по количеству участников аудиторией.
3. Создание и подбор игровых технологий и приёмов.
Эта работа идёт параллельно с написанием сценария. Игровые технологии и приёмы необходимо выбирать в соответствии с образом. Например, Скоморох из «Русских узоров» приглашает детей петь частушки, а для Летящей Леди, англичанки из программы «Однажды в городе Фантазёрске», естественна игра в крокет. А правильно подобранные костюмы, грим, причёски, аксессуары помогут участникам программы погрузиться в эпоху, в ситуацию, поверить в свою причастность к действию.
4. Работа над словом.
Несмотря на то, что сценарий игровой программы не пишется с точностью до единого слова, существуют ключевые фразы, выражения, которые отвечают её содержанию и стилю. Речь ведущего, включая его импровизацию, должна следовать нормам литературного языка. Ценным является слово-ключ, слово-формула. Так, азартное словечко «давайте» помогает наладить контакт между ведущим, партнёрами на сцене, аудиторией. Это «давайте» (поиграем – споём – представим – попробуем – окажемся – потанцуем) мгновенно объединяет ведущего и детей, делает их соучастниками происходящего.
Ведущий также должен быть внимательным к речи детей, поскольку это дети необыкновенные, а с ОВЗ и уметь исправить их речевые ошибки, не выходя из образа.
5. Подбор технических средств, разработка и создание игрового реквизита.
Свет, звук, мультимедийная установка (музыка, театральные шумы, спецэффекты) должны способствовать созданию образа ведущего, повышению художественного уровня программы, но не заслонять от ребёнка сказку, игру. Игровой реквизит помогает ведущему, дополняет его образ. К примеру, кукла Петрушка на руке Скомороха может шутить, давать необидные прозвища участникам праздника, чего не может себе позволить даже в образе Скомороха.
6. Репетиционный период –
это проверка того, насколько правильно был выбран и разработан образ, как он соответствует общему замыслу программы и понимается партнёрами, как сценарий укладывается во времени и пространстве.
7. Анализ результативности.
При анализе проведённой программы ведущий отслеживает реализацию поставленных педагогических задач. Показателем хорошего результата служит заинтересованность детей, их активное участие в играх, затеях, конкурсах, адекватная реакция детей на происходящее в зале.
Список литературы:
Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ОВЗ. Психологические основы М. Гуманитарн изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
Ананьева Н.А., Ямпольская Ю.А. Здоровье и развитие современных школьников // Школа здоровья, 1994. т. 1, №1, с. 13- 18.
Вайзман Н.П. Реабилитационная педагогика. М.: Аграф, 1996. 160с.
Голованов В.П. Инклюзивный потенциал современного дополнительного образования. Журнал «Дополнительное образование и воспитание», 2015, №1,с. 3-7
Беляева М.А., Кузнецова И.Е. Социально-педагогическая работа с семьей ребенка-инвалида. Екатеринбург, АМБ, 2001.
Жукова И. С, Мастюкова Е. М. Если ваш ребенок отстает в развитии.
Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 1993.
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Нисневич Л. А. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей. СПб., 2000.
Огородникова Г.С. Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Журнал «Дополнительное образование и воспитание», 2016, №7, с.18-20
Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков: книга для учителя- 2-е изд.-М.:Просвещение, 1994.-223с.:ил.
Маллер А. Р. Ребенок с ограниченными возможностями. Книга для родителей. М., 1996
Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями. М.: Изд. Группа НОРМА-