Рассмотрено и утверждено на заседании предметно-цикловой комиссии «Физическая культура»
протокол № ___ от ____________ г.
председатель предметно-цикловой комиссии
_______________ Бибик К.Н.
Согласовано с заместителем директора
по учебной работе
________________
«___» ___________2018г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в целях реализации Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда»
Организация-разработчик: ГАПОУ СО «Вольский педагогический колледж им. Ф.И.Панферова»
Разработчик:
Сеничкин Р.А.. - преподаватель
Пояснительная записка
Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины создана в целях реализации Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 г.г. Министерством образования и науки Российской федерации для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с использованиемсредств адаптивной физической культуры и адаптивного спорта в профессиональных образовательных организациях.
Место учебной дисциплины в структуре ППССЗ: Общий гуманитарный и социально-экономический цикл.
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Основной целью дисциплины «Физическая культура» для студентов, имеющих ограничения здоровья является:
- формирование физической культуры личности, адаптивно-компенсаторных механизмов организма,
- повышение уровня физической подготовленности и работоспособности,
- профессионально-прикладная подготовка к будущей профессиональной деятельности. Главной задачей является:
- развитие и совершенствование двигательных (физических) способностей и физических качеств с применением средств и методов физической культуры, не имеющих противопоказаний для применения на практических занятиях в специальной медицинской группе.
В результате изучения учебной дисциплины «Физическая культура» обучающийся должен уметь:
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
проводить контроль и самоконтроль уровня совершенствования профессинально важных качеств при занятии физическими упражнениями.
Уметь:
выполнять контрольные нормативы с учетом состояния здоровья и функциональных возможностей своего организма;
В результате изучения учебной дисциплины «Физическая культура» обучающийся должен знать:
о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
основы здорового образа жизни.
основы профессионально прикладной физической культуры
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь выполнять следующие трудовые действия
Профессиональный стандарт - Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном, общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)
А/01.6
- Формирование мотивации к обучению
- Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей
А/02.6
- Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды;
A/03.6
- Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни
Педагогическая деятельность по проектированию и реализации
основных общеобразовательных программ
B/01.5
- Развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом особенностей возрастных и индивидуальных особенностей их развития
B/03.6
- Формирование общекультурных компетенций и понимания места предмета в общей картине мира
Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 117 часов
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 117 часов
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
234
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
117
в том числе:
теоретические занятия
8
Практические занятия
111
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
Внеаудиторная самостоятельная работа
117
58
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Физическая культура»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1.
Физическая культура в обеспечении здоровья.
16
Тема 1.1.
Основы здорового образа жизни.
Содержание учебного материала
2
1
Роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека.
1
2
Личное отношение к здоровью как условие формирования здорового образа жизни.
3
О вреде и профилактике курения, алкоголизма, наркомании. Рациональное питание, двигательная активность, активный отдых. Гигиенические средства оздоровления и управления работоспособности.
4
Самостоятельная работа
2
1
Подготовка презентации по здоровьесберегающим технологиям.
2
Составление режима дня.
Тема 1.2.
Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями
Содержание учебного материала
2
1
Мотивация и целенаправленность самостоятельных занятий, их формы и содержание.
1
2
Организация занятий физическими упражнениями различной направленности. Основные принципы построения самостоятельных занятий.
3
Основные признаки утомления. Факторы регуляции нагрузки.
Самостоятельная работа
2
1
Составление и проведение комплекса производственной гимнастики.
Тема 1.3.
Самоконтроль занимающихсяфизическими упражнениями и спортом. Контроль уровня совершенствования профессионально важных психофизиологических качеств
Содержание учебного материала
2
1
Диагностика и самодиагностика состояния организма учащегося при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом. Врачебный контроль, его содержание.
2
2
Самоконтроль, его основные методы, показатели и критерии оценки.
3
Использование методов стандартов, антропометрических индексов, упражнений - тестов для оценки физического развития, телосложения, функционального состояния организма, физической подготовленности.
Самостоятельная работа
2
1
Подбор и апробация методик проведения функциональных проб.
Профессионально-прикладная физическая подготовка, прикладные физические, психофизические и специальные знания, прикладные умения и навыки, прикладные виды спорта.
2
2
Личная и социально- экономическая необходимость специальной психофизической подготовки к труду.
3
4
Цели и задачи ППФП. Средства, методы и методика направленного формирования профессионально значимых двигательных навыков.
Самостоятельная работа
2
1.
Составление комплексов прикладной физической подготовки
Раздел 2. Спортивно-оздоровительная деятельность
218
Тема 2.1.
Лёгкая атлетика
Практические занятия
20
1
Оздоровительная ходьба. Сочетание ходьбы и бега /300 и 300м/
6
2
Работа с карточками по заболеванию.
8
3
Метание: метание малого мяча в цель.
4
4
контрольные нормативы с учетом состояния здоровья и функциональных возможностей своего организма;
2
Самостоятельная работа
20
1
Оздоровительная ходьба.
3
Составление и выполнение комплекса общеразвивающих упражнений на развитие силы рук.
Тема 2.2
Гимнастика
Тема 2.3
Подвижные и спортивные игры
Практические занятия
20
1
Организующие команды и приёмы, общеразвивающие упражнения:
строевые действия в шеренге и в колонне; выполнение строевых команд. Упражнения без предметов и с предметами. Комплексы корригирующих упражнений.
6
2
Корригирующая гимнастика. Дыхательная гимнастика.
6
3
Равновесие: упражнения на гимнастической скамейке и низком бревне. Ходьба на носках, равновесия, танцевальные шаги, прыжки, подскоки, повороты, соскоки. Приёмы страховки и самостраховки.
6
4
контрольные нормативы с учетом состояния здоровья и функциональных возможностей своего организма;
2
Самостоятельная работа
20
1
Составление и проведение комплексов упражнений без предметов и с предметами.
4
Составление и выполнение упражнений для сохранения равновесия.
5
Составление и проведение комплексов дыхательной гимнастики.
Практические занятия
30
1
Бадминтон: Стойки, перемещения, хваты, подачи, передачи, одиночная игра, парная игра, игра через сетку.
20
3
Подвижные игры: на материале гимнастики, лёгкой атлетики, спортивных игр.
8
контрольные нормативы с учетом состояния здоровья и функциональных возможностей своего организма;
2
Самостоятельная работа
30
1
Подбор подвижных игр на основе спортивных игр.
2
Оздоровительная ходьба
Тема 2.4
Атлетическая гимнастика
Практические занятия
25
1
Ритмическая гимнастика: Упражнения из положения лёжа на полу; упражнения на расслабление.
8
2
Атлетическая гимнастика: работа на тренажерах, с эспандерами, амортизаторами из резины, гантелями.. Техника безопасности занятий.
15
4
контрольные нормативы с учетом состояния здоровья и функциональных возможностей своего организма;
2
Самостоятельная работа
25
1
Составление и выполнение комплексов упражнений на развитие силы с учетом заболевания.
2
Составление и выполнению комплексов упражнений для развития сердечно - сосудистой и дыхательной систем.
3
Составление и выполнению комплексов упражнений для развития координационных способностей.
Тема 2.5.
Массаж
Содержание учебного материала
14
1.
Изучение и применение техники массажа по заболеванию.
8
2.
Изучение и применение массажных приемов точечного и самомассажа.
6
Самостоятельная работа обучающегося
14
1.
Выполнение приемов массажа и самомассажа.
Всего:
234
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Лях В. И. Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников М. Я. Виленского, В. И. Ляха. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / В. И. Лях. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 104 с. 74.26 Л98 7 экз.
2. Рабочая программа. Физическая культура. 5-9 классы: учебно-методическое пособие / авт. – сост. Г. И. Погадаев. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013. – 115. 74.266.8 Р13
3. Физическая культура: программа : 5-9 классы / Т. В. Петрова, Ю. А. Копылов, Н. В. Полянская, С. С. Петров. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 64 с. + 1 электронный опт. диск. 74.267 Ф50
4. Примерные программы по учебным предметам. – Физическая культура. 5-9 классы. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 61 с. 74.26 П76 5 экз.
5. Мурзинова Р. М. Воспитание как составляющая деятельности спортивного педагога: учебное пособие/ Р.М. Мурзинова, В. В. Воропаев. – М. КНОРУС, 2014. – 94 С. 75Я73 М91
6. Погадаев Г. И. Физическая культура. 5-9 классы. Методическое пособие к учебникам Г. И. Погадаева «Физическая культура. 5-9 классы» Г. И. Погадаев. – М.: Дрофа, 2014. – 127 с. 74.267.5 П43 2 экз.
7. Погадаев Г. И. Физическая культура. 10 – 11 кл. Базовый уровень: учебник / Г. И. Погадаев. – М.: Дрофа, 2013. – 271 с. 75я72 П43
8. Справочник учителя физической культуры / авт.-сост. П. А. Киселев, С. Б. Киселева. – Волгоград : Учитель, 2011. – 251 с. 74.267.5 С74
9. Физическая культура. 5-7 классы: учеб. для общеобразоват. организаций / М. Я. Виленский, И. М. Туревский, Т. Ю. Торочкова и др. .; под ред. М. Я. Виленского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 239 с. 75я72 Ф50
10. Столяров В. И. , Сухин В. П., Логунов В. И. Олимпийский урок «Час здоровья». Общая компетенция олимпийского образования школьников. Учебно-методическое пособие / под общ. Ред. докт. Филос. Наук, проф. В. И. Столярова. – М.: УЦ Перспектива, 2011. – 236 с. 74.200.55 О54
11. Олимпийские игры. Познавательно-игровая деятельность. 1-11 классы. / авт.-сост. Н. В. Барминова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 289 с. 74.200.58 О54
Интернет-ресурсы:
Новая программа по физической культуре в СПО:
Дополнительные источники:
Патрикеев А.Ю. Подвижные игры (1-4 кл.). - М.: «ВАКО», 20010.
Погадаев Г.И., Мишин Б.И. Организация и проведение физкультурно - оздоровительных мероприятий в школе. - М.: Дрофа, 2011.
Бирюкова А.А. Спортивный массаж: учебник для вузов. — М., 2009.
Поль С. БРЭГГ, Йога в помощь позвоночнику. - М.: «Диля», 2010.
Щетинин М. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. – М.: Метафора, 2012.
Периодические издания
«Физическая культура в школе»
«Спорт в школе»
«Здоровье школьника»
Ресурсы электронной библиотеки Znanium.com
Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины.
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Освоенные умения:
- использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для достижения жизненных и профессиональных целей.
ТА – устный опрос, тестирование. ТЗ № 1,2
ПА – дифференцированный зачёт в форме теоретического и практического задания.ТЗ № 1-14
- использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для достижения жизненных и профессиональных целей;
ТА – устный опрос, тестирование. ТЗ № 1,2
ПА – экзамен в форме теоретического и практического задания.ТЗ № 15-30
- проводить контроль уровня совершенствования профессионально важных психофизиологических качеств, в процессе занятий физическими упражнениями и спортом.
ТА – устный опрос, тестирование. ТЗ № 1,2
- выполнять контрольные нормативы для определения уровня физической подготовленности с учетом функциональных возможностей своего организма.
ТА – устный опрос, тестирование. ТЗ № 1,2
Усвоенные знания:
-о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
ТА – устный опрос, тестирование. ТЗ № 1,2
ПА – экзамен в форме теоретического и практического задания.ТЗ № 1-14
-основы здорового образа жизни.
ТА – устный опрос, тестирование. ТЗ № 1,2
ПА – экзамен в форме теоретического и практического задания.ТЗ № 15-30
способы самоконтроля в процессе физического воспитания
ТА – устный опрос, тестирование. ТЗ № 1,2
Основы профессионально - прикладной физической подготовки.
ТА – устный опрос, тестирование.ТЗ № 1,2
А/01.6
- Формирование мотивации к обучению
- Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей
ТА – устный опрос, тестирование., ТЗ №3
А/02.6
- Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды;
ТА – устный опрос, тестирование. ТЗ №3
A/03.6
- Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни
ТА – устный опрос, тестирование. ТЗ №3
B/01.5
- Развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом особенностей возрастных и индивидуальных особенностей их развития