Основной целью обучения иностранным языкам сегодня является формирование коммуникативной компетенции - умения эффективно участвовать в межкультурном общении. Нужно организовывать урок так, чтобы учащиеся осознавали необходимость изучения иностранного языка, а на уроке не просто узнавали что-то новое, а решали определенную коммуникативную задачу. Игры и игровые ситуации, ролевые игры лучше всего помогают решать эту проблему, особенно на начальном этапе.
Игра хороший стимул в достижении успеха там, где порой оказываются неэффективными многочисленные традиционные упражнения. Урок может стать незабываемым путешествием в мир английского языка, даст возможность не только сильным, но и слабым ученикам проявить свой творческий потенциал. Даже самый незначительный успех - огромный шаг на пути познания.
Игра способствует выполнению важнейших методических задач: обеспечивает психологическую подготовку к речевому общению на уроке иностранного языка и многократное повторение языкового материала. Игра влияет на развитие познавательной активности. Она таит в себе огромное нравственное начало, так как делает труд радостным, творческим и увлекательным. Чем ближе к жизни игровая ситуация, тем легче и быстрее дети запоминают употребляемые в ней слова. Когда дети начнут читать и писать, аналогично можно использовать игры для отработки правописания слов.
Поскольку целью обучения иностранного языка является формирование у учащихся способности использовать изучаемый язык как инструмент реального общения в различных ситуациях, возникает вопрос, чему следует отдавать предпочтение в учебных условиях: устным или письменным формам общения? Необходимо дифференцированно (с учетом реальных условий обучения) относиться к определению приоритетов в выборе видов речевой деятельности.
В настоящее время в методической литературе существует достаточно большое количество классификаций, систематизирующих виды учебных игр в соответствии с тем или иным классификационным критерием.
Например, в зависимости от:
- целей и задач учебной игры;
- формы проведения;
- способа организации;
- степени сложности;
- количественного состава участников.
По целям и задачам обучения учебные игры, используемые на занятиях по иностранному языку, можно разделить на языковые и на речевые.
Языковые игры, помогая усвоить различные аспекты языка (фонетику, лексику, грамматику, синтаксис, стилистику), делятся соответственно на фонетические, лексические, грамматические, синтаксические, стилистические. Речевые игры нацелены на формирование умения в определенном виде речевой деятельности, т.е. обучение аудированию, обучение монологичvской речи, диалогической речи, обучение чтению, обучение письму. По форме проведения выделяют игры предметные, подвижные, сюжетные или ситуационные, ролевые, игры-соревнования, интеллектуальные игры (ребусы, кроссворды, шарады, викторины), игры-взаимодействия (коммуникативные, интерактивные). По способу организации игры бывают компьютерные и некомпьютерные, письменные и устные, с опорами и без опор, имитационно-моделирующие и креативные и т.д. По степени сложности выполняемых действий все учебные игры подразделяются на "простые" (моноситуационные ) и "сложные" (полиситуационные), а по длительности проведения они делятся на продолжительные и непродолжительные. По количественному составу участников игры подразделяются на индивидуальные, парные, групповые, командные и коллективные. Причем очевидно, что первые, то есть индивидуальные игры, являют собой реализацию индивидуального подхода к учащимся и представляют собой "общение" обучаемого с источником информации. Остальные перечисленные виды игр предполагают общение партнеров друг с другом, что может предполагать проявление как индивидуального подхода, так и дифференцированного подхода к процессу обучения иностранному языку.
Использование игровых методов на уроках английского языка.
Существует шесть основных целей использования игр на уроках иностранного языка:
1. формирование определенных навыков;
2. развитие определенных речевых умений;
3. обучение умению общаться;
4. развитие необходимых способностей и психических функций;
5. познание (в сфере становления собственно языка);
6. запоминание речевого материала.
Игровая ситуация - основа обучения иностранному языку на начальном этапе. Игра- очень важна для ребенка: он познает мир, легко усваивает сложнейшие понятия. Поэтому в каждый урок я включаю различные игровые моменты: и игру в мяч, и разные игрушки, которые помогают делать урок зрелищным. У малышей очень хорошая память на то, что их волнует, что им нравится. Вводя новую лексику я стараюсь показывать яркие, большие, необычные предметы или картинки. Если обезьяна- то смешная, если кукла- то красивая. Ведь каждый ребенок-актер, он легко перевоплощается, искренне верит в происходящее. Играя, ребенок преодолевает барьер страха, освобождается от физического переутомления. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, не раз бывало, что слабый по языковой подготовке ученик становится первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности радости, ощущение посильности заданий- все это помогает преодолевать стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова другого языка и благотворно сказываются на результаты обучения. Незаметно усваивается материал и возникает чувство удовлетворения.
Игровая форма работы дает возможность повторить и закрепить усвоенные лексические единицы и типовые фразы, разнообразные формы работы и поддерживать внимание учащихся на уроке.
В соответствии с поставленными задачами, игры можно разделить на несколько видов:
1) игры на автоматизацию грамматических навыков;
2) игры на усвоение изученной лексики;
3) игры для развития навыков говорения и аудирования.
Грамматические игры
Цель данного вида – научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности, создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца, развить речевую творческую активность и самостоятельность учащихся.
Тренировка употребления грамматических структур, требующая многократного повторения, утомляет ребят своим однообразием, а затраченные усилия не приносят удовлетворения. Чтобы сделать эту скучную работу интересней можно использовать следующие игры.
Например, в начальных классах вводится грамматическая структура: I can (run).
Дети любят принимать участие в игре «Хвастунишка»:
P1 I can run.
P1 I can jump.
P1 I can climb…..
Игра прекращается тогда, когда кто-то затруднится в составлении образца.
Отрабатывая отрицательную форму: I can’t …..., уместно соревнование « неумеек»
P1 I can’t write. P2 I can’t fly
Или, например, игра для закрепления структуры I can see….:
Учащиеся один за другим называют предметы, которые они видят в классе (на картинке), используя эту структуру. Побеждает ученик, назвавший большее количество предметов. Аналогичную игру можно провести с предложением- I can’t see… .
Самая простая игра на начальной ступени обучения иностранному языку – «Жмурки», которая может использоваться при отработке структуры Is it…? Are you…? Водящий с завязанными глазами пытается поймать руками ребят, находящихся рядом. Поймав, задает вопрос: - P1 Are you Sveta? или Is it Sveta? P2 No, I am not Sveta.(Yes, , I am Sveta) Данную структуру можно также отработать, играя в игру «Отгадай». Учащиеся выходят к доске, загадывая какой-либо предмет. Остальные отгадывают: P1: Is it a dog? -P2: Is it a book?
Игровая ситуация «Не вся семья дома» для отработки выражения - This is my (mother).Ученик представляет тех, кто в данный момент находится в комнате. Стук в дверь. Ученики пытаются отгадать: P1 This is her (uncle) : P2 This is her (grandmother). Можно заменить : This is a man (woman).
Игру «Путешествие по дому» можно использовать для отработки оборота –There is/ There are . Как правило, игру начинает учитель: - T . There is a sofa in the living room.
P1 Near the sofa there is a door. Другие ребята продолжают описывать комнату
( картинку) в выбранном направлении. Учитель может принимать участие в игре, жестом показывая на предмет, о котором надо сказать.
Игра с куклой (можно дать ей имя). Ребята хотят узнать, как кукла проводит свой день. Ей задают вопросы:
When do you get up?
Do you help your mother?
What books do you like to read?
Игра «Переводчик» : Группа делится на 2 делегации, говорящие на разных языках. Члены делегаций располагаются напротив друг друга и беседуют с помощью переводчика.
P1 (из 1-й делегации) Ты любишь играть в шахматы?
Переводчик: Do you like to play to chess?
P2 (из 2-й делегации) Oh, Yes, I do/
Переводчик: (обращаясь к 1-му ученику) Yes, she does(Yes, she likes to play chess.)
Лексические игры
Данный вид игр преследует цели – тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке, знакомство с сочетаемостью слов, активизировать речемыслительную деятельность, развивать речевую реакцию учащихся.
Лексические игры-игры, продолжающие строить фундамент речи. Во время проведения лексических игр большая роль отводится учителю, который является здесь организующей фигурой. Очень важно вовлечь в игру как можно больше учащихся, а затем незаметно выйти из неё. Чтобы обеспечить активность учащихся при выполнения лексических игр используются различные формы работы: парная, групповая и фронтальная.
Игра» Кто больше назовет животных»: Участники двух команд по очереди называют животных изображенных на картинке. (Тематика картинок может быть разная)
«Кто быстрее отгадает значение слова?» Команды пишут перевод с английского языка названия цифр, игрушек, членов семьи. Учитывается правильность и быстрота ответов.
Лексика по теме «Части тела» можно отработать с помощью следующей игры: Ученик выполняет команды остальных ребят . P1 Touch the nose. P 2 Touch the left hand P 3 Touch the mouth. Можно изменить условия игры, добавив, что выполнять команды нужно, если сказали слово» please».
Чтобы отработать употребление в речи учащихся порядковых или количественных числительных можно использовать игру «Кто лучше считает?»: В быстром темпе ребята называют числа по порядку, кто неправильно называет-выходит с игры.
Игра «Незнайка». Незнайка неправильно называет написанные на доске цифры. Класс его исправляет. P1 I t’s forty one. P2 No it’s wrong. It’s forty-five.
Для закрепления лексики часто использую мяч. Кидаю мяч и называю слово на русском, а дети возвращают мяч и говорят слово на английском (можно наоборот)
Аудитивные игры
Аудитивные игры могут помочь достижению следующих целей аудирования:
- научить понимать смысл однократного высказывания;-
- научит выделять главное в потоке информации;
- научит распознавать отдельные речевые образцы и сочетания в потоке речи;
-развить слуховую память;
-развить слуховую реакцию.
1. Игра «Who knows the parts of body better? »
Класс делится на 2 команды. Ученики-представители от каждой команды по очереди выполняют команды учителя: Touch your head!
Touch your nose!
Touch your mouth !
Выигрывает команда набравшая большее количество очков.
2.Игра «Съедобное - несъедобное »:
Учитель произносит предложения:
We can eat meat.
We can eat pen…..
При упоминании съедобного предмета, ученики поднимают руку, кто ошибется-выходит из игры.
Речевые игры.
Очень важно на уроке иностранного языка использовать речевые игры. Они учат детей учению выражать мысли их логической последовательности, практически и творчески применять полученные речевые навыки, обучают детей речевой реакции в процессе коммуникации.
1. Игра «Собери портфель». Ребята учатся называть
и описывать школьные принадлежности. В игре участвует весь класс.
Учитель просит помочь какому-нибудь сказочному персонажу собраться в школу. Ученик складывает в портфель предметы и называет их.
P1 This is a book.( a pen) . It’ s an English book. It’s a nice book.
2. Игра «Guess it » .Ведущий загадывает любой предмет в классе. Ученики пытаются отгадать и задают только общие вопросы ( их количество ограничено до 10 ) Побеждает тот, кто отгадывает , задав меньшее количество вопросов.
Примеры вопросов Is it a thing?
Is it on this wall ?
Can I see it ?
Is it white?
Для развития навыков монологической речи хорошо использовать следующую игру:
3. Класс делится на 3-4 команды. Капитаны-сильные ученики. Учитель предлагает им выбрать по 1-й картинке ( время года, например) В течение 2-3 минут ребята готовят описание ( каждый составляет по одному предложению). Прослушивая рассказы учитель ставит плюсы за правильные предложения, минусы - за неправильные. Потом подсчитываются баллы и выявляются победители.
4.Игровая ситуация «Новый ученик». Учитель представляет «нового ученика». Чтобы больше узнать о нем, ученики задают ему вопросы: What is your name? How old are you? Where are you from?
Орфографические игры.
Цель данных игр – упражнение в написании английских слов. Часть игр может быть рассчитана на тренировку памяти учащихся, а часть – на некоторых закономерностях в правописании английских слов.
1 игра: на доске написаны слова, с пропущенными буквами. Ученик должен вставить пропущенные буквы.
2 игра: детям раздаются карточки с кроссвордами.
3 игра: на доске записаны слова, в которых гласная буква Uu читается звуками [ju:] и []. Найти слова, которые читаются в первом типе чтения, а затем во втором.
Очень важно после изучения каждой темы проводить итоговые уроки в игровой форме. Это может быть праздник - « Спортивный праздник », « Новогодняя сказка», урок-путешествие или просто фонетический вечер. Подобные мероприятия формируют интерес к предмету, стимулируют развитие познавательной активности на уроках английского языка. Дети с удовольствием готовят материал к таким урокам, рисуют плакаты, приносят игрушки.
Таким образом, использование игровых методов:
1. Оправдывает необоснованное требование общаться на английском языке с учителем и одноклассниками.
2. Позволяет найти способы сделать для учащихся коммуникативно-значимыми фразы, в основе которых лежат простейшие грамматические модели.
3. Психологически оправдывает и делает эмоционально привлекательным повторение одних и тех же речевых моделей и стандартных диалогов.
4. Развивает способность анализировать, сравнивать и обобщать.
5. Позволяет активизировать резервные возможности учащихся.
6. Знания применяются практически.
7. Вносит разнообразие в учебный процесс.
8. Развивает творчество школьников.
9. Учит организовывать свою деятельность.
Литература:
Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранного языка. Пособие для учителя.- М. АРКТИ, 2000
Лукьянова Н.В. Игра – источник познавательной деятельности ребенка /Н.В.Лукьянова // ИЯШ. – 2001. – №11. – С.11.
М Ф. Стронин « Обучающие игры на уроке английского языка» М, 1981 г
Ж-л « Иностранные языки в школе» № 1. 1994г
.
|