Конспект урока внеклассного чтения по литературе в 6 классе " Первый урок внеклассного чтения в 6 классе. Проверка летнего чтения.
Submitted by Татьяна Вячеславовна Николаева on Wed, 31/10/2018 - 13:58
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие учащихся
2. Целеполагание
- Прочитайте эпиграф урока
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать»,- говорил Д. Дидро.
- Как вы понимаете смысл данного высказывания?
- Почему так велика роль книги в жизни человека?
- Летом вы самостоятельно читали книги, надеюсь, многие герои книг стали вашими друзьями и советчиками.
- Определите задачи нашего урока.
Учащиеся путём жеребьёвки делятся на 3 команды. Выбираем состав жюри.
3.Проверка летнего чтения.
Мы побываем на шести станциях, постараемся выполнить все задания и определим лучших читателей. Вспомним правила работы в группе.
Наши станции:
1) Писатели.
2) Названия произведений.
3) Герои произведений.
4) Мир вещей.
5) Литературоведческие термины.
6) Наш ответ писателям (творчество).
ПЕРВАЯ СТАНЦИЯ. ПИСАТЕЛИ.
Без писателей и поэтов не было бы литературы, в каждом произведении они оставляют частичку своей души. Мы им бесконечно благодарны за талант, труд, творчество.
Вопросы задаются по очереди каждой команде.
О ком идёт речь? Его молодые годы прошли в ссылках: юг России, Кишинёв, село Михайловское. (А.С.Пушкин)
Чей псевдоним «Человек без селезёнки»?( А.П. Чехов)
Имя какого писателя связано с родовым имение Спасское –Лутовиново.( И.С.Тургенев)
Расположите в хронологическом порядке писателей: Л.Н. Толстой, В.П.Астафьев, А.С. Пушкин.
Кто из писателей написал автобиографическую трилогию «Детство», «Отрочество», «Юность». (Л.Н.Толстой)
Жюри подводит итоги первого конкурса.
ВТОРАЯ СТАНЦИЯ. НАЗВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.
Группам предлагается задание: соединить фамилии писателей и названия произведений.
Ф. Искандер «Кладовая солнца»
Льюис Кэролл «Слепой музыкант»
В. Короленко «Бежин луг»
И. Тургенев «Приключения Тома Сойера»
М. Пришвин «Хроники Нарнии»
М. Твен «Тринадцатый подвиг Геракла»
Звучат правильные ответы, жюри проверяют задания.
Подведение итогов второго конкурса.
ТРЕТЬЯ СТАНЦИЯ. ГЕРОИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.
Назовите героев по описанию, название произведения, задания командам по очереди.
Этот герой «… выказывал пороки человека необразованного», «… привык давать волю всем порывам пылкого нрава и всем затеям довольно ограниченного ума», « с крестьянами и дворовыми обходился строго и своенравно». (А. С.Пушкин «Дубровский» К. Троекуров)
Ей было 4 года, бледное крошечное создание напоминало цветок, выросший без солнца. Её платье было грязное и старое. Не любила бегать и играть. Серый камень высосал из неё всё веселье. (В.Короленко « В дурном обществе» Маруся)
«Впереди других понёсся витязь всех бойчее, всех красивее. Так и летели чёрные волосы из-под медной его шапки. Вился завязанный на руке дорогой шарф, шитый руками первой красавицы». (Н.В.Гоголь «Тарас Бульба» Андрий)
« Мохнатые уши , которыми … размахивал из стороны в сторону, розовый язык, стрижка «наподобие льва», суетливость – всё это подчёркивало его резвость, жизнелюбие, лёгкость характера» ( А.И. Куприн «Белый пудель» Арто)
Это большая рыжая собака. Под её глазами были чёрные полоски , из-за которых глаза казались большими. Собака помогла человеку выбраться из болота. (М.Пришвин «Кладовая солнца» Травка)
«Опять послышалось сопение и кашель, и между двумя островерхими камнями, не больше чем шагах в двадцати от себя, он увидел серую голову». (Д.Лондон «Любовь к жизни» больной волк)
Жюри подводит итоги третьего конкурса.
ЧЕТВЁРТАЯ СТАНЦИЯ. МИР ВЕЩЕЙ.
Каждой команде по очереди показывают вещь, нужно определить из какого произведения.
Ковшик без ручки (В.П.Астафьев « Конь с розовой гривой»)
Клюква ( М.Пришвин «Кладовая солнца»)
Кольцо (А.С.Пушкин «Дубровский»)
Трубка (Н.В.Гоголь « Тарас Бульба»)
Лукошко с крыжовником (А.П.Чехов «Хамелеон»)
Кисточка (М. Твен « Приключения Тома Сойера»)
Жюри подводит итоги.
ПЯТАЯ СТАНЦИЯ. ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ.
Задания командам на листочках.
Вставить на месте пропусков определение.
1.Эпос, лирика, драма - это …
2. Противопоставление образов, эпизодов, картин – это …
3. Художественное определение предмета или явления - …
4. Изображение неживых предметов в виде живых существ - …
5. Изображение одного предмета путём сравнения его с другим - …
Задание командам: выбрать одну понравившуюся книгу, прорекламировать её своим одноклассникам.
Жюри оценивает рекламу книг.
Подведение итогов. Оценку ставят учащиеся друг другу в группе.
4.Рефлексия.
- Что на уроке понравилось?
- С какими заданиями сложно было справляться?
- На что нужно обращать внимание при чтении книг?
Домашнее задание.
Подготовить к проверке читательский дневник;задание на выбор: составить кроссворд по прочитанным летом произведениям, подготовить рекламу прочитанной книги.