Название образовательной организации: Государственное бюджетное образовательное учреждение «Академическая гимназия №56» Санкт-Петербурга
Название продукта: Образовательная программа курса внеурочной деятельности курса «Любимые страницы» (руководитель авторского коллектива – Шелагина Светлана Владимировна, учитель начальных классов, Заслуженный учитель России)
РАЗДЕЛ: программы внеурочной деятельности
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ:
«Любимые страницы» – это курс, целью которого является воспитание и преобразование детских чувств, сознательное и целенаправленное обогащение ребенка впечатлениями, а также пополнение его нравственного опыта и формирование человеческих качеств при помощи мировой детской литературы и посредством игры.
Яркий, богатый мир детства формирует столь же богатую душу, а следовательно, и человека. Значит, обогащать мир ребенка, сознательно насыщать его яркими впечатлениями, используя для этого лучшие образцы мировой литературы для детей, – вот главная задача курса «Любимые страницы».
Программа «Любимые страницы» является модифицированной, так как в ней собран и переработан материал из многих программ по внеклассному чтению для младших школьников.
Уровень освоения программы «Любимые страницы» – общекультурный, предполагающий расширение кругозора, приобретение опыта общения и т.д.
Направленность программы – социально-педагогическая. Внеклассное чтение вводит детей в мир большой литературы, знакомит с широким кругом доступных книг, приучает свободно ориентироваться в них и, объединяя отдельные стороны читательской деятельности в единый комплекс культуры чтения, формирует у каждого ребенка индивидуальный опыт самостоятельного чтения.
Программа «Любимые страницы» (как инновационный продукт) включает:
- развернутую пояснительную записку (цель, задачи, отличительные особенности программы, формы и режим занятий (по годам), основные методы проведения занятий, ожидаемые результаты и др.);
- учебно-тематический план (1-4 класс);
- содержание (по классам, разделам, темам);
- характеристику методического обеспечения и диагностических процедур;
- список литературы для учителя и списки литературы для чления обучающихся (1-4 класс).
Особый интерес для педагогов (учителей начальных классов, методистов, заместителей директора по начальной школе, библиотекарей, педагогов дополнительного образования) могут представлять Приложения, которые включают: примеры нетиповых заданий, методические разработки «Роль детской книги в становлении развивающейся личности младшего школьника», «Возможности развития читательских интересов», «Уровни восприятия произведения», «Игровые приемы работы на занятиях», «Приемы проверки заданий учащимися, проверка содержания произведения какого-либо автора, «Виды домашних заданий», Методика проведения занятия «Любимые страницы» , «Диагностические карты по годам обучения» и др.
ССЫЛКА НА ПРОДУКТ: http://school56.org/school/obrazovatelnaya-programma
ОПИСАНИЕ ПРОДУКТА:
Актуальность программы: детское чтение – важнейший компонент национального образования. Литература помогает школьнику осознать личность человека, что определяется словами «я сам», «ты сам» – все то, кем ощущает себя человек, за что он отвечает от рождения до смерти. Дети в силу своего возраста не могут ответственно относиться к формированию своих взглядов по отношению к будущей нравственной жизни. Печатное слово было и остается главным учителем и воспитателем детей.
Цель программы: создать условия для обогащения и расширения отношений с окружающим миром, развития интеллектуальных и духовных способностей младшего школьника в процессе изучения произведений мировой детской литературы, помочь ему обрести свой собственный взгляд на мир, дав возможность получать признание и оценку своим действиям, приобретать новые впечатления, через освоение программы «Любимые страницы».
Задачи курса:
Обучающие:
- формирование навыка чтения, способов и приемов работы над текстом и книгой;
- в доступной и увлекательной форме при помощи стихов, сказок, логических игр способствовать обогащению словаря, развитию речи учащихся;
- через знакомство с детской литературой, научить ориентироваться в «море» детской литературы;
- помочь закрепить и расширить предусмотренные школьной программой знания, умения и навыки;
- использовать полученные знания, умения и навыки как базу для изучения курса «Мировая художественная литература» в средней школе;
Развивающие:
- развивать у детей наблюдательность, глазомер и другие качества, которые пригодятся им в жизни;
- развивать умственные способности школьников, логическое мышление, тренировать память;
- развивать читательский кругозор.
Воспитательные:
- воспитывать через игру сознательную дисциплину, справедливость, умение контролировать свои поступки;
- пробудить и сформировать интерес к чтению детских книг;
- воспитание и совершенствование нравственного опыта младшего школьника;
Отличительные особенности данной программы:
Дополнительные внеклассные занятия и мероприятия создают благоприятный период в нравственном, гуманистическом становлении личности ребенка. При составлении программы учитывались возраст, умственные и физические способности детей. Дифференцированный подход к учащимся позволит найти для каждого ребенка интересный и развивающий его круг задач. Программа составлена по принципам образовательной программы и связана с общеразвивающими учебными школьными программами.
Необходимость выделения нового курса «Любимые страницы» в программу внеурочной деятельности (или дополнительного образования) для младших школьников обусловлена рядом причин:
- гуманизация образования, являющаяся ориентиром современной школы, предполагает пересмотр ряда общепедагогических и методических принципов старой школы при сохранении всего лучшего, что было накоплено отечественной и зарубежной педагогической практикой и наукой;
- интегрированный характер данного курса позволяет использовать те знания и умения, которые ребёнок приобретает на других уроках и имеет возможность применять их при выполнении творческих заданий, как на кружковых занятиях, так и дома.
Формы и режим занятий, особенности содержания:
1 год обучения предусматривает занятия 2 часа в неделю и 72 часа в год; либо занятия 3 часа в неделю и 108 часа в год; либо занятия 4 часа в неделю и 144 часа в год.
Используются следующие формы занятий и виды деятельности:
• занятие-игра; занятие-викторина;
• занятие-чтение книг;
• занятие-выставка;
• занятие-инсценирование;
• занятие-соревнование;
• викторины; конкурсы;
• групповые выступления;
• фронтальная беседа;
• индивидуальные ответы.
Основные методы работы на занятиях:
- ведущим методом является метод чтения-рассматривания книг по теме занятия;
- беседа, предшествующая чтению вслух, позволяющая восстановить в памяти детей или сформировать у них реальные представления, составляющие основу ведущих художественных образов произведения, которое предстоит слушать;
- выразительное чтение учителем художественного произведения вслух;
- коллективное воссоздание прослушанного, размышления о прослушанном;
- словесные методы работы: устное изложение, беседы, объяснения материала (темы), анализ текста, работа с терминами, аудиозаписи и т.д.
- наглядные методы: показ иллюстраций, демонстрация видеофрагментов
- практическое выполнение заданий: сочини, вставь пропущенные слова, продолжи, инсценируй, сделай поделку, изобрази и др.
2 год обучения рассчитан на 2 часа в неделю и 72 часа в год.
В содержании программы выделяются 2 раздела:
- Круг чтения (фольклор).
- Работа с книгой (умения и навыки, которые формируются на учебном материале).
Основой тематического планирования является реализация последовательности: знакомство с новым материалом, освоение, обобщение, повторение.
Используется тетрадь на печатной основе к курсу «Любимые страницы» для 2 класса, созданная учителем ГБОУ «Академическая гимназия №56» Новиковой О.С. которая В тетради представлена система творческих заданий, направленных на развитие навыков связной устной речи, фантазии, воображения, расширение и уточнение словаря.
3 год обучения рассчитан на 2 часа в неделю и 72 часа в год.
Содержание программы можно условно разделить на 5 блоков:
- «Поэзия и фантазия».
- «По дорогам сказки».
- «Волшебники приходят к детям».
- «Наедине с природой».
- «И в шутку, и всерьез».
Сведения о малых жанрах русского фольклора, полученные учащимися во 2 год обучения, станут базой для изучения зарубежного фольклора. Понятие сказки литературной (авторской) и народной также основано на ранее полученных знаниях.
Преемственность курса позволит навыки, полученные во 2 год обучения, использовать при овладении программой в 3 год обучения при анализе литературных произведений, сравнении текстов по различным характеристикам.
Логика освоения учебного материала построена на постепенном углублении и расширении знаний об авторах, особенностях их произведений, специфике тем и особенностях литературных приёмов и методов. Взаимосвязь отдельных тем обеспечивается системой обобщающих уроков, итоговых заданий.
4 год обучения также рассчитан на 2 часа в неделю и 72 часа в год.
Основой тематического планирования 4 года обучения является реализация последовательности: знакомство с автором, знакомство с произведением; анализ и осмысление, обобщение. Важным компонентом является система творческих заданий, направленных на формирование нравственных принципов и норм у обучающихся.
Активно используются такие средства обучения, как дидактическая игра и самостоятельная работа с текстом.
Реализация предусматривает развитие навыков самооценки, коммуникативных навыков, самостоятельности, критического мышления.
Логика освоения учебного материала построена на углублении и расширении знаний об авторе, темах и вопросах, которые его волнуют; сопоставление героев изученных произведений. Взаимосвязь отдельных тем обеспечивается системой обобщающих уроков, итоговых заданий по теме.
Ожидаемые результаты
К концу 1 года обучения на основе прослушанных произведений, чтения и рассматривания книг под руководством педагога, ребенок должен освоить:
- Умение знакомиться с книгой с опорой на три основных показателя: иллюстрацию, заглавие, фамилию автора.
- Узнавание сюжета по иллюстрациям.
- Различение книг по иллюстрациям.
- Участие в пересказе произведения педагогом: по ходу рассказывания ответы на вопросы, которые предполагают название персонажей, воспроизведение отдельных реплик, песенок, диалогов, отдельных эпизодов.
- Последовательное воспроизведение сюжета по вопросам педагога, по картинному плану.
- Разучивание под руководством педагога стихотворений: на основе хоровой декламации, по серии иллюстраций.
- Разгадывание загадок на основе сравнения с реальными предметами и явлениями, по рифме, по смыслу.
- Постановка живых картин и инсценировка эпизодов под руководством педагога.
- Осмысление заглавия произведения: почему дано такое название.
- Название персонажей с использованием характеристик, данных автором в произведении.
- Оценивание поступка героя с помощью педагога и с опорой на текст и личный опыт.
По окончании 2 года обучения углубляются знания умения и навыки, усвоенные ребенком в 1 год обучения, и приобретаются новые:
- Расширен круг чтения (фольклор).
- Умение работать с книгой (умения и навыки, которые формируются на учебном материале).
- Развитые навыки связной устной речи.
- Хорошая фантазия, воображение.
- Расширение и уточнение словаря.
Пройдя 3 год обучения дети осваивают:
- Расширение знаний о малых жанрах русского фольклора
- Знания зарубежного фольклора.
- Владение понятиями сказки литературной (авторской) и народной.
- Анализ литературных произведений
- Сравнение текстов по различным характеристикам.
- Углубление и расширение знаний об авторах, особенностях их произведений.
- Знание литературных приёмов и методов.
Освоение содержания курса 4 года обучения ориентированы на осуществление следующих образовательных достижений детей:
- Понимание, что каждый человек – это целый мир (знания о мире, о природе, добре и зле, о социальном и нравственном неравенстве).
- Расширенные представления о мире, нравственные представления, обогатившие духовный опыт ребенка, способствующие процессу самопознания.
- Развитые способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное.
- Сформирована потребность в постоянном чтении книг.
- Развит интерес к литературному творчеству, через понимание места и значения произведения в творчестве писателя, в литературе в целом.
Форма подведения итогов реализации программы, оценка эффективности:
- Метод учета (ежедневное наблюдение за читательской деятельностью учащихся, разностороннее изучение педагогом каждого ребенка с точки зрения динамики овладения им требованиями программы).
- Ведение журналов.
- Заполнение диагностических карт (в начале и в конце учебного года).
- Определение уровня интереса к чтению.
- Уровень совместной деятельности (создание авторской книги, изделий).
- Участие в инсценировании и проведении творческих дел, опросов, викторин, игр.
- Анализ продуктов деятельности.
- Учет достижений учащихся.
- Участие в творческих проектах и личный вклад в их успешность.
|