Модель этапов реабилитации для несовершеннолетних правонарушителей
Submitted by Валентина Николаевна Красных on Sat, 13/10/2018 - 13:51
Модель этапов реабилитации для несовершеннолетних правонарушителей.
Автор социальный педагог Красныз В.Н
Введение
Для решения задач управления процессом реабилитации в условиях образовательных учреждений необходимо наличие объективной информации о ресурсах, процессах и результатах реабилитации, что в свою очередь требует создания и поддержания в актуальном состоянии системы мониторинга и оценки эффективности программ реабилитации. Социальному педагогу в работе с несовершеннолетними правонарушителями следует стимулировать у них процесс самопознания, интерес к будущему, к своей личности, способностям, регулярно проводить с ними профессиональные консультации, развивать интерес к профессии, поощрять ведение дневников, обучать этому. Такие дети, как правило, лишены нормальных условий для развития, что и приводит к негативным последствиям психологического и социального характера. Поэтому вполне закономерно, что появилось еще одно название данной категории детей – дети «группы риска» или «ребенок, оказавшийся в социально опасной ситуации», которое введено законом РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999) .
Такой ребенок нуждается в помощи, направленной, с одной стороны, на изменений трудной жизненной или социально опасной ситуации, в которой он оказался, а с другой стороны – на минимизацию его социальных, психологических и педагогических проблем и трудностей с целью их поэтапного освоения и разрешения.
Именно такой комплексный социально -педагогический подход в работе с этой категорией детей и должен быть положен в основу разработки социально – педагогических технологий работы с ними. При этом необходимо учитывать, что социально – педагогическая работа с несовершеннолетними имеет две основные составляющие : выявление в детской среде и организация работы с ними; непосредственная индивидуальная или групповая работа.
Комплексность проблем, которые требуют решения в процессе социально – педагогической работы в несовершеннолетними правонарушителями , требует также участия в этой деятельности разных специалистов. Однако ведущая роль принадлежит социальному педагогу.
Данная модель составлена для специалистов образовательных учреждения для работы по реабилитации несовершеннолетних правонарушителей.
1.Описание этапов модели.
Данная модель состоит из трех этапов, включая подразделы ( схема модели реабилитации).
1 этап Адаптационно – диагностический . Данный этап направлен на выявление и диагностику проблем данной категории детей, подбор методик коррекционной работы, а также на разработку индивидуальных программ реабилитации. Эти функциональные направления деятельности социального педагога обуславливают необходимые этапы и составляющие социально-педагогической технологии.
1.Формирование банка данных детей и подростков. В целостный банк данных включаются сведения о проживающих на территории ОУ детях и подростках:
Совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;
Совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;
Освобожденных от уголовной ответственности в следствии акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;
Не подлежащих уголовной ответственности в связи с не достижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;
Обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;
Состоящих на учете в ПДН;
Состоящих на учете ВШК;
Состоящих на учете в КДН.
При формировании банка данных уточняются следующие позиции:
Каковы основания постановки на учет;
Какие структуры работают с несовершеннолетним;
Какая работа проводится для разрешения проблемы;
Что еще можно предпринять для разрешения данной проблемы.
На данном этапе работы социальный педагог выступает в качестве исследователя и организатора должностного, подчас формального взаимодействия различных организаций, призванных оказывать помощь детям. Формируя банк данных, специалист соблюдает принципы конфиденциальности и тайны ребенка, информацией пользуется только для служебных целей. Осуществляя сбор данных, социальный педагог дифференцирует проблематику несовершеннолетнего, ситуаций, в которых они оказались, и тем самым осваивает необходимый элемент профессиональной адаптации – эмоциональное принятие и переживание детских проблем.
2.Диагностика проблем личностного и социального развития детей и подростков, попадающих в сферу деятельности социального педагога, необходима для уточнения социальных и психолого – педагогических особенностей несовершеннолетнего, сведения о котором поступили в банк данных.
Для этого социальный педагог работает с несовершеннолетним, с классным руководителем, учителями, родителями с целью выяснения ситуации, в котором находится несовершеннолетний.
Изучает индивидуальные особенности ребенка и выявляет его интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, определяет их причины, отслеживает истоки взникновения конфликтных ситуации.
Исследует условия и особенности отношений микросреды жизнедеятельности ребенка.
Использует в работе апробированный и утвержденный пакет психолого – педагогических диагностик. При этом важнейшим инструментом педагогической диагностики выступает педагогическое наблюдение, которое предопределяет успешность как диагностики, так и последующих мер влияния в социально-педагогического взаимодействия ребенка и социального педагога.
3.Разработка и утверждение индивидуальной программы реабилитации.
По результатам диагностики социальный педагог определяет суть проблемы или совокупности проблем, подбирает адекватные психолого-педагогические, социальные средства ( методики) для их эффективного разрешения как индивидуально, так и в группах.
2.Этап коррекционный ( реализация ИПР).
Реабилитация несовершеннолетних правонарушителей включает следующие методы.
Прежде всего, необходимо проводить профилактические меры, которые будут способствовать снижению подростковой преступности. Данные методы должны включать в себя совокупность социальных, правовых и педагогических приемов, которые направлены как на работу с сами ребенком, так и его семьей.
Условно можно выделить три типа программ, которые способствуют социальной реабилитации подростков.
Реализация творческого потенциала. Задача данной программы донести до подростка, что с помощью имеющихся у него творческих задатков можно помочь современному обществу. Такая программа особенно подходит детям, у которых нет явного выражения характера преступника.
Реализация трудового воспитания. Смысл этой программы заключается в том, чтобы подростку привить первичные навыки какой-либо профессии. Она в большей степени подходит для детей с нарушением церебральной системы и небольшой умственной отсталости. Проведение таких мероприятий обязательно должно сопровождаться наблюдением и работой психолога.
Развитие социальной успешности. Данная программа должна реализовываться для подростков, относящихся к группе риска. Они нуждаются в вовлечении в различные социальные мероприятия, которые проводятся на уровне школы. Это может быть командное участие в соревнованиях, выступление от школы на конкурсе талантов, проведение агитационных работ и так далее.
Реабилитация несовершеннолетних правонарушителей должна решать следующие задачи:
Беспрекословная защита прав несовершеннолетних;
Проведение профилактических работ, снижающий уровень преступности;
Проведение мер по предупреждению беспризорности детей;
Обеспечение защиты детей, оставшихся без родителей;
Профилактика вредных привычек;
Оказание социальной помощи неблагополучным семьям;
Работа по профориентации ;
Активная работа со стороны органов системы профилактики.
Данные задачи могут реализованы путем проведения бесед, тренинга, интервью , консультаций и т д.
Эффективность социально-реабилитационной деятельности проявляется в соотношении достигнутого результата к максимально достижимому или заранее запланированному результату. Определить ее можно только в том случае, если будут четко выделены качественные критерии измерения результатов. В числе основных показателей определения эффективности социально-реабилитационной деятельности могут быть взяты сравнимые изменения в уровне развития личности ребенка, достигнутого за соответствующий период, и его способность к адаптации и интеграции в социальную и экономическую жизнь с учетом реабилитационного потенциала.
К числу других важных особенностей социально-реабилитационного процесса следует отнести то, что, в отличие от педагогического процесса, его обязательным условием является, во-первых, проведение диагностического обследования ребенка, с учетом результатов которого и строится реабилитационный процесс, во-вторых, осуществляется он в неразрывном единстве с проведением психической и педагогической реабилитациями и социальной адаптацией.
На заключительном этапе социальным педагогом должны быть разработаны и даны рекомендации родителям, а также несовершеннолетним с целью недопущения повторных противоправных действий .
Заключение.
Она может быть представлена в виде трех основных этапов: адаптационно-диагностического, коррекционного и интеграционного, в каждом из которых реализуются свои специфические задачи. На первом этапе проводится диагностика личностного развития ребенка, определяются его реабилитационный потенциал и оптимальные режимы коррекционно-воспитательной работы с ним. Второй этап подчинен организации и проведению реабилитации ребенка и консультирование родителей. На третьем этапе подводятся итоги комплексной реабилитации за определенный промежуток времени и определяются пути интеграции ребенка в социальную среду.
Список литературы:
1.Сафронова Т.Я «Реабилитация детей в приюте» – М, 1995;
2.Семаго.Н.Я «Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога» - М,2003 ;
3.Проблемы, методика и опыт социальной реабилитации детей и подростков в современных условиях – М, 1994;
4.Индивидуальная профилактическая работа с несовершеннолетними как социально-педагогическая технология – М, 2007.