ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Автор соц. педагог МБОУ «Карагинская ОШ»
Красных В.Н
СОДЕРЖАНИЕ
1.Паспорт
2.Пояснительная записка
3.Цели и задачи программы
4.Основные направления программы
5.Содержание программы
6.Методы и технологии организации реабилитационной программы
7.Партнеры
8.Ожидаемые результаты
1.Паспорт
Наименование программы
|
«Программа социально-педагогической реабилитации детей с умственной отсталостью»
|
Разработчик программы
|
Социальный педагог Красных Валентина Николаевна
|
Исполнители и соисполнители программы
|
Педагоги, обучающиеся, родители (законные представители) школы
|
Основание для разработки программы
|
Конвенция «О правах ребенка»
Закон РФ «Об образовании» №273 от 29.12.2012г
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.077.1998 года № 124-ФЗ
Декларация прав ребенка 20.11.1959 г
|
Цель программы
|
подготовка умственно отсталых детей к жизни в
социуме, формирование уверенности в своих силах, повышение уровня физической подготовленности
|
Задачи программы
|
1.Организовать мероприятия по формированию трудовых умений, развитию коммуникативных навыков, привитию навыков личной гигиены и
самообслуживания.
2.Создать условия для расширения познавательной активности учащихся , развития эстетических чувств и способностей.
3. Организовать профориентационные мероприятия
в соответствии с возможностями учащихся.
4.Создать условия для повышения уровня физической подготовленности, развития общей моторики и координации движений
|
Сроки реализации
|
3 года
|
Основные направления реализации программы
|
Педагогическое исследование
Социально - бытовая адаптация
Социально - средовая ориентация
Социально - трудовая адаптация
|
Ожидаемые и конечные результаты программы
|
Овладение знаниями, умениями, навыками самоконтроля, гигиены и самообслуживания, трудовыми навыками.
|
Пояснительная записка.
Вопросы социального развития тесно связаны с процессом социализации ребенка, под которой понимается усвоение ребенком общественно принятых норм поведения, через усвоение собственной роли в обществе.
Умственно отсталые дети в связи со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. Их представления о том, что хорошо и что плохо, в младшем школьном возрасте носят довольно поверхностный характер. Они узнают правила морали от учителей, от родителей, из книг, но не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами либо воспользоваться ими в привычной конкретной ситуации, основываясь на рассуждениях. Поэтому и случается, что умственно отсталые дети по неразумению либо по неустойчивости нравственных понятий из-за внушаемости поддаются дурным влияниям и совершают неправильные действия.
Согласно поведенных исследований Т. И Гольдовской оказалось, что войдя во взрослую жизнь почти все умственно отсталые дети трудоустроены, обеспечивают свои семьи, живут нормальной жизнью. Профессии, которыми они овладели, дают им возможность быть полезными членами общества и семьи. Тщательное психиатрическое исследование выявило наличие у них ряда различных недостатков и особенностей психической деятельности, однако никакой моральной личностной дефективности при этом констатировано не было. Учащиеся, воспитывавшиеся до введения ФГОС ОВЗ в вспомогательных школах, после их окончания оказываются в основном в моральном отношении положительно развитыми людьми. Не следует, однако, думать, что это происходит само собой только потому, что дети становятся старше и разумнее.
Правильное воспитание и обучение умственно отсталых учащихся в благоприятных социальных условиях дает возможность не только сформировать у них правильное мировоззрение, но и сделать его достаточно устойчивым.
Недоразвитие или неправильное развитие характера, воли и других высших психических функций, как указывал Л С Выготский, довольно частое, но не обязательное вторичное осложнение при умственной отсталости. Следовательно, для того чтобы по возможности избежать этого осложнения, нужно осуществлять специальные мероприятия, вести специальную кропотливую работу. Воспитывать этих детей, формировать их личность в правильном направлении довольно трудно. Адекватное развитие личности учащихся во вспомогательных школах является результатом напряженного и вдумчивого педагогического труда учителей этих школ.
Одна из трудных, но важных задач — развитие у умственно отсталых детей высших культурных потребностей. Надо сказать, что эта задача встает и при воспитании психически полноценных детей. Для того чтобы прививаемые взрослыми моральные нормы и нравственные представления стали прочными убеждениями, необходимо, чтобы эти нормы и представления нашли опору в личных духовных потребностях школьника.
При формировании личности нормальных школьников многое (но далеко не все) может быть достигнуто за счет словесных объяснений, ознакомления с эмоционально воздействующими произведениями искусства и т.п. Такие пути менее продуктивны, когда речь идет об умственно отсталых детях Воспитывать, формировать личность умственно отсталого ребенка значительно труднее. Здесь требуется затрата большего времени и труда. Трудности их воспитания обусловлены не только недоразвитием мышления, но и дисгармоническим ростом потребностей.
Цель программы: подготовить умственно отсталых детей к жизни в социуме, формировать уверенность в своих силах, повысить уровень физической подготовленности
Задачи программы:
1.Организовать мероприятия по формированию трудовых умений, развитию коммуникативных навыков, привитию навыков личной гигиены и
самообслуживания.
2.Создать условия для расширения познавательной активности учащихся , развития эстетических чувств и способностей.
3. Организовать профориентационные мероприятия
в соответствии с возможностями клиентов.
4.Создать условия для повышения уровня физической подготовленности,
развития общей моторики и координации движений
Этапы реализации программы:
1 этап организационный
2 этап основной
3 этап заключительный ( мониторинг)
Основные направления реализации программы.
1.Педагогическое исследование
Педагогическое исследование проводится как с группой, так и индивидуально с каждым с клиентом до и после реабилитационных мероприятий.
Перед проведением реабилитационных мероприятий исследование проводится с целью выявления коммуникативных способностей клиента, его умений и навыков в самообслуживании, личной гигиене и профориентации; после реабилитации – с целью оценки эффективности проведѐнных мероприятий. На каждого клиента заполняется индивидуальная карта педагогической реабилитации, в которой отражаются данные педагогического исследования.
2.Социально - бытовая адаптация
Понятие адаптации - один из основных в научном исследовании организма, поскольку именно механизмы адаптации, выработанные в процессе эволюции, обеспечивают возможность организма в постоянно изменяющихся условиях внешней среды. Благодаря процессу адаптации достигается оптимальное функционирование всех систем организма и сбалансированность в системе «человек – среда».
Рассматривая особенности социальной - бытовой адаптации умственно отсталых детей, следует рассмотреть критерии адаптационных возможностей. В качестве критериев выступают следующие: игра, общение со взрослыми и сверстниками, самообслуживание детей.
Для умственно отсталых детей значимым является овладение навыками самообслуживания, приспособление к жизни людей, к стилю жизни в обществе, для адаптации микросоциальной среде. Основной задачей обучения навыкам является целенаправленная подготовка к жизни, снижению уровня опеки со стороны родителей, для формирования максимального уровня самостоятельности.
Необходимым условием является создание атмосферы доброжелательного общения, совместная с родителями деятельность, соответствующая уровню развития и индивидуальным особенностям.
Очень важно помочь ребенку привить навыки межличностного общения. Программой предусмотрено 5 направлений работы:
1.Развитие умения концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих.
2.Развитие восприятия речи.
3.Развитие умения подражать.
4.Развитие умения соблюдать очерёдность
5.Развитие умения применять навыки общения в повседневной жизни.
3.Социально - средовая ориентация.
Поскольку социальная адаптация протекает в условиях социального взаимодействия людей, то степень адаптированности субъекта к группе или социуму будет определяться, с одной стороны, свойствами социальной среды, а с другой - его собственными свойствами и качествами. К числу социальных (или средовых) факторов, определяющих успешность адаптации, относятся однородность группы, значимость и компетентность ее членов, их социальное положение, жесткость и единообразие предъявляемых требований, численность группы, характер деятельности ее членов. К личностным или субъективным факторам - уровень тревожности, компетентности человека, его самооценка, степень идентификации себя с группой или иной социальной общностью и приверженности ей, а также пол, возраст и некоторые типологические особенности. В данном направлении учащиеся смогут познакомится с такими понятиями «право», «обязанности», познакомится с правилами в обществе (поведения), с правилами этике в общественном месте.
Не мало важную роль в воспитании детей с умственной отсталостью играет полоролевое воспитание.
Цель воспитания: сформировать первичные представления о нравственных нормах отношений между людьми разного пола.
Задачи воспитания.
1.Формирование полоролевых позиций (сущность и нормы поведения, присущие девочкам и мальчикам).
2.Формирование между мальчиками и девочками дружеских отношений, основанных на нравственных нормах взаимоотношений полов.
3.Подготовка к будущей семейной жизни - к роли отца и матери.
4.Формирование положительного отношения к своему телу и здоровью (знания о гигиене, здоровом образе жизни, особенностях своего тела).
В современных условиях рыночных отношений проблема экономического воспитания умственно отсталых учащихся приобретает все более важную значимость. Изменения социально-экономических условий жизни людей, реформирование общества в целом требуют глубокой и серьезной экономической подготовки обучающихся с умственной отсталостью. Учащие смогут познакомится с таким понятиями как «бюджет семьи», «планирование расходов» на покупку различных промышленных и продовольственных товаров, оплата за различные «коммунальные услуги», умение пользоваться услугами банков. Задачей обучения детей в школе для обучающихся с умственной отсталостью являются максимальное преодоление дефектов развития учащихся, подготовка их к участию в производительном труде и общественной жизни.
Важнейшей задачей, стоящей педагогами а перед родителями является развития у детей с умственной правильного поведения в области сбережения своего здоровья. При работе с детьми рассматриваются такие понятия «привычки: вредные и полезные », «алкоголь», «табак», «наркотики», «отдых», «укрепление здоровья», «физическая культура»
4.Социально - трудовая адаптация
Социально-профессиональная(трудовая) адаптация – это процесс и результат достижения оптимального уровня приспособленности каждого школьника с ограниченными возможностями к требованиям социальной среды и условиям профессиональной деятельности. Эта приспособленность характеризуется индивидуальностью каждого обучающегося воспринимать и оценивать жизненную или учебную ситуацию, а также формировать стратегию осуществления деятельности и поведения в социуме. По данному направлению учащиеся познакомятся со следующими понятиями «трудовой договор», «заработная плата», «виды труда», «профессия».
Перечень приоритетных мероприятий: индивидуальная работа с обучающимися, проведение классных часов, внеклассные мероприятия: предметные кружки, конкурсы сказок, стихотворений, художественной самодеятельности;
спортивные кружки (теннис, шашки, волейбол, баскетбол, футбол, легкая атлетика, лыжи);
проведение информационных часов;
участие в соревнованиях, проводимых в школе, внешкольные мероприятия, проводимые в районе: конкурс рисунков, выставка поделок, смотр художественной самодеятельности.
Содержание программы реабилитации
1.Педагогическое исследование
№
|
Тематика мероприятий
|
1
|
Создание индивидуальных карт
|
2
|
Диагностика изучения личности учащихся, уточнение социальных и психолого-педагогических особенностей каждого ребенка различными специалистами (педагогами, психологом, медицинскими работниками, педагогом-дефектологом, логопедом и др.), изучение их семей и степени влияния микросреды:
- опрос (осуществляется с целью получения от детей, родителей, педагогов и т. д. ответов на заранее сформулированные вопросы);
- беседа (применяется с целью сбора сведений об объекте исследования);
- наблюдение (используется для получения наиболее полного описания индивидуально-психологических особенностей личности, развития личности в социуме);
- тестирование (применяется с целью исследования определенных психологических качеств и свойств личности при помощи использования психологических тестов);
- анализ документации (используется с целью оценки истории развития ребенка)
|
3
|
Мониторинг реализации программы
На конечном этапе реализации программы проводится повторное диагностическое исследование с целью оценки эффективности проведенных реабилитационных
мероприятий.
Полученные данные заносятся в индивидуальные карты педагогической реабилитации и карты динамики психического развития.
На каждого клиента составляются подробные рекомендации с целью последующей оптимизации их психического состояния и развития социально значимых интересов, необходимых для успешной интеграции молодых инвалидов в социум.
|
Работа с родителями
|
1
|
Обучение родителей знаниям об особенностях развития, воспитания и обучения детей с умственной отсталость
|
2.Социально-бытовая адаптация
№
|
Тематика мероприятий
|
Содержание
|
1
|
Гигиена тела и наше здоровье
|
Забота о своем теле: режим дня, утренний и вечерний туалет, баня, гигиена в течение дня, уход за кожей, волосами, руками, ногами, ногтями, полостью рта, выполнение утренней зарядки, закаливание организма.
Средства гигиены.
|
2
|
Гигиена одежды и обуви, ее значение в здоровье человека
|
Виды одежды и обуви: повседневная, праздничная, рабочая, сезонная, спортивная. Уход за одеждой: стирка, утюжка, чистка.
Сроки смены белья
(нижнее, верхнее, постельное). Стирка одежды: ручная, машинная.
Чистка одежды щѐткой. Гигиенические требования к обуви. Уход за обувью
|
3
|
Ремонт одежды
|
Виды ремонта одежды: ремонт по
распоровшемуся шву, разорванному
месту. Штопка, наложение заплатки.
Пришивание пуговиц, вешалки. Предметы для ремонта одежды: иголка, нитки, ножницы, наперсток. Техника безопасности при работе с иглой и ножницами
|
4
|
Моющие средства и уборочный инвентарь. Гигиена помещений
|
Моющие средства: мыло, порошок, сода.
Назначение, правила обращения,
хранение. Уборочный инвентарь: ведро, швабра, таз, веник, щетка, совок. Его применение, уход, хранение. Виды уборки: сухая, влажная, генеральная. Правила уборки помещений. Проветривание. Виды мебели: мягкая, деревянная, полированная, лакированная.
Правила ухода за мебелью. Чистка мягкой мебели и паласов.
|
5
|
Уход за комнатными растениями
|
Знакомство с комнатными растениями, уход за ними: полив, мытьѐ, вытирание пыли. Частота полива в летнее и зимнее время.
|
3.Социально-средовая ориентация
№
|
Тематика мероприятий
|
Содержание
|
1
|
Знакомство
|
Рассказ о себе: фамилия, имя, сколько лет, что я люблю и не люблю, чем увлекаюсь.
Тренинг «Что я умею делать»
Знакомство с правилами поведения в школе
|
2
|
Самопознание
|
Положительный образ «Я».
Положительное отношение к себе –
важное условие развития личности.
Каждый человек неповторим.
Знакомство с понятиями: «Всеобщая
декларация человека», «право»,
«обязанность». Права и обязанности
человека.
Черты характера и внешность.
Самооценка. Реалистическая самооценка – важное условие развития человека.
|
3
|
Я и другие
|
Влияние одного человека на другого:
полезное и вредное. Уверенность и
неуверенность в себе.
Общение. Правила межличностного
общения. Дружба. Уважение. Друзья.
Сверстники.
Виды общения, особенность телефонных разговоров, Основные правила грамотного общения с незнакомыми людьми.
|
4
|
Этикет
|
Виды этикета. Правила общения. Правила
поведения в общественных местах.
Правила культурного поведения.
Положительное отношение к правилам
поведения. Самовоспитание и
самоконтроль.
Одежда, причѐска, макияж.
Внешний вид человека. Праздничная,
повседневная и рабочая одежда.
|
5
|
Полоролевое поведение
|
Мужчина. Женщина. Мужественность. Женственность.
Взаимоотношения. Дружба – любовь – ревность.
|
6
|
Экономика
|
Деньги, части монеты. Бартер, купля-
продажа. Бюджет, доход, расход,
планирование бюджета. Потребитель и потребность. Способы удовлетворения потребностей. Материальные и свободные блага. Товары и услуги. Выбор товара, общение с сотрудниками магазина, оплата товара. Необходимость
покупки.
|
7
|
Основы здорового образа жизни
|
Здоровье как ценность. Признаки
здорового человека. Вкусы и здоровые увлечения.
Привычки: вредные и полезные.
Привычки, укрепляющие здоровье.
Действие алкоголя, табака, наркотиков на организм человека.
Работоспособность. Утомляемость.
Режим дня. Активный и пассивный отдых. Личная гигиена.
|
4.Социально-трудовая адаптация
№
|
Тематика мероприятий
|
Содержание
|
1
|
Основы законодательства в области трудового права
|
Законы РФ о труде.
Трудоустройство, трудовой договор,
трудовая книжка, испытательный срок, увольнение. Заработная плата.
|
2
|
Труд в жизни человека
|
Виды труда (физический, умственный, творческий). Влияние труда на физическое и умственное развитие человека.
Трудовые навыки. Интерес к работе.
Желание работать.
|
3
|
Мир профессий
|
Профессии. Знакомство с объектами, на которых можно приобрести трудовые навыки.
|
Партнеры
Центр занятости, центр социальной поддержки населения (Центр выплат).
Ожидаемые результаты
В результате реализации программы реабилитации учащиеся с умственной отсталостью смогут:
повысить уровень воспитанности;
овладеть обучающимися навыками культурного общения;
развить деловые и нравственные отношения между обучающимися;
овладеть обучающимися способами ведения здорового образа жизни;
сформировать положительный мотив учения;
овладеть умениями разрешать возникшие проблемные ситуации;
создать условия для реализации обучающегося и его окружения в решении проблем социальной жизни;
ознакомиться с современными видами трудовой деятельности;
профпросвещение.
Список использованной литературы:
1.Социально-педагогическое сопровождение в специальной (коррекционной) школе. - М.: Школьная Пресса, 2010
2. А.Р. Маллер Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями
в развитии. М., 2000
3. Справочник социального педагога - Волгоград : Учитель, 2016
4. О. Гаврилушина Об организации воспитания детей с недостатками умственного развития. МПГУ, 1998
|