Официальный сайт osinform 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Экология школьного питания.

Фото пользователя Вера Мишина
Submitted by Вера Мишина on вс, 15/07/2018 - 09:47
Данные об авторе
Автор(ы): 
Мишина Вера Викторовна
Место работы, должность: 

МБОУ "СШ № 8" г. Иваново. учитель химии.

Регион: 
Ивановская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Уровни образования: 
дополнительное образование детей
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Химия
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы
Тип ресурса: 
дидактический материал
Краткое описание ресурса: 
<p><strong>Экология школьного питания.</strong></p> <p><u>Цель исследования:</u> выяснить качество, энергетическую ценность употребляемых обучающимися продуктов питания, их соответствие санитарно &ndash; эпидемиологическим нормам и требованиям.</p> <p><u>Задачи:</u></p> <p>1) провести социологический опрос среди обучающихся с целью выяснения, как они организовывают свое питание в течение учебного дня;</p> <p>2) изучить специальную литературу по выбранной теме;</p> <p>3) ознакомиться с нормативными документами об организации школьного питания;</p> <p>4) проанализировать недельное меню школьной столовой на соответствие требованиям по калорийности питания;</p> <p>5) провести исследование качества продуктов, используемых в нашей школьной столовой.</p> <p>&nbsp;</p> <p>По данным социологического опроса 98 % кушают перед уходом в школу.</p> <p>Каждый день посещают школьную столовую 53% учащихся и лишь 12% школьников завтракает и обедает в школьной столовой, 23% только обедают и 61% - посещают ее от случая к случаю.</p> <p>56% опрошенных подростков никогда не покупают полноценный обед или завтрак и</p> <p>&nbsp;большинству обучающихся нравится пища, приготовленная в нашей столовой (60%)</p> <p>Мы изучили недельное обеденное меню нашей школьной столовой, получив результаты по завтракам и обедам: энергетическая ценность; содержание белков, жиров и углеводов.</p> <p><strong>2. Практическая часть. </strong></p> <p><strong>В своей работе мы исследовали качество сосисок и сливочного масла.</strong></p> <p>2.1. Исследование сосисок.</p> <p>- определение содержания крахмала в сосисках;</p> <p>- исследование красителей;</p> <p>- органолептические свойства: цвет, вкус, запах, консистенция, внешний вид;</p> <p>- реакция на белок;</p> <p>- определение количества солей и содержание хлорида натрия в продукте;</p> <p>- определение кислотности;</p> <p>- обнаружение нитритов в отваре сосисок.</p> <p>Вывод: по качественным показателям сосиски соответстуют ГОСТу</p> <p>2.2.Определение качества сливочного масла.</p> <p>- исследование содержания растительных жиров;</p> <p>- исследование &laquo;ломкости&raquo; масла.</p> <p><strong>Вывод:</strong></p> <p><strong>- </strong>&nbsp;в образцах масла не отмечается повышенное содержание воды, что соответствует&nbsp; ГОСТу на сливочное масло.</p> <p>- во всех образцах исследуемых марок сливочного масла отмечается повышенное содержание растительных жиров, что так же не соответствует ГОСТу на сливочное масло.</p> <p><strong>Выводы:</strong></p> <p>- меню школьной столовой отличается разнообразием, но не в полной мере соответствует нормам полноценного питания школьников;</p> <p>- качество готовых блюд удовлетворяет требовательный вкус более половины школьников</p> <p>- для приготовления пищи всегда используются продукты первой свежести.</p> <p>- нерегулярное питание наших школьников не могло не отразиться на их здоровье. По данным годового отчета нашего медицинкского кабинета за прошлый год</p> <p>- в наших планах продолжить исследование овощей, соков и других продуктов, используемыцх в нашей столовой.</p> <p>&nbsp;</p>

Экология школьного питания.

Полноценное питание в школах является залогом нормального умственного и физического развития ребенка. В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» данные учреждения обязаны обеспечивать учащихся полноценными завтраками и горячими обедами. Питание в школах строго регламентируется санитарными правилами и нормами – оно должно быть сбалансированным (оптимальное соотношение белков, жиров и углеводов), комплексным. Кроме того, вместе с пищей ребенок должен получать не только питательные вещества, но и витамины и минералы

    Согласно санитарным требованиям и нормам завтрак должен включать в себя закуску (салаты), горячее блюдо (как правило, это молочные каши, супы, омлеты, сырники и запеканки) и горячий напиток (чай, какао, компот). Обед же должен состоять из закуски, первого блюда (супа), второго (рыба или мясо с гарниром из овощей или круп) и третьего (сладкий чай, кисель, компот). В полдники рекомендуется включать булочки и кисломолочные напитки или молоко. Кстати, в большинстве регионов нашей страны дети начальных классов (независимо от льготной категории) бесплатно обеспечиваются молоком и булочкой.

  Наблюдения показали, что дети, получающие горячее питание в условиях школы, меньше устают, у них на более длительный срок сохраняется высокий уровень работоспособности и выше успеваемость. В связи с этим в задачу медицинского и педагогического персонала школы входит добиваться 100% охвата школьников горячими завтраками. Для этого необходима систематическая разъяснительная работа среди детей и их родителей о роли и значении питания для сохранения и укрепления здоровья, повышения работоспособности, успеваемости и физической выносливости.

Цель исследования: выяснить качество, энергетическую ценность употребляемых обучающимися продуктов питания, их соответствие санитарно – эпидемиологическим нормам и требованиям.

Задачи:

1) провести социологический опрос среди обучающихся с целью выяснения, как они организовывают свое питание в течение учебного дня;

2) изучить специальную литературу по выбранной теме;

3) ознакомиться с нормативными документами об организации школьного питания;

4) проанализировать недельное меню школьной столовой на соответствие требованиям по калорийности питания;

5) провести исследование качества продуктов, используемых в нашей школьной столовой.

1. Социологический опрос:

1. Всегда ли вы успеваете покушать перед уходом в школу?

А) всегда – 60%  Б) почти всегда – 38%  В) иногда – 2% Г) практически никогда – 0%.

2. Посещаете ли вы школьную столовую?

А) каждый день – 53%   Б) часто – 12%  В) иногда - 15%  Г) никогда – 4%

3. Сколько раз в день вы кушаете в школьной столовой?

А)  завтракаю и обедаю – 12% Б) только обедаю – 23%  В) когда как- 61%

4.  Съедаете ли вы полноценный завтрак или обед?

А) всегда – 11%  Б) иногда – 33%  В) никогда – 56%

5. Нравится ли вам пища, приготовленная в нашей столовой?

А) нравится – 60%  Б) когда как – 38%  В) не нравится – 2%

Выводы:

- по данным социологического опроса 98 % кушают перед уходом в школу.

- каздый день посещают школьную столовую 53% учащихся

- лишь 12% школьников завтракает и обедает в школьной столовой, 23% только обедают и 61% - посещают ее от случая к случаю.

- 56% опрошенных подростков никогда не покупают полноценный обед или завтрак.

- большинству обучающихся нравится пища, приготовленная в нашей столовой (60%)

Подсчет калорийности.

Используя стандартные таблицы по расчету калорийности блюд и суточной потребности подросткового организма  (смотри приложение) в тех или иных питательных веществах, мы изучили недельное обеденное меню нашей школьной столовой и получили следующие результаты по завтракам и обедам:

 

Энергетическая ценность

Белки/обед

жиры/обед

углеводы/обед

Понедельник

844  / 648

34,93 / 28,03

28,35 / 21

108,75 / 80,75

Вторник

1006 / 672

33,06 / 22,63

34,58 / 21,52

151,73 / 128,88

среда

1244,6 / 825

39,46 / 28,04

48,77 / 31,46

166,69 / 109,88

Четверг

1054 / 723

42,71 / 29,48

34,83 / 27,07

166,71 / 114,09

пятница

1043 / 679

26,82 / 18,31

33,45 / 22,52

156,2 / 97,19

 

Дневная норма для подростков в возрасте от14 до17 лет составляет:

                                  Белков – 100-120 г

                                  Углеводов – 450 -500 г

                                  Жиров – 90-110 г

Во время обеда ребенок должен получить не менее 40 г белков (в том числе половина из них должна быть животного происхождения), углеводов не менее 160 г и жиров около 35 г

По нашим подсчетам получилось, что белками, жирами и углеводами наша пища обеспечена значительно ниже нормы.

Калорийность обеда должна составлять 35-40% от суточной нормы потребления калорий и варьироваться от 500 до 800 ккал. Анализируя полученные результаты, мы видим, что средняя калорийность школьного обеда соответствует нижней норме. Однако калорийность его достигается, в основном, за счет введения в обеденное меню мучных изделий и изделий из гречи. Очень маленький процент приходится на мясные блюда и почти отсутствуют свежие овощи и фрукты на обед, особенно, если учесть, что данное меню составлялось на осенниее месяцы и недостаток в витаминах не должен чувствоваться. Поэтому, считать его рациональным и полноценным для растущего организма подростка, можно с большим трудом.

2. Практическая часть.

2.1. Исследование сосисок.

Нас заинтересовало качество продуктов, используемых для приготовления пищи в нашей столовой и мы решили провести небольшие исследования в этой области. Большой популярностью у школьников пользуются сосиски, поэтому именно с них мы и начали.

1. Определение содержания крахмала в сосисках.

Ход работы.

От сосиски отрезаем небольшой кусок. На его поверхность капаем разбавленный раствор йода.

Оставшийся кусок сосиски отварили, отвар слили, остудили и добавили к нему несколько капель раствора йода.

Результат: при обнаружении в составе сосисок крахмала в отваре, после добавления раствора йода, появляется характерное темно-фиолетовое окрашивание.

2. Исследование красителей.

Ход работы: сосиску растворили в спирте и нагрели на водяной бане, исследовали отвар.

Результат: отвар окрасился в розовый цвет, что свидетельствовало о наличии красителей.

3. Органолептические свойства: цвет, вкус, запах, консистенция, внешний вид

4. Реакция на белок.

Ход работы: провели реакцию отвара сосисок и самой сосиски с азотной кислотой при нагревании.

Результат: в ходе реакции образовалось желтое окрашивание, что свидетельствовало о наличие белка в продукте.

5. Определение количества солей и содержание хлорида натрия в продукте.

Ход работы: количество солей определялис с помощью интерактивной цифровой лаборатории AFS (Vernier), а наличие соли реакцией с нитратом серебра.

Проводимость служит показателем уровня содержания в ней солей. Высокая проводимость может объясняться и наличием ионов Na+ и CI-.  Проводимость воды обычно измеряется в µS/cm (микро-сименс/cm). Нормальная проводимость свежей воды и воды в водоеме составляет от 300 до 1200 µS/cm.

Определяя проводимость, мы, к сожалению, не можем установить, какие вещества и в каких соотношениях присутствуют в воде.

1 мС/см (mS миллисименсах/cm) = 1000 мкС/см (μS/cm).

Нормальная проводимость свежей воды составляет от 300 до 1200 µS/cm.

Результат: в отваре содержалось большое количество солей

В ходе реакции с раствором нитрата серебра образовался осадок белого цвета, что свидетельствовало о наличии хлорида натрия в продукте.

7. Определение кислотности.

Ход работы: определяли кислотность отвара сосисок с помощью универсального индикатора и с помощью  интерактивной цифровой лаборатории AFS (Vernier).

Результат: универсальный индикатор показал значение рН = 6 (слабокислотная среда), а значение рН универсальной лаборатории остановилось на отметка = , что свидетельствует о нейтралной среде в отваре сосисок.

8. Обнаружение нитритов в отваре сосисок.

Для этих целей мы использовали реактив Грисса – это сухой порошок кремового цвета, с неприятным запахом, представляющий собой смесь сульфаниловой кислоты и 1-нафтиламина. Его можно много лет хранить в темном месте, хорошо закупорив флакон. Мы приготовили для опыта его 1% раствор на 20% уксусной кислоте. Этот реактив был предложен ещё в 1858 году немецким химиком Иоганном Петером Гриссом как чувствительный аналитический реагент на присутствие нитрит-анионов.

Ход работы: сосиску отварили в течение 10 минут. К 2-3 мл отвара нашей сосиски добавили 0,5-1,0 мл реактива Грисса.

Результаты: Уже при комнатной температуре отвар окрасился в слабо - розовый цвет, что отвечает ориентировочному содержанию нитритов менее 0, 013 мг/ л (по ГОСТу менее 0.005%) Читаем внимательно этикетку и видим, что в состав колбасного изделия входит цветообразователь с шифром Е 250. Это не что иное, как соль азотистой кислоты, нитрит натрия, совсем не безопасное вещество, а тем более для детского организма. Его токсический эффект обусловлен тем, что он нитрозирует протеины и нуклеиновые кислоты живого организма, таким образом провоцируя раковые заболевания.

 

 

 

свойства

«Владимирский стандарт»

молочные

«Владимирский стандарт»

оригинальные

Останкино «Молочные»

Останкино

«Папа может»

Стародворские колбасы

«Вязанка» молочные

1

 Наличие красителей

+

+

+

+

+

2

Определение кислотности

рН = 8,14

рН = 6,6

рН = 8,2

рН = 8,5

рН = 6,6

3

Содержание крахмала

+

+

+

+

+

4

Определение хлорида натрия

+

+

+

+

+

5

Реакция на белок

+

+

+

+

+

6

Наличие солей (электро-проводимость)

2590 µS/cm

2005 µS/cm

3140 µS/cm

3160 µS/cm

2120 µS/cm

7

Наличие нитрита натрия

+

очень слабо-розовое

+

очень слабо-розовое

+

очень слабо-розовое

+

очень слабо-розовое

+

очень слабо-розовое

8

Органолептические свойства:

 

Цвет на разрезе

розовый, не яркий

Светло - розовые

 

розовые

розовые

 

Вкус

Сочные, немного солёные

Сочные, с привкусом копчености

 

сочные

Сочные, с привкусом копчености

 

Запах

приятный, с ароматом пряностей

приятный

приятный

приятный

приятный

 

Консистенция

упругая

упругая

 

упругая

упругая

 

Внешний вид

повреждений, оболочка сухая и чистая

повреждений, оболочка сухая и чистая

повреждений, оболочка сухая и чистая

повреждений, оболочка сухая и чистая

повреждений, оболочка сухая и чистая

Вывод: по качественным показателям сосиски соответстуют ГОСТу (http://www.internet-law.ru/gosts/gost/51876)

 

2.2.Определение качества сливочного масла.

1. Исследование содержания растительных жиров.

Ход работы: к расплавленному маслу добавили по 10 мл 1% раствора перманганата калия. Наблюдали за изменением окраски раствора.

Результат: обесцвечивание раствора перманганата калия свидетельствует о наличии в составе сливочного масла жиров растительного происхождения.

2. Исследование «ломкости» масла.

Ход работы: при резке его ножом масло не «ломалось», что свидетельствовало о небольшом содержании воды в составе масла.

С каждым образцом масла исследования повторили по три раза

 

 

Сливочное масло / исследование

р-р KMnO4

«ломкость» масла

1

Крестьянское, «Ясный луг», Мордовия

+

-

2

Крестьянское, Боговарово, Кострома

+

-

Вывод:

-  в образцах масла не отмечается повышенное содержание воды, что соответствует  ГОСТу (http://docs.cntd.ru/document/1200107359) на сливочное масло.

- во всех образцах исследуемых марок сливочного масла отмечается повышенное содержание растительных жиров, что так же не соответствует ГОСТу на сливочное масло.

Выводы:

- меню школьной столовой отличается разнообразием, но не в полной мере соответствует нормам полноценного питания школьников;

- качество готовых блюд удовлетворяет требовательный вкус более половины школьников

- для приготовления пищи всегда используются продукты первой свежести.

- нерегулярное питание наших школьников не могло не отразиться на их здоровье. По данным годового отчета нашего медицинкского кабинета за прошлый год

- в наших планах продолжить исследование овощей, соков и других продуктов, используемыцх в нашей столовой.

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн