Submitted by Вера Мишина on вс, 15/07/2018 - 09:47
Экология школьного питания.
Полноценное питание в школах является залогом нормального умственного и физического развития ребенка. В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» данные учреждения обязаны обеспечивать учащихся полноценными завтраками и горячими обедами. Питание в школах строго регламентируется санитарными правилами и нормами – оно должно быть сбалансированным (оптимальное соотношение белков, жиров и углеводов), комплексным. Кроме того, вместе с пищей ребенок должен получать не только питательные вещества, но и витамины и минералы
Согласно санитарным требованиям и нормам завтрак должен включать в себя закуску (салаты), горячее блюдо (как правило, это молочные каши, супы, омлеты, сырники и запеканки) и горячий напиток (чай, какао, компот). Обед же должен состоять из закуски, первого блюда (супа), второго (рыба или мясо с гарниром из овощей или круп) и третьего (сладкий чай, кисель, компот). В полдники рекомендуется включать булочки и кисломолочные напитки или молоко. Кстати, в большинстве регионов нашей страны дети начальных классов (независимо от льготной категории) бесплатно обеспечиваются молоком и булочкой.
Наблюдения показали, что дети, получающие горячее питание в условиях школы, меньше устают, у них на более длительный срок сохраняется высокий уровень работоспособности и выше успеваемость. В связи с этим в задачу медицинского и педагогического персонала школы входит добиваться 100% охвата школьников горячими завтраками. Для этого необходима систематическая разъяснительная работа среди детей и их родителей о роли и значении питания для сохранения и укрепления здоровья, повышения работоспособности, успеваемости и физической выносливости.
Цель исследования: выяснить качество, энергетическую ценность употребляемых обучающимися продуктов питания, их соответствие санитарно – эпидемиологическим нормам и требованиям.
Задачи:
1) провести социологический опрос среди обучающихся с целью выяснения, как они организовывают свое питание в течение учебного дня;
2) изучить специальную литературу по выбранной теме;
3) ознакомиться с нормативными документами об организации школьного питания;
4) проанализировать недельное меню школьной столовой на соответствие требованиям по калорийности питания;
5) провести исследование качества продуктов, используемых в нашей школьной столовой.
1. Социологический опрос:
1. Всегда ли вы успеваете покушать перед уходом в школу?
А) всегда – 60% Б) почти всегда – 38% В) иногда – 2% Г) практически никогда – 0%.
2. Посещаете ли вы школьную столовую?
А) каждый день – 53% Б) часто – 12% В) иногда - 15% Г) никогда – 4%
3. Сколько раз в день вы кушаете в школьной столовой?
А) завтракаю и обедаю – 12% Б) только обедаю – 23% В) когда как- 61%
4. Съедаете ли вы полноценный завтрак или обед?
А) всегда – 11% Б) иногда – 33% В) никогда – 56%
5. Нравится ли вам пища, приготовленная в нашей столовой?
А) нравится – 60% Б) когда как – 38% В) не нравится – 2%
Выводы:
- по данным социологического опроса 98 % кушают перед уходом в школу.
- каздый день посещают школьную столовую 53% учащихся
- лишь 12% школьников завтракает и обедает в школьной столовой, 23% только обедают и 61% - посещают ее от случая к случаю.
- 56% опрошенных подростков никогда не покупают полноценный обед или завтрак.
- большинству обучающихся нравится пища, приготовленная в нашей столовой (60%)
Подсчет калорийности.
Используя стандартные таблицы по расчету калорийности блюд и суточной потребности подросткового организма (смотри приложение) в тех или иных питательных веществах, мы изучили недельное обеденное меню нашей школьной столовой и получили следующие результаты по завтракам и обедам:
Энергетическая ценность
Белки/обед
жиры/обед
углеводы/обед
Понедельник
844 / 648
34,93 / 28,03
28,35 / 21
108,75 / 80,75
Вторник
1006 / 672
33,06 / 22,63
34,58 / 21,52
151,73 / 128,88
среда
1244,6 / 825
39,46 / 28,04
48,77 / 31,46
166,69 / 109,88
Четверг
1054 / 723
42,71 / 29,48
34,83 / 27,07
166,71 / 114,09
пятница
1043 / 679
26,82 / 18,31
33,45 / 22,52
156,2 / 97,19
Дневная норма для подростков в возрасте от14 до17 лет составляет:
Белков – 100-120 г
Углеводов – 450 -500 г
Жиров – 90-110 г
Во время обеда ребенок должен получить не менее 40 г белков (в том числе половина из них должна быть животного происхождения), углеводов не менее 160 г и жиров около 35 г
По нашим подсчетам получилось, что белками, жирами и углеводами наша пища обеспечена значительно ниже нормы.
Калорийность обеда должна составлять 35-40% от суточной нормы потребления калорий и варьироваться от 500 до 800 ккал. Анализируя полученные результаты, мы видим, что средняя калорийность школьного обеда соответствует нижней норме. Однако калорийность его достигается, в основном, за счет введения в обеденное меню мучных изделий и изделий из гречи. Очень маленький процент приходится на мясные блюда и почти отсутствуют свежие овощи и фрукты на обед, особенно, если учесть, что данное меню составлялось на осенниее месяцы и недостаток в витаминах не должен чувствоваться. Поэтому, считать его рациональным и полноценным для растущего организма подростка, можно с большим трудом.
2. Практическая часть.
2.1. Исследование сосисок.
Нас заинтересовало качество продуктов, используемых для приготовления пищи в нашей столовой и мы решили провести небольшие исследования в этой области. Большой популярностью у школьников пользуются сосиски, поэтому именно с них мы и начали.
1. Определение содержания крахмала в сосисках.
Ход работы.
От сосиски отрезаем небольшой кусок. На его поверхность капаем разбавленный раствор йода.
Оставшийся кусок сосиски отварили, отвар слили, остудили и добавили к нему несколько капель раствора йода.
Результат: при обнаружении в составе сосисок крахмала в отваре, после добавления раствора йода, появляется характерное темно-фиолетовое окрашивание.
2. Исследование красителей.
Ход работы: сосиску растворили в спирте и нагрели на водяной бане, исследовали отвар.
Результат: отвар окрасился в розовый цвет, что свидетельствовало о наличии красителей.
3. Органолептические свойства: цвет, вкус, запах, консистенция, внешний вид
4. Реакция на белок.
Ход работы: провели реакцию отвара сосисок и самой сосиски с азотной кислотой при нагревании.
Результат: в ходе реакции образовалось желтое окрашивание, что свидетельствовало о наличие белка в продукте.
5. Определение количества солей и содержание хлорида натрия в продукте.
Ход работы: количество солей определялис с помощью интерактивной цифровой лаборатории AFS (Vernier), а наличие соли реакцией с нитратом серебра.
Проводимость служит показателем уровня содержания в ней солей. Высокая проводимость может объясняться и наличием ионов Na+ и CI-. Проводимость воды обычно измеряется в µS/cm (микро-сименс/cm). Нормальная проводимость свежей воды и воды в водоеме составляет от 300 до 1200 µS/cm.
Определяя проводимость, мы, к сожалению, не можем установить, какие вещества и в каких соотношениях присутствуют в воде.
Нормальная проводимость свежей воды составляет от 300 до 1200 µS/cm.
Результат: в отваре содержалось большое количество солей
В ходе реакции с раствором нитрата серебра образовался осадок белого цвета, что свидетельствовало о наличии хлорида натрия в продукте.
7. Определение кислотности.
Ход работы: определяли кислотность отвара сосисок с помощью универсального индикатора и с помощью интерактивной цифровой лаборатории AFS (Vernier).
Результат: универсальный индикатор показал значение рН = 6 (слабокислотная среда), а значение рН универсальной лаборатории остановилось на отметка = , что свидетельствует о нейтралной среде в отваре сосисок.
8. Обнаружение нитритов в отваре сосисок.
Для этих целей мы использовали реактив Грисса – это сухой порошок кремового цвета, с неприятным запахом, представляющий собой смесь сульфаниловой кислоты и 1-нафтиламина. Его можно много лет хранить в темном месте, хорошо закупорив флакон. Мы приготовили для опыта его 1% раствор на 20% уксусной кислоте. Этот реактив был предложен ещё в 1858 году немецким химиком Иоганном Петером Гриссом как чувствительный аналитический реагент на присутствие нитрит-анионов.
Ход работы: сосиску отварили в течение 10 минут. К 2-3 мл отвара нашей сосиски добавили 0,5-1,0 мл реактива Грисса.
Результаты: Уже при комнатной температуре отвар окрасился в слабо - розовый цвет, что отвечает ориентировочному содержанию нитритов менее 0, 013 мг/ л (по ГОСТу менее 0.005%) Читаем внимательно этикетку и видим, что в состав колбасного изделия входит цветообразователь с шифром Е 250. Это не что иное, как соль азотистой кислоты, нитрит натрия, совсем не безопасное вещество, а тем более для детского организма. Его токсический эффект обусловлен тем, что он нитрозирует протеины и нуклеиновые кислоты живого организма, таким образом провоцируя раковые заболевания.
свойства
«Владимирский стандарт»
молочные
«Владимирский стандарт»
оригинальные
Останкино «Молочные»
Останкино
«Папа может»
Стародворские колбасы
«Вязанка» молочные
1
Наличие красителей
+
+
+
+
+
2
Определение кислотности
рН = 8,14
рН = 6,6
рН = 8,2
рН = 8,5
рН = 6,6
3
Содержание крахмала
+
+
+
+
+
4
Определение хлорида натрия
+
+
+
+
+
5
Реакция на белок
+
+
+
+
+
6
Наличие солей (электро-проводимость)
2590 µS/cm
2005 µS/cm
3140 µS/cm
3160 µS/cm
2120 µS/cm
7
Наличие нитрита натрия
+
очень слабо-розовое
+
очень слабо-розовое
+
очень слабо-розовое
+
очень слабо-розовое
+
очень слабо-розовое
8
Органолептические свойства:
Цвет на разрезе
розовый, не яркий
Светло - розовые
розовые
розовые
Вкус
Сочные, немного солёные
Сочные, с привкусом копчености
сочные
Сочные, с привкусом копчености
Запах
приятный, с ароматом пряностей
приятный
приятный
приятный
приятный
Консистенция
упругая
упругая
упругая
упругая
Внешний вид
повреждений, оболочка сухая и чистая
повреждений, оболочка сухая и чистая
повреждений, оболочка сухая и чистая
повреждений, оболочка сухая и чистая
повреждений, оболочка сухая и чистая
Вывод: по качественным показателям сосиски соответстуют ГОСТу (http://www.internet-law.ru/gosts/gost/51876)
2.2.Определение качества сливочного масла.
1. Исследование содержания растительных жиров.
Ход работы: к расплавленному маслу добавили по 10 мл 1% раствора перманганата калия. Наблюдали за изменением окраски раствора.
Результат: обесцвечивание раствора перманганата калия свидетельствует о наличии в составе сливочного масла жиров растительного происхождения.
2. Исследование «ломкости» масла.
Ход работы: при резке его ножом масло не «ломалось», что свидетельствовало о небольшом содержании воды в составе масла.
С каждым образцом масла исследования повторили по три раза
Сливочное масло / исследование
р-р KMnO4
«ломкость» масла
1
Крестьянское, «Ясный луг», Мордовия
+
-
2
Крестьянское, Боговарово, Кострома
+
-
Вывод:
- в образцах масла не отмечается повышенное содержание воды, что соответствует ГОСТу (http://docs.cntd.ru/document/1200107359) на сливочное масло.
- во всех образцах исследуемых марок сливочного масла отмечается повышенное содержание растительных жиров, что так же не соответствует ГОСТу на сливочное масло.
Выводы:
- меню школьной столовой отличается разнообразием, но не в полной мере соответствует нормам полноценного питания школьников;
- качество готовых блюд удовлетворяет требовательный вкус более половины школьников
- для приготовления пищи всегда используются продукты первой свежести.
- нерегулярное питание наших школьников не могло не отразиться на их здоровье. По данным годового отчета нашего медицинкского кабинета за прошлый год
- в наших планах продолжить исследование овощей, соков и других продуктов, используемыцх в нашей столовой.