Развитие элементарных математических представлений детей подготовительной к школе группы
Submitted by Асия Ришатовна Аитова on Wed, 04/07/2018 - 21:02
Слайд 1. К моменту поступления в школу ребёнок должен усвоить относительно широкий круг взаимосвязанных знаний о множестве и числе, форме и величине, научиться ориентироваться в пространстве и во времени.
Слайд 2. На данном возрастном этапе проводится работа по совершенствованию навыков счета и отсчета в пределах 10. Дети продолжают считать в любом направлении и независимо от формы расположения предметов (по кругу, в форме квадрата, в ряд и т. д.), запоминая, какие предметы пересчитаны, с какого начали считать, не пропуская ни одного предмета и не считая дважды.
Считают не только предметы, но и звуки, движения, а также определяют количество предметов на ощупь.
Слайд 3. Упражняются в порядковом счете. В таком возрасте уже понимают, что вопросы который? какой по счету? требуют особого пересчитывания, что при определении порядкового номера принято считать слева направо, а в иных случаях — указывать, в каком направлении велся счет (четвертый сверху, пятый снизу, третий справа). Навыки порядкового счёта развиваются в игре. Можно поиграть с ребёнком.
Пример. Буратино получил письмо, в котором написано, что клад зарыт под шестой елочкой. Буратино, если будет считать справа налево, клад не найдёт. А если слева направо, то найдёт «клад»).
Когда хотим узнать, сколько всего предметов, то считать можно в любом направлении, а для того, чтобы узнать место предмета, то важно знать направление счета.
Слайд 4. К моменту поступления в школу ребёнок должен знать, что каждое последующее число больше предыдущего на один, а каждое предыдущее меньше последующего на один.
Пример. Предлагаем ребёнку отсчитать шесть квадратов, кружков – на один меньше, чем квадратов, а треугольников – на один больше, чем квадратов; расположить их друг под другом, сравнить и назвать, какое число больше (меньше) и на сколько. Устанавливается, что 6 меньше 7, но больше 5 на 1;7 больше 6, а 6 больше 5 на 1 и т. д.
Подобные упражнения можно проводить со всеми числами натурального ряда в пределах 10.
Слайд 5. Детей продолжаем учить устному счету (называнию чисел) в прямом и обратном порядке. Чтобы научить ребёнка считать в обратном порядке, мы с ним поиграем.
Пример. На стол поставим предметы. После того как ребёнок их пересчитает, начинаем убирать по одному предмету. Попросим ребёнка называть число оставшихся предметов (пять… четыре… три… два… один, ни одного). После нескольких таких упражнений ребёнок начнёт называть числа в обратном порядке без наглядного материала.
Слайд 6. После того, как дети усваивают количественное и порядковое значение числа в пределах 10, мы начинаем знакомить со счетом в пределах 20 и особенностями образования двузначных чисел (11–20).
Пример. Ребёнка попросили пересчитать палочки. Пересчитали палочки. Перевязали палочки резинкой. Получился один пучок из десяти палочек. Один пучок называется десятком. Ребёнку объясняем, что очень давно десяток называли – дцать. Если к одному десятку – дцать – добавить ещё одну палочку, то получим один на дцать и т.д.
Слайд 7. Ребенок должен знать о том, что каждое число включает в себя определенное количество единиц.
Пример. На стол ставим четыре кубика разного цвета, один красный, один синий, один желтый, один зеленый. Всего четыре кубика. Обратите внимание, что кубиков разного цвета по – одному. Значит, 4 —это 1, 1, 1 и 1. Но и т.д. Если это число 5, то берём пять кубиков разного цвета. Итак, со всеми числами в пределах 10.
Слайд 8. Большое место в обучении детей седьмого года жизни отводится ознакомлению с цифрами. Ребёнку нужно сказать, что о количестве предметов можно узнать, не только сосчитав их, но и глядя на цифры, как это делают взрослые. Ребёнок должен понимать: число обозначает количество предметов, а цифра — это знак (символ) для обозначения чисел.
Можете приобрести ребёнку вот такие таблицы. Ребёнок учится соотносить число и цифру.
Слайд 9 – 11. В подготовительной группе детей знакомим с составом числа, т.е. учим раскладывать число на два меньших и получать из них одно большое. Чтобы сформировались эти умения, с детьми выполнят такие задания. Начинаем с числа 3.
Пример. Возьмём три зеленых листа, заменим один зеленый лист желтым, теперь у нас 2 зеленых и 1 желтый – всего 3; значит, 3 – это 2 и 1. Заменим еще один зеленый лист на желтый, теперь у нас 1 зеленый и 2 желтых. Значит, 1 и 2 тоже 3.
Подобные упражнения проводим и с остальными числами натурального ряда.
Вот такое дидактическое пособие «Домик для чисел» висит у нас возле доски. Пособие используем и как наглядный материал и как игровой. Сначала ребята запоминают состав числа (работает зрительная память), а потом и как закрепляющий материал: снимаем цифры, и дети вспоминают из каких чисел состоит число,
Слайд 12. Мы детей учим составлять и решать простые арифметические задачи в одно действие: на сложение (к большему прибавляется меньшее число) и вычитание (вычитаемое меньше остатка), учим прибавлять и вычитать сначала число один, а затем два (присчитываем или отсчитываем по единице).
Дети составляют задачи на основе действий с игрушками, наблюдений за окружающим, по картинкам и по числовым данным.
Учим детей различать условие (о чем говорится в задаче) и вопрос (о чем спрашивается в задачи); понимать: чтобы ответить на вопрос, надо решить задачу, найти результат действия и дать развернутый ответ на вопрос задачи
Арифметическое действие задачи дети записывают с помощью цифр, знака сложения (+) или вычитания (-), а также отношения (=).
Слайд 13. В подготовительной группе закрепляются умения детей сравнивать длину, ширину, высоту предметов путем непосредственного их соизмерения и сравнения на глаз, а также опосредованно – путем измерения с помощью условной меры, а результат дети обозначают числом.
Мерками могут быть тесьма, кусок верёвки, картонные полоски.
Слайд 14. Учимся приемам деления целого на две, на четыре и более равных частей. Сложили круг пополам, получили две равные части, они называются половинами. Разделили на четыре равные части (одна четвёртая, четверть), разделили на восемь равных частей (одна восьмая). Дети должны понять, что одна четвертая – это одна из четырех таких же частей, одна восьмая – одна из восьми частей и т.п. Если сложить одинаковые части, получится целая часть.
В подготовительной к школе группы вводится новое понятие – многоугольник –это треугольники и четырехугольники разных видов, у которых есть стороны и углы.
Ребёнок в этом возрасте умеет по заданному образцу конструировать более сложные фигуры из простых.
Слайд 15. Учим детей ориентироваться на листе бумаги, на странице тетради, располагать предметы и их изображения в указанном направлении, выражать словами их пространственное расположение (вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.).
Развиваем графика – моторные навыки: обведение моделей геометрических фигур и штриховка полученных рисунков.
Пример. Контур фигуры обводят простым карандашом. Фигуру нужно положить так, чтобы одна его сторона лежала на линеечке. Ребёнок левой рукой держит квадрат, чтобы она не передвигалась, а правой рукой обводит его со всех сторон. Далее учимся штриховать фигуру. Ребёнок проводит прямые линии сверху вниз, точно от верхней стороны квадрата до нижней. Треугольники учим штриховать наклонными линиями сверху вниз справа налево, а круг по -другому. Находим точку в середине круга, делают спиралеобразные движения против часовой стрелки.
Слайд 16. Упражняемся в зарисовке квадрата, прямоугольника, круга, овала, треугольника на бумаге в клетку. Такие упражнения развивают графика - моторные навыки, умения ребёнка ориентироваться на бумаге в клетку. Сначала учим ребёнка находить точку, от которой надо начинать рисовать. Например, чтобы начать рисовать квадрат отступя сверху 4 клетки и 2 клетки слева надо отсчитать 4 клетки сверху вниз, 2 клетки слева направо. Ребёнок отсчитывает клетки и на пересечении линий ставит точку. От этой точки вправо проводит, например, линию равную длине 2 клеток, это будет верхняя сторона квадрата. Вниз проводит линию, тоже равную длине 2 клеток. И т.д. От первого квадрата отсчитывает, например, 3 клетки и рисует другой квадрат. Чтоб круг получился ровным, его рисуют в квадрате. Карандаш надо ставить на середину правой стороны квадрата и, срезая углы, плавной линией нарисовать круг. А чтобы нарисовать треугольник, рисуем сначала одну сторону, потом другую, а потом соединяют концы.
Слайд 17. Учим называть части суток, последовательность дней в недели, месяцев в году.