Официальный сайт isprras 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Статья "Проблемы социализации старших школьников в условиях современного образования"

Submitted by Ольга Владимировна Бараева on чт, 28/06/2018 - 20:51
Данные об авторе
Автор(ы): 
Бараева Ольга Владимировна
Место работы, должность: 

МОУ "СОШ № 4 г. Ртищево Саратовской области"

Регион: 
Саратовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Предмет(ы): 
Педагогика
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
рекомендации (советы) по обучению и воспитанию
Краткое описание ресурса: 
<p><strong>Статья &quot;Проблемы социализации старших школьников в условиях современного образования&quot;</strong></p>

Проблемы социализации старших школьников в условиях современного образования

Problems of socialization of high school students inthe conditions of modern education

 

БараеваОльгаВладимировна

Baraeva Olga Vladimirovna

МОУ «СОШ №4 г. Ртищево Саратовской области»

School№4 Rtishchevo

 

Аннотация

В статье раскрывается актуальность проблемы изучения психологических особенностей социализации старшеклассников в современном обществе. Особое внимание уделено описанию особенностей процесса социализации и формирования самостоятельной зрелой личности старшеклассника с развитыми духовно-нравственными ценностями, психологически готовой к вступлению во взрослую жизнь. Описывая особенности современного процесса социализации, автор указывает на ряд рисков, которые могут исказить этот процесс, сделать его менее эффективным для подрастающего человека.

Аnnotation

The article explains the importance of the problem of studying the psychological characteristics of high school students` socialization in modern society. Particular attention is paid to the description of features of the socialization process and the formation of an independent mature person school student with the development of spiritual and moral values, psychologically prepared for entering adult life.Describing the particularities of modern socialization process,the author points at the number of risks which can distort the process and make it less effective for the younger man.

Ключевыеслова: социализация, личностныйрезультат, старшийшкольныйвозраст,психологические знания, процесс самоопределения.
Keywords: socialization,personalresult, elderschoolage, psychological knowledge,the process of self-determination.

 

Современная открытая социальная среда оказывает противоречивое влияние на процесс становления личности подрастающего поколения. С одной стороны, социокультурная модернизация вызывает необходимость в новом подходе к проблеме социальной самореализации личности, требуется повышенная активность человека как субъекта общественной жизни, принятие им на себя ответственности за свою деятельность и поведение. С другой стороны, нестабильность современного общества во всех сферах его жизнедеятельности увеличивает естественные трудности взросления подрастающего поколения. Ситуация неопределенности приводит к деформации личностного развития и дезадаптации подростков в социуме.Усиливающиеся процессы глобализации, европеизации и американизации оказывают непосредственное влияние на образование и воспитание людей, обостряются проблемы социализации старших школьников, решение которых нуждается в педагогическом сопровождении.

В настоящее время проблемы социализации старшеклассников разрабатываются многими научными психологическими школами и являются центральными для педагогической и психологической практики.

В гуманитарные науки термин «социализация» пришел из политэкономии, где его первоначальным значением было «обобществление» земли, средств производства и т. п. Автором термина «социализация» применительно к человеку является американский социолог Ф.Г. Гиддингс, который в 1887 г. в книге «Теория социализации» употребил его в значении, близком к современному, – «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни». В психологии понятие «социализация» было введено в 40-х гг. ХХ в. в работах американских психологов и социологов (А. Бандура, Д. Долард, Дж. Кольман, А.Парк, В. Уолтер и др.). К середине ХХ в. социализация превратилась в самостоятельную междисциплинарную область исследований. Сегодня проблему социализации или ее отдельные аспекты изучают философы, этнографы, социологи, психологи, криминологи, представители других наук. Общим для всех подходов является рассмотрение социализации как результата и механизма приобретения личностью социального опыта в процессе жизнедеятельности.

Социализация рассматривается как сложный многогранный процесс, включающий в себя:

  • усвоение индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит;
  • усвоение и дальнейшее развитие у индивида социально-культурного опыта;
  • становление личности, обучение и усвоение индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе;
  • включение человека в социальную практику, приобретение им социальных качеств, усвоение общественного опыта и реализации собственной сущности посредством выполнения определенной роли в практической деятельности и т. д. (Н.М. Платонова).

Социализация рассматривается рядом ученых как двоякий процесс (Д.Н. Дубровин, Д.И. Фельдштейн и др.). Во-первых, социализация – это процесс освоения (присвоения) и реализации растущим человеком социального (норм, отношений, различных проявлений духовности и пр.), социализация противостоит индивидуализации, хотя одновременно и взаимосвязана с ней, т. е. социализация рассматривается в том плане, в каком этот процесс обычно освещается в психологической литературе. Во-вторых, социализация – это реальное содержание взросления ребенка, реализуемое в двуедином процессе социализации—индивидуализации, где происходит формирование собственно социального как главного результата социального созревания, в котором и осуществляется становление значимого в своей индивидуальности субъекта активного творческого действия.

Социализация по своей сути — это движение, а не ряд локальных действий присвоения. Отсюда, чрезвычайно важно четко понимать и структурировать социализацию как процесс, содержание которого определяется, с одной стороны, освоением всей совокупности социальных влияний мирового уровня цивилизации, культуры, общечеловеческих качеств, с другой — отношением ко всему этому самого индивида, актуализацией его Я, раскрытием возможностей, потенциалов личности, ее творческой природы.

Старший школьный возраст является важным периодом для формирования ценностных ориентиров как устойчивого образования личности, способствующего становлению мировоззрения и отношения к окружающей действительности. Основное новообразование этого возраста – жизненное и профессиональное самоопределение, осознание своего места в будущем. Это возраст активного развития различных видов самоопределения: личностного, межличностного, профессионального, социального. Критерии благоприятного развития – удовлетворенность настоящим и устремленность в будущее.

В старшем школьном возрасте отмечается увеличение стремления к самопознанию через ценностное освоение Я-концепции и поисковую активность в самоопределении жизненных перспектив.  Актуализируется потребность познать себя, свою индивидуальность, появляется новый уровень самопознания в сфере межличностных отношений, формируются способности к самоосмыслению, самоанализу, самоконтролю. У старшеклассников формируется более или менее устойчивая и адекватная самооценка, которая в дальнейшем становится одним из основных компонентов саморегуляции личности.

Старший школьный возраст – время активного формирования мировоззрения, определения жизненных ценностей и нравственных позиций, развития временной перспективы и ориентированности на будущее, возникает устойчивая структура иерархии мотивационной сферы. В этот период наиболее ярко проявляется чувство взрослости, независимости, желание совершать самостоятельный выбор.

Современная система социализации в России (система образования и воспитания, СМИ) привносит в общество ряд рисков, связанных с формируемым ею образом человека, – таких, как антипатриотизм, национализм, агрессия, корысть, жестокость, обострение проблемы «отцов и детей», снижение ценности семьи, примитивизация потребностей и интересов. Эти и другие факторы существенно затрудняют и дестабилизируют процесс социализации. Одно из условий выхода из сложившейся ситуации – усиление гуманитарной составляющей содержания образования, в частности, введение в современную общеобразовательную школу предмета психологии в качестве учебного предмета. 

В настоящее время психологические знания начинают занимать все более заметное место в общей культуре нашей страны. В государственной политике в области образования отчетливо прослеживаются принципы ее построения – гуманизм, демократизм, толерантность, сотрудничество, которые основаны на психологических законах общения людей, их развития и взаимодействия (И.В.Дубровина).

На сегодняшний день для образовательных учреждений особенно актуальными становятся задачи формирования самостоятельной зрелой личности, способной к рефлексии собственных способностей, с развитыми духовно-нравственными ценностями, психологически готовой к вступлению во взрослую жизнь. Поэтому проблему воспитания детей и школьников целесообразно рассматривать в контексте развития их психологической культуры как важной составляющей общей культуры человека.

Но в современной системе образования прослеживается ряд противоречий: с одной стороны, существует потребность общества в социально активных членах с устойчивой личностно значимой позицией, ориентирующихся в сложной современной социально-экономической и политической ситуации; с другой стороны, в системе среднего общего образования не в полной мере созданы психологические условия, способствующие более успешной социализации учащихся, в том числе не в полной мере применяются способы формирования и развития их личностного, межличностного и профессионального самоопределения.

Современному школьнику необходимо организовывать свою жизнь в постоянно изменяющихся условиях. Особенно это сложно человеку, проживающему на территории, которая характеризуется высокой демографической нестабильностью, низкой занятостью населения, многонациональностью, усиливающей напряженность в обществе.

Анализируя социально-педагогические исследования, можно выделить три компонента социализации, характеризующих единство и целостность этого процесса:

1. Познавательный. Восприятие индивидом социальной информации на уровне ощущений, знаний, умений (Л. П. Буева). Значение познания для социализации состоит в том, что оно позволяет раскрыть связи и отношения в окружающем мире. Познавательный компонент направлен на формирование у подростков целостной картины мира, предполагает приобретение необходимых для жизни в социуме умений и знаний.

2. Ценностно-ориентационный. Соотнесение получаемой информации с собственным социальным опытом и формирование на этой основе собственного к ней отношения. Значение ценностно-ориентационного компонента социализации состоит в том, что подросток усваивает нормы, социальные роли, ориентируется в содержании деятельности, понимая и оценивая ее социальную значимость. Компонент способствует разнообразию взаимодействия подростка с окружающим миром, проживанию ценностных отношений. На этой основе складывается и эмоциональное отношение подростка к окружающему миру. Социальные отношения на основе определенных ценностей порождают социально-психологический климат, который оказывает влияние на состояние подростка, позволяет входить ему в контекст современной жизни.

3. Деятельностный. Активность личности согласно установленной системе ценностей, осмысление установленной системы социальной деятельности. Он предполагает включение подростка в деятельность, приобщение личности к социальному опыту, позволяет личности проявлять себя в качестве субъекта, в результате чего формируется неповторимая индивидуальность личности. В старшем подростковом возрасте уже складывается определённое отношение к различным ценностям. Одни из них отвергаются, некоторые являются несущественными, от которых человек может отказаться ради достижения каких-то других целей. Другие ценности являются достаточно важными, а третьи оказываются настолько важными, что отказ от этих ценностей переживается человеком как отказ от самого себя. Они-то и составляют ценностный центр личности, её сердцевину.

В исследовании под ценностными отношениями понимаются отношения к ценностям, и отношения, которые необходимы человеку для жизни. Ценностные отношения носят обобщающий характер, и, обладая данной широкой чертой, способны включить в себя всю сумму значимого для человеческой жизни. Например, любовь к природе подразумевает наслаждение фауной и флорой, заботу о растениях и животных, беспокойство по поводу гибели родной красоты, стремление к сохранению всего живого, воссоздание элементов природы в городском пейзаже, общение с природой, созидательная работа по расширению поля природной жизни.

Многие исследователи отмечают отсутствие четких нравственных ориентиров и объективной системы ценностей в современном обществе (А.А. Бодалев, Н.Д. Никандров, Б.А. Сосновский). Ведущим условием, фактором, способным разрешать противоречие между необъятным богатством содержательного наполнения общекультурных ценностей и реальной возрастной ситуационной возможностью приобщения к ценностям, выступает духовное богатство личности и деятельность учителя, культивирующего ценности общества в жизнедеятельности школьника. В связи с этим, можно утверждать, что именно педагогический процесс, организуемый в школе, способен стать основным средством социализации школьников через приобщение их к социально значимым ценностям, так как он может дать ориентиры – цели, сообщить вектор движения личности, вооружить школьника механизмами ориентации, обеспечивающими присвоение ценностей.

Процесс социализации школьника не может быть эффективным без формирования и развития у них компетенции личностного самоопределения к многообразным ситуациям, характерным для поликультурного общества. Самоопределение - процесс, который имеет универсальный характер и необходим личности для организации успешной жизнедеятельности не только в поликультурной среде. Однако, процесс самоопределения в поликультурном пространстве имеет свою специфику, которая определяется особенностями процесса этнической идентификации школьника, и который более успешен, если самоопределение осуществляется сразу ко многим этническим культурам, а не ограничивается только «своей».

Процесс самоопределения школьника в поликультурном образовательном пространстве можно представить, как пять последовательных этапов:

 1. Воздействие внешней поликультурной среды на школьника, который, в результате этого воздействия, готов к восприятию внешнего мира и построению представления о нем.

 2. Обращение учащегося к своему внутреннему (субъективному миру), а, именно, различение собственных целей, потребностей, интересов, ожиданий, ценностей, норм своей этнической общности и т.д. по отношению к своей жизнедеятельности в поликультурной среде.

3. Соотнесение учащимся образа поликультурной среды и субъективного мира, как представителя определенного этноса.

4.Сопоставление учащимся образов поликультурной среды и субъективного мира на предмет их соответствия или несоответствия.

5.Проектирование школьником своей жизнедеятельности в поликультурной среде при положительном результате соотнесения образов внешнего и внутреннего мира.

Таким образом, социализация, понимаемая нами как непрерывный жизненный процесс соотношения и увязывания индивидуальных особенностей человека с общественными условиями, социальными нормами и правилами поведения, имеет серьёзные эмоциональные последствия, которые влияют на психическое здоровье личности. Социализированность, как результат социализации, представляет собой сформированность универсально-эффективных в непрерывно изменяющихся обстоятельствах личностных и социальных качеств, установок, способов социального взаимодействия и является необходимым условием для активного самосознания, самосовершенствования, достижения желаемого уровня развития и статуса. Развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на неё, создавая для этого психолого-педагогические условия. Стихийная, недостаточно контролируемая и направляемая социализация без учёта индивидуальных особенностей школьника может иметь как непосредственные, так и отсроченные травмирующие действия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Дубровина И.В. Современное образование: проблемы и поиски // Известия Российской академии образования. 2010. №3(15).
  2. Игнатова В.В. Педагогические факторы духовно-творческого становления личности в процессе социализации: Автореф. дис. … д-ра пед. наук.  Челябинск, 2000.
  3. Кобазева Ю.А. Исследование процесса социализации современных подростков в отечественной психологии // Психология обучения. 2007. №5.
  4. Мудрик А.В. Социализация человека: Пособие для студ. высш. учеб. заведений: 2-е изд. М., 2006.
  5. Никандров Н.Д. Воспитание и социализация в современной России: риски и возможности// Народное образование.  2006. №9.
  6. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности // Фельдштейн Д.И. Избранные труды: В 2 т. Т. 1. М., Воронеж, 2005.
  7. Фельдштейн Д.И. Социализация и индивидуализация – содержание процесса социального взросления // Социальное развитие в пространстве- времени детства. М, 1997.
  8. Хузиахметов А.Н. Социализация и индивидуализация личности школьника. Казань.,1998.
  9. Шустова И.Ю. Самоанализ и «Я» старшеклассника // Новые ценности образования. 2005. №2 (21)

 

 

 

 

 

 

Прикрепленный файл Size
проблемы социализации старших школьников в условиях современного образования.docx 28.6 KB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн