Проект воспитательной работы «Студенческий наставник»
Submitted by Татьяна Николаевна Ефимова on Tue, 12/06/2018 - 22:31
Тамбовское областное государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
«Педагогический колледж г.Тамбова»
Проект воспитательной работы
«Студенческий наставник»
в группе СР-11
на 2017-2018 уч.г.
куратор: Ефимова Т.Н.
Тамбов
2017
Содержание
Актуальность проекта…………………………………………… 3
Цель и задачи проекта……………………………………....….… 4
Содержание проекта………………………………............................. 5
Этапы реализации проекта………………………………….............. 6
Оценка результатов реализации проекта………………………...... 8
Актуальность проекта
Актуальность проекта обусловлена тем, что в соответствии с ФГОС СПО по специальности 39.02.01 Социальная работа профессиональная подготовка будущих специалистов по социальной работе направлена на формирование общих и профессиональных компетенций, развитие профессионально важных личностных качеств, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
В связи с этим основными задачами воспитательной работы со студентами первого курса являются формирование общекультурного фундамента их будущей профессиональной деятельности, ответственного отношения к учебе, активизация поиска возможностей самореализации. На этапе вхождения в образовательную среду колледжа студенты наиболее пластичны, открыты, восприимчивы к усвоению системы ценностей и установок, их активная потребность обострена ситуацией новизны, ожиданиями, осознанием нового социального статуса.
Вовлечение студентов в социокультурную деятельность колледжа с момента поступления дает им возможность наиболее полно использовать его образовательный и адаптационный потенциал.
Ускорение процессов адаптации первокурсников к новому образу жизни и деятельности, исследование особенностей психических состояний, возникающих в учебной деятельности на начальном этапе обучения, оптимизация воспитательной среды являются важными задачами куратора, от которых зависят успехи студентов в учебной и общественной деятельности по выбранной специальности, процесс их профессионального становления.
Цели и задачи проекта
Цель проекта: успешная адаптация первокурсников к условиям и особенностям образовательного процесса в колледже и включение их в студенческое сообщество колледжа.
Задачи проекта:
– коррекция и профилактика дезадаптации, ускорение адаптационного процесса первокурсников;
- диагностика способностей и интересов, опыта общественной работы студентов-первокурсников;
– формирование сознательного и ответственного отношения к учёбе, к избранной профессии;
– создание условий для формирования коллектива студенческой группы;
– освоение норм студенческого общежития;
– оказание психологической и социальной помощи;
– создание условий для включения первокурсников в студенческую жизнь, в культурно-досуговую, спортивную и иную общественно-значимую деятельность.
– идентификация студентов с колледжем;
– повышение личностной активности студентов.
Компетенции
Основные общекультурные компетенции, формируемые у студентов в
результате проекта:
– владеет моральными нормами и основами нравственного поведения;
– готовностью использовать нормативные правовые документы в своей
деятельности;
– способность быстро адаптироваться в новой социокультурной среде и ситуации;
– умением критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков;
- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;
– осознает значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации;
– готов принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе;
Научно-теоретическая основа проекта:
– характеристики социальной адаптации и социализации с философских, социологических, психологических и педагогических позиций исследования (К. А. Абульхановой-Славская, Л. И. Анцыферова, А. Г. Асмолов Л. П. Буева И. С. Кон, А. В. Мудрик, А. А. Налчаджян, Б. Д. Парыгина и др.);
– концепции влияния образовательной среды колледжа на развитие, становление и воспитание личности студента (В. И. Андреев, Г. М. Бирженюк, Л. С. Выготский, В. А. Караковский, А. А. Леонтьев, А. П. Маркова, Л. И. Новикова, В. И. Слободчиков, В. А. Ясвин и др.).
Факторы адаптации студентов:
– факторы, характеризующие развитие индивидуальных особенностей
(уровень социальной и нравственной зрелости, правосознания, индивидуально-личностного развития);
– факторы, оказывающие педагогическое влияние на процесс адаптации (концепция воспитательной работы колледжа, наличие метод. объединения кураторов, системы социально-культурной деятельности, педагогический и психологический мониторинг культурно-образовательного процесса, личностно ориентированный подход к студентам);
– факторы, связанные с ресурсным обеспечением учебной, бытовой и
социально-культурной деятельности студентов.
Принципы адаптации студентов:
– принцип активно-деятельностного подхода, проявляющийся в развитии самодеятельности и саморазвития личности;
– принцип социально-направленного действия;
– принцип интеграции различных форм и видов деятельности, включающей учебную, научную и социально-культурную деятельность;
– принцип индивидуализации содержания и форм социально-культурной деятельности, предполагающий стимулирование проявлений субъектности личности;
– принцип единства дискретности и континуальности социальной адаптации;
– принцип «параллельного действия» социальной адаптации студентов в учебно-образовательном процессе и социально-культурной деятельности;
Этапы реализации проекта
Этапы реализации
Содержание работы
Сроки реализации
Ответственные
1 этап Диагностический
1.1
Разработка методической базы по данному направлению (методики, диагностики, анкеты, опросники)
сентябрь
2017
Куратор, психолог
1.2
Диагностика уровней социально-психологической адаптации студентов группы СР-11
октябрь
2017
Куратор, психолог
1.3
Пополнение информационной базы данных по теме проекта
в течение
уч. года
Куратор, студенты группы
1.4.
Планирование мероприятий по реализации проекта
октябрь 2017
куратор
1.5
Сотрудничество с общественными организациями
в течение
года
куратор
2-ой этап. Организационно-практический
2.1. Педагогическое взаимодействие с родителями
2.1.1.
Организация и проведение родительских собраний, «круглых столов»
не реже 2 раз в год
куратор
2.1.2
Организация и проведение работы с родителями, студентами и семьями «группы риска»
в течение
уч. года
психолог
2.1.3.
Оформление информационных стендов для родителей
в течение
уч. года
студенты группы
2.2. Воспитательная работа со студентами
2.2.1
Проведение организационных собраний в группе, тренингов общения, знакомство с колледжем, студенческим самоуправлением.
Проведение экскурсий по г. Тамбову, посещение культурных и исторических мест города, музеев и т.п.
в течение
уч. года
куратор, социальные партнеры
2.2.2
Вовлечение студентов во внеурочную деятельность (кружки, секции)
в течение учебного года
течение
уч. года
куратор
2.2.4.
Участие студентов в культурно-массовых мероприятий, волонтерских акциях, направленных на адаптацию и социализацию студентов
в течение уч. года
куратор, студенты группы
3-й этап. Обобщающий
3.1
Повторная диагностика уровней социально-психологической адаптации студентов и анализ итогов реализации проекта
апрель-май 2018
кураторы
3.2
Создание банка информационно-аналитического сопровождения проекта
май 2018
кураторы
3.3
Размещение информации о мероприятиях по реализации проекта на сайте колледжа
в течение уч. года
кураторы
3.4
Защита проекта
июнь 2018
кураторы
Оценка результатов реализации проекта
Критерии успешной адаптации студентов:
– профессиональное и ценностное самоопределение личности студента,
– выходные параметры деятельности личности, заключающиеся в отношении к учебной деятельности, успеваемости, приобретении дополнительных компетенций, моделях поведения;
– степень информированности о направлениях, формах и содержании
социально-воспитательной и образовательной деятельности в колледже;
– степень интеграции личности и социума, выражающаяся в усвоении
личностью ценностей и норм, ее активным участием в учебном процессе и воспитательной и волонтерской деятельности, инициативностью, наличием дружеских связей.
Стратегии индивидуального поведения студентов в процессе