Занятие-исследование "Пищевые добавки и здоровье человека"
Submitted by Валентина Владимировна Газданова on пн, 11/06/2018 - 09:17
Занятие-исследование
"Пищевые добавки и здоровье человека"
в рамках проекта «Я иду в магазин за продуктами»
Тип занятия: занятие-исследование.
Цель: Изучить содержание пищевых добавок в наиболее популярных продуктах питания и определить степень их опасности для здоровья.
Задачи:
Образовательные: сформировать у учащихся знания о пищевых добавках, применяемых для производства пищевых продуктов.
Развивающие: развитие навыков принятия самостоятельных решений, инициативы и активности, необходимых для самостоятельной жизни; развивать внутреннюю мотивацию к учению, через исследовательскую деятельность, личностно - значимое содержание новых знаний, выполнение практической работы.
Воспитывающие: воспитывать ответственное отношение учащихся к своему здоровью (формировать представления учащихся о необходимости следить за качеством продуктов питания, употребляемых в пищу).
Проблема, которую поможет решить данное занятие: Как пищевые добавки, входящие в состав продуктов питания влияют на здоровье?
Подготовка к занятию: Группа (6-7 чел.) учащихся выполняет исследования в рамках проекта (в соответствии с темой).
Оборудование:
Проектор, экран, ноутбук, компьютеры, презентация Microsoft Power Point
На столах учащихся раздаточный материал: упаковки (этикетки) от продуктов питания, наиболее часто употребляемые учащимися; печатный материал: таблица кодов пищевых добавок и их воздействия на организм человека, алгоритм выполнения практической работы
Информационный буклет
Выставка статей о пищевых добавках (из газет, журналов, Интернета).
Выставка продуктов питания, не содержащих пищевые добавки (необходимых для полноценного питания человека).
Подарки учащимся (фрукты).
Методы обучения: Словесные (беседа, объяснение); наглядные (демонстрация презентации, таблиц, упаковок продуктов питании); практические (работа с раздаточным материалом); частично - поисковый (работа с дополнительным материалом), проблемный (постановка проблемных вопросов); исследовательские (работа по исследованию выдвинутых проблем, вопросов).
Формы работы: Фронтальная, индивидуальная, групповая работа, взаимоконтроль.
Основные понятия и термины: Пищевые добавки, красители, консерванты, антиокислители, загустители, эмульгаторы, усилители вкуса.
Ход занятия
Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Дети здороваются с присутствующими: «Здравствуйте! Желаем всем здоровья!».
Учитель: Такими словами, приветствуя друг друга, мы желаем здоровья. А здоровы ли вы, дорогие ребята? Хорошее ли у вас сегодня настроение? Я очень рада, что у вас всё отлично! В народе говорят: «Здоровому всё здорово!». Здоровый человек красив и приятен в общении, легко преодолевает трудности, умеет по-настоящему работать и отдыхать.
Итак, ребята, я напоминаю, что сегодня на нашей встрече мы продолжим работу в рамках проекта «Я иду в магазин за продуктами», подведём промежуточные итоги. Вы расскажете о результатах своих исследований. Ядром нашей встречи будет практическая работа по теме «Определение степени безопасности продуктов питания»
Ученики выступают с проектом.Приложение №1.
Учитель: А сейчас переходим к практической части.
Практическая работа Приложение №2, Приложение №3
Результаты работы обсуждаются в ходе фронтальной беседы.
Учитель: Переходим к заключительному этапу занятия. Учащимся предлагается, работая в группах, обосновать рекомендации по употреблению продуктов питания.
Чья группа первой составит рекомендации, поднимите руку. Вас ожидает приз! После ответа учащиеся проверяют рекомендации по слайду.
Рекомендации по употреблению продуктов питания:
Внимательно читайте надписи на этикетке продукта.
Не покупайте продукты с неестественно яркой кричащей окраской.
Не покупайте продукты с чрезмерно длительным сроком хранения.
Обходитесь без подкрашенной газировки, делайте соки сами.
Не перекусывайте чипсами, сухариками, замените их орехами.
Не употребляйте супы и каши из пакетиков, готовьте их сами.
Откажитесь от переработанных или законсервированных мясных продуктов, таких как колбаса, сосиски, тушенка.
В питании всё должно быть в меру и по возможности разнообразно.
Победителям вручается приз – груши.
Подведение итогов занятия.
Учитель: Итак, мы познакомились с пищевыми добавками продуктов питания, и теперь можем ответить на вопрос: “Зависят ли здоровье человека от состава употребляемых им продуктов питания?”(Предполагаемый ответ: сегодня на уроке мы убедились, что большинство пищевых добавок оказывают негативное влияние на здоровье.)
Учитель. На память об этом уроке я угощаю вас яблоками. Победителям за составление рекомендаций по употреблению продуктов питания я вручила груши. Как вы думаете, почему я выбрала такие подарки? (Предполагаемый ответ: фрукты не содержат в своем составе пищевых добавок, они необходимы для полноценного питания.)
Надеюсь, что наши старания не напрасны. Следите за своим питанием. Желаю, чтобы вы всегда были здоровы. Всем спасибо.
Приложение №2
Экологическая лаборатория
Практическая работа: «Определение степени безопасности продуктов питания»
Цель: научиться использовать информацию на упаковках (этикетках) продуктов питания на наличие пищевых добавок и определить степень безопасности продукта
1.Внимательно рассмотрите упаковку продукта, обратите особое внимание на следующие моменты:
-качество полиграфии
-реквизиты изготовителя
2.Ознакомьтесь с составом продукта, обратите особое внимание на пищевые добавки, обозначенные знаком «Е». Определите по таблице степень их безопасности для человека. Некоторые производители отказываются от использования символа «Е», заменяя его фразой «Пищевые добавки, идентичные натуральным»
Помните, что если в таблице нет указанной на продукте пищевой добавки, то степень ее безопасности для организма может быть признана как «условно безопасно».
Также «условно безопасными» могут быть признаны и не обозначенные знаком «Е» пищевые добавки, идентичные натуральным.
3.Обратите внимание, нет ли противопоказаний к использованию данного продукта в пищу людям с различными заболеваниями.
4. Заполните таблицу (у учеников на столах) Приложение №3.
При заполнении таблицы используйте справочный материал «Пищевые добавки» Приложение №4.
Содержание пищевых добавок в продукте:
Наименование продукта
Красители Е1**
Консерванты Е2**
Антиокислители Е3**
Загустители Е4**
Эмульга-торы Е5**
Усилители вкуса
Е6**
Противопоказан людям с заболеваниями
Вывод
Безопасен
Условно безопасен
Опасен для здоровья
5. Сделайте вывод о степени безопасности продукта питания:
«Безопасен» - если все графы таблицы не содержат отрицательной информации
«Условно безопасен» - если продукт содержит не указанные в таблице пищевые добавки
«Опасен для здоровья» - если получены негативные результаты по трем и более пунктам исследования.
6. Разместите этикетку продукта на информационном стенде.
1. Для восстановления природного цвета, утраченного в процессе обработки и хранения.
2. Для окрашивания бесцветных продуктов.
3. Для повышения интенсивности цвета.
4. Применяется при подделке про-дуктов.
Натуральные красители, сырье для них – ягоды, цветы, листья, корнеплоды. Например, b-каротин или краситель из ши-повника.
Синтетические красители не содер-жат вкуса, витаминов, дают яркие цвета. Например, фуксин кислый, индигокармин, родамин С, тартразин, метиловый фиолетовый.
Среди синтетических красителей практически нет безопасных. Большинство из них оказывают аллергенное, мутагенное, канцерогенное действие (Е131-142, Е153).
Глютамат натрия вызывает головную боль, тошноту, учащенное сердцебиение, сонливость, слабость, снижает зрение, вызывает глаукому. Сахарин способен вызывать опухоль мочевого пузыря. Глутаминовая кислота превращается в амино-масляную, которая является возбудителем ЦНС.