Тема занятия: Работа с материалом, посвященным истории культуры.
Преподаватель МОУ «Гимназия имени
Героя Советского Союза В.В. Талалихина
г. Вольска Саратовской области»
Лепаева Н. Д.
Цель: научить выполнять задания части 1экзаменационной работы по истории, связанных с историей культуры, выпускников XI классов общеобразовательных учреждений г. Вольска, подготовка к ЕГЭ.
Задачи: 1. Познакомить со спецификацией и алгоритмом выполнения заданий части 1экзаменационной работы по истории, связанных с историей культуры, выпускников XI классов общеобразовательных учреждений г. Вольска.
2. Формировать навыки работы с:
1) заданием на установление соответствия между памятниками культуры и их характеристиками (17);
2) комплексом из двух заданий на работу с иллюстративным материалом (18, 19).
3) Воспитывать внимание, усидчивость, трудолюбие.
Оборудование: доска, ЭОР, раздаточный материал, рекомендуемые источники для подготовки к ЕГЭ по истории.
Использованные источники
Артасов И.А. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2017 года по истории/http://www.fipi.ru/
Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2018 году единого государственного экзамена по истории. Проект. Федеральный институт педагогических измерений/http://www.fipi.ru/oge-i-gve-9/demoversii-specifikacii-kodifikatory
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения в 2018 году единого государственного экзамена по истории. Проект. Федеральный институт педагогических измерений/http://www.fipi.ru/oge-i-gve-9/demoversii-specifikacii-kodifikatory
Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2018 году единого государственного экзамена по истории. Проект. Федеральный институт педагогических измерений/http://www.fipi.ru/oge-i-gve-9/demoversii-specifikacii-kodifikatory
Ход занятия
1.Оргмомент (1 мин).
Сообщение темы занятия(на доске).
- Чтобы восстановить события прошлого, историки изучают старинные предметы. Летопись, наконечник копья, древние монеты, здания – это все достижения …?
- Тема занятия: Работа с материалом, посвященным истории культуры.
- Что такое культура?
Культу́ра (от лат.cultura — возделывание, позднее —воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Культура является предметом изучения философии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистики (этнолингвистики), политологии, этнологии, психологии, экономики, педагогики и др.
В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура предстает также проявлением человеческой субъективности и объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний).
- В экзаменационной работе использованы задания, посвященные истории культуры. В связи с этим, что бы вы хотели сегодня узнать?
Целеобразование(фиксирование на доске, например: место в ЕГЭ-2018, что определяет содержание заданий, как работать с заданиями,посвященными истории культуры, как оценивать и т.д.) (2 мин).
3. Актуализация знаний об экзаменационной работе по истории ЕГЭ-2018(фронт.беседа + запись на доске).(4 мин).
(См. в прил. табл. 1)
Фронтальная беседа
Доска
- Сколько всего заданий включает в себя экзаменационная работа по истории в 11 кл.? (25)
- Максимальный первичный балл за работу? (55)
- Сколько частей в работе? (2)
- В какую часть входят задания, посвященные истории культуры? (В 1-ю: 17, 18, 19)
- Как оцениваются эти задания?
ЕГЭ-2018 по истории
25 заданий (55 баллов)
1 ч. -17, 18,19
17 (Б)– 2 б.(1 ош.-1 б.)
18 (П), 19 (Б) – по 1 б.
Итого: 4 б. = 7, 3% , а «порог» - 9 б.
Основная часть. Работа над темой занятия. (72 мин)
1. Спецификация заданий ч. 1: 17, 18, 19 экзаменационной работы по истории. (5 мин)
- Рассмотрим специфику заданий ч. 1 по работе с заданиями, связанными с историей культуры. Полностью см. Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2018 году единого государственного экзамена по истории. Проект. Федеральный институт педагогических измерений/http://www.fipi.ru/
Работа построена на основе требований Историко-культурного стандарта, каждый раздел которого состоит из следующих составных частей: краткая характеристика периода, включающая основные события, явления, процессы; список понятий и терминов; список персоналий; список источников; список основных дат. Каждая из названных частей несёт в себе значительный объём информации, обязательной для изучения в школе. Особое внимание в Историко- культурном стандарте уделяется изучению вопросов культуры.
№ п/п
Проверяемые
умения, виды
деятельности
Проверяемое содержание-раздел курса
Коды проверяемых требований к уровню подготовки (по кодификатору)
Уровень сложности задания
Максимальный балл за задание
Примерное время выполнения задания (мин)
1
2
3
4
5
6
7
17
Знание основных
фактов, процессов,
явлений истории
культуры России
(задание на установление
соответствия)
VIII –начало XXI в.
1.1–1.5
Б
2
4
18
Анализ иллюстративного материала
VIII –начало XXI в.
2.3
П
1
4
19
Анализ иллюстративного материала
VIII –начало XXI в.
2.3
Б
1
4
- столбец 2. Проверяемые виды деятельности: Знание основных
фактов, процессов, явлений истории культуры России (задание на установление соответствия), Анализ иллюстративного материала.
- столбец 3. Содержание экзаменационной работы определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, базовый и профильный уровни (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089) и Историко-культурного стандарта, являющегося частью Концепции нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории.
Задания 17, 18, 19 относятся к различным периодам истории с VIII в. по 2012 г.
- столбец 4. Требования к уровню подготовки выпускников, проверяемые на ЕГЭ 1.1-1.5
1. Знать/понимать:
1.1 основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории; 1.2 периодизацию всемирной и отечественной истории;
1.3 современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
1.4 историческую обусловленность современных общественных процессов;
1.5 особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе.
2.3 Уметь:
Анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд).
- столбец 5. Уровень сложности заданий – базовый и повышенный. К базовому уровню сложности относятся задания, в которых экзаменуемому предлагается выполнить операцию узнавания даты, факта и т.п., опираясь на представленную в явном виде информацию.(запись на доске в схеме)
К повышенному уровню сложности относятся задания, в которых от обучающегося требуется самостоятельно воспроизвести, частично преобразовать и применить информацию в типовых ситуациях. При этом деятельность выпускника направлена на воспроизводящее преобразование знаний.
- столбец 6. Максимальный балл за каждое задание – от 1 до 2 баллов.
- столбец 7. Примерное время выполнения заданий: по 4 мин.
2. Результаты ЕГЭ - 2017(И.А. Артасов. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2017 года по ИСТОРИИ)
Как и в предыдущие годы, в 2017 г.. не вполне успешно выполнены задания на знание фактов истории культуры (17), на анализ иллюстративного материала (18).
3.Ознакомление с заданиями 17, 18, 19 и алгоритмом их выполнения (12 мин)
Методические указания к з. 17(И.А. Артасов)
Выполнение задания 17 в значительной степени упрощается благодаря структуре задания, в соответствии с которой события, указанные в левом столбце таблицы, обязательно относятся к разным историческим эпохам: 1) VIII–XV вв.; 2) XVI–XVII вв.; 3) XVIII– XIX вв.; 4) XX – начало XXI в. Таким образом, для успешного выполнения этого задания надо только запомнить, к какой из указанных эпох относится памятник культуры.
Пример 1 (17).
Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Успенский собор Московского Кремля
Б) памятник Минину и Пожарскому на Красной площади
В) «Повесть о Шемякином суде»
Г) повесть «Один день Ивана Денисовича»
1) Данный памятник культуры создан в XIX в.
2) Автор – А.И. Солженицын.
3) Данный памятник культуры создан в XVIII в.
4) Данный памятник культуры создан итальянским мастером.
5) Автор – М.А. Шолохов.
6) Данный памятник культуры создан в XVII в.
Ответ: 4162
Большинство экзаменуемых при выполнении приведенного задания (пример 1) указали, что памятник Минину и Пожарскому на Красной площади был создан в XVII в., а автором «Повести о Шемякином суде» является М.А. Шолохов. Еще около 20% экзаменуемых считают М.А. Шолохова автором повести «Один день Ивана Денисовича». Данные результаты свидетельствуют о крайне низком знании фактов истории культуры выпускниками.
Наиболее распространенной ошибкой при выполнении заданий 18 на анализ иллюстративного материала была ошибка в атрибуции в тех случаях, когда для ее осуществления необходимо было выполнить определенные логические действия.
Методические указания(И.А. Артасов)
В задании 18 на работу с иллюстративным материалом используются только такие иллюстрации, которые дают возможность для анализа материала, а не только для узнавания памятника культуры. Это изображения почтовых марок и блоков, плакатов, денежных купюр, монет, медалей, карикатур и др.
Самостоятельная работа: Анализ и решение заданий 17, 18, 19 демоверсии.
(ЭОР:Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2018 году единого государственного экзамена по истории. Проект. Федеральный институт педагогических измерений/http://www.fipi.ru/)
Проверка с/р. Анализ результатов.
Методические рекомендации:
Заведите на рабочем столе персональную библиотеку (по каждому периоду истории России – папку с иллюстрациями).
Читайте учебники или сайты с комплексом иллюстраций (чтобы различать памятники культуры, надо 5-6 просмотров изображений с интервалом в несколько дней).
Начинайте с цветных иллюстраций, позже привыкайте к черно-белым (как на ЕГЭ).
Ресурс изображений ограничен, где их все найти? (Школьные учебники с 6 по 9 классы А.А.Данилова и Л.В.Косулиной, гугл, яндекс, исторический атлас «Дрофа»).
Создавайте презентации, карточки, коллажи (с подписями, можно использовать сленг, шутки, но в меру)
Практикуйтесь (нарешать минимум 100 заданий из КИМов ЕГЭ).
Анализ итогов работы.
5. Рекомендация источников для подготовки к ЕГЭ по истории. (3 мин): ИКС, Таблица Молокановой, Решу ЕГЭ.
6. Подведение итогов занятия(достигнута ли цель).(3 мин)
- Внимание на доску, ответили ли мы на записанные вопросы?
- Поднимите руку, если вы поняли, как выполнять задания, связанные с историей культуры.
7. Рефлексия (3 мин).
"На сегодняшнем занятии я понял, я узнал, я разобрался…";