Изучению эмоционального интеллекта в России посвящено немало научных трудов и учебников, среди которых выделяются работы И. Н. Андреевой, Б. С. Волкова, О В. Хухлаевой. Вопросы развития эмоционального интеллекта регулярно освещаются в журнале «Прикладная психология» и сборниках научных трудов российских университетов. Проблемы профессионального стресса и эмоционального выгорания освещены в трудах С. Г. Ахмеровой, Е. Н. Водопьяновой, О. Н Доценко, И. А. Караповой.
Методические рекомендации и программы по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов раскрыты в работах Г. Б. Мониной, Е. М. Семеновой, В. В. Бойко.
|
Список рекомендуемой литературы
Бойко, В.В. Энергия эмоций : научное издание / В.В. Бойко. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб. и др. : Питер, 2004. - 473 с.
Водопьянова, Н. Е. Психодиагностика стресса / Н. Е. Водопьянова. - СПб. [и др.] : Питер, 2009. - 329 с.
Грановская, Р.М. Психологическая защита: [важно научить людей тому, как понимать себя и как помочь себе] / Р. М. Грановская. - СПб. : Речь, 2007. - 474 с.
Монина, Г.Б. Тренинг «Ресурсы стрессоустойчивости» / Г. Б. Монина, Н. В. Раннала. - СПб. : Речь, 2009. - 249 с.
Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов: методические рекомендации и программы / [сост. О. А. Казанцева и др.]. – Бийск : БПГУ, 2009. - 53 с.
Хухлаева, О. Методическая копилка: эмоциональное выгорание учителей / О. Хухлаева // Школьный психолог. – 2006. - № 4. – С.20-29.
Чутко, Л. С. Синдром эмоционального выгорания. – Москва : МедПресс-Информ, 2014. – 256 с.
|
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГОВ
И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА
|
Стресс как понятие было введено канадским физиологом Г. Селье в 1936 г. для обозначения состояния психического напряжения, обусловленного выполнением деятельности - в особенно сложных условиях. В зависимости от выраженности стресс может оказывать на деятельность как положительное влияние, так и отрицательное, до ее полной дезорганизации.
Зачастую шум, конфликтные ситуации на работе и в семье являются причинами возникновения стресса. Следует отметить, что, пока наш организм способен ответить на данные раздражители, беспокоиться не стоит, но если организм поддается этим агрессорам и не выдерживает их «напора», стоит насторожиться.
Объективно в условиях современной жизни все люди находятся в одинаковом положении: каждый получает примерно одинаковую «дозу» стрессов. Различается лишь их индивидуальное восприятие, субъективная оценка тяжести стресса, а значит, и ответная реакция на него.
|
Конфликты возникают в любом коллективе, и причиной этого зачастую являются стрессы и эмоциональное выгорание.
Хронический стресс и связанная с ним внутренняя психоэмоциональная напряжённость выражаются в виде психологических защитных механизмов. Но кто-то свои эмоциональные переживания переносит на окружающих членов семьи, а другие - искусственно подавляют, чем наносят ущерб своему здоровью.
В отдельный вид стресса может быть выделен профессиональный стресс - зачастую причины, вызывающие стресс, лежат в профессиональной деятельности человека. Причем не всегда они вызваны взаимодействием с другими людьми - конфликт с сотрудниками или клиентами, выговор начальства, но и внутренними причинами самого человека. Это может быть как чрезмерная перегруженность, постоянный дефицит времени, накопившаяся усталость, так и страх не справиться с поставленной задачей, высокая ответственность за принимаемые решения, опасения быть обойденным кем-то из сослуживцев, когда речь идет о
|
повышении, боязнь потерять работу и другие, очень многоликие проблемы.
Деятельность педагога непрерывно связана с общением, подвержена симптомам постепенного эмоционального утомления и опустошения, что отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности.
Действие многочисленных эмоциогенных факторов, как объективных, так и субъективных, вызывает у учителей нарастающее чувство неудовлетворенности, ухудшение самочувствия и настроения, накопление усталости. Эти физиологические показатели характеризуют напряженность работы, что приводит к профессиональным кризисам, стрессам, истощению и выгоранию.
Синдром эмоционального выгорания, характеризующийся эмоциональной сухостью педагога, расширением сферы экономии эмоций и личностной отстраненностью, игнорированием индивидуальных особенностей учащихся, оказывает достаточно сильное влияние на характер профессионального общения учителя, что заметно мешает полноценному управлению учебным процессом, оказанию
|
необходимой психологической помощи, становлению профессионального коллектива.
Реальная педагогическая практика показывает, что сегодня довольно четко прослеживается факт потери интереса к ученику как к личности, неприятие его таким, какой он есть, упрощение эмоциональной стороны профессионального общения. Многие педагоги отмечают у себя наличие психических состояний, дестабилизирующих профессиональную деятельность: тревожность, уныние, подавленность, апатия, разочарование, хроническая усталость.
Понимание эмоций означает, что человек может распознать эмоцию, идентифицировать ее и найти для нее словесное выражение, понимает причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведет.
Современный учитель призван решать задачи, требующие серьезных педагогических усилий. Освоение нового содержания учебных предметов, новых форм и методов преподавания, поиски эффективных путей воспитания, реализация гуманистической парадигмы, необходимость учитывать изменения,
|
происходящие в обществе и информационном поле преподаваемого предмета – все это под силу лишь психологически здоровому, профессионально компетентному, творчески работающему учителю.
Повышение профессионального мастерства учителя, направленное на обеспечение должного уровня развития психологической культуры, предполагает выявление «узких мест», препятствующих достижению учителем высокого уровня продуктивности деятельности. Таким «узким местом» в педагогической деятельности является эмоциональное выгорание педагога.
|