Организация социального партнерства в образовательном учреждении дополнительного образования детей
Submitted by Анастасия Сергеевна Щербакова on Tue, 15/05/2018 - 12:11
Организация социального партнерства в образовательном
учреждении дополнительного образования детей
Учреждение дополнительного образования детей, как и любая другая образовательная организация, активно взаимодействует с внешней средой, которая оказывает на него сложное влияние.
Новые политические, социально-экономические условия в обществе, диктуют и новые требования к формам организации воспитательного процесса, частью которого становится социальное партнерство.
Социальное партнерство занимает важное место в деятельности образовательной организации, так как во многом определяет жизнеспособность и конкурентоспособность учреждения на современном рынке образовательных услуг.
Все попытки решить проблемы дополнительного образования в современных условиях только за счет опеки государства не могут быть успешными. Сегодня ставится вопрос о поиске дополнительных ресурсов совершенствования деятельности учреждения, одним из перспективных направлений которого становится взаимодействие с социальными партнерами.
Социальное партнёрство в образовании – мало освоенное явление. При этом определенные его модификации существовали всегда. Самыми популярными видами социального взаимодействия в сфере образования сегодня остаются: кооперация, инвестиции, благотворительность, спонсорство, сотрудничество (представлены на слайде). Пришедшие из социально-экономической сферы, сегодня они становятся понятны всем участникам образовательного процесса.
В качестве социальных партнеров образовательной организации могут выступать:
родители,
промышленные предприятия,
бюджетные организации,
образовательные организации,
малый и средний бизнес,
общественные организации,
органы власти и т.д.
Важным составляющим социального партнерства учреждения дополнительного образования является совместная деятельность с образовательными организациями (как дополнительного, так и общеобразовательного направления). Можно выделить основные направления совместной деятельности образовательных учреждений:
Коррекция образовательных программ дополнительного образования.
Организация взаимодействия на уровне педагогов.
Организация взаимодействия на уровне обучающихся.
Организация информирования о деятельности субъектов партнерства.
Вышеназванные направления деятельности могут лечь в основу программы совместной деятельности учреждений с последующим планированием работы.
Если говорить о социальном партнёрстве учреждения дополнительного образования и семьи, то оно включает, как правило, следующие направления:
• установление партнёрских отношений с педагогами, родителями, детьми, создание единого социокультурного пространства;
• изучение и внедрение лучшего опыта семейного воспитания;
• внедрение здоровьесберегающих методик, формирующих позитивные установки на здоровый образ жизни;
• привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, активной созидательной воспитательной практике по возрождению национальных духовных традиций;
• повышение роли дополнительного образования в развитии форм семейного досуга, организации совместной деятельности детей и взрослых: интеллектуального, художественного, гражданско-патриотического, эстетического воспитания.
Основным звеном такого социального партнерства является коллектив родителей, детей и педагогов, выполняющий конкретные практические задания, добровольно участвующий в организации и проведении семейного досуга.
При этом используются следующие формы работы:
1. Встреча родителей с администрацией и руководителями объединений. Как правило, встречи проводятся ежегодно в начале учебного года. Педагоги знакомят родителей с требованиями к организации работы кружков и студий, выслушивают их пожелания.
2. Дни открытых дверей. Большое значение для ознакомления родителей с методикой работы учреждения дополнительного образования играют дни открытых дверей.
3. Родительские собрания – основная форма работы руководителя объединения и родителей. Данные мероприятия принимают характер беседы, взаимного обмена мнениями, идеями, совместного поиска.
4. Культурно-массовые мероприятия, экскурсии. Практикуется проведение совместных с детьми культурно-массовых мероприятий, экскурсий, которые предполагают создание благоприятных условий для самовыражения, помогающих как взрослым, так и детям обрести уверенность в себе, научиться открыто и искренне выражать свои позитивные и негативные чувства.
5. Совместные праздники и игры. Дом детского творчества выступает координатором и организатором массовых мероприятий (выставки, конкурсы, праздничные концерты, тематические вечера, совместные походы в музей и театр.
Практика работы по вовлечению родителей в совместную с детьми и педколлективом деятельность показала, что, взаимодействуя в единой воспитательной среде, решается множество задач. Они представлены на слайде:
Среди важных форм социального партнерства в учреждении дополнительного образования по достижению целей и задач воспитательного процесса выступают благотворительные акции и проекты.
Организация и проведение благотворительных акций с привлечением социальных партнеров предусматривает формирование и развитие важных социально значимых качеств, ценностей, положительно сказывается на развитии личности воспитанников. Участие в благотворительных акциях является необходимой составляющей воспитания подростков, которые через несколько лет будут вносить реальный вклад в развитие общества и государства.
Педагоги и учащиеся объединений Дома детского творчества принимают активное участие в краевых и городских благотворительных акциях (например, «Подари радость детям» и «Рождественский подарок»). Была проведена благотворительная акция «Творчество против недуга». Воспитанники объединений совместно с педагогами изготовили картины, для оформления рекреаций детской поликлиники, которые были переданы в дар.
В рамках проекта «ТРИ «Д» – «Дети Делают Добро» учащимися объединений «Элегант» и «Мастерская кукол» организованы выставки в Воскресной школе, изготовленные сувениры переданы в дар воспитанникам детского дома и реабилитационного центра «Аист». Ежегодно проводятся мастер-классы для детей-инвалидов и детей, оставшихся без попечения родителей.
Нельзя не упомянуть также о партнерстве с социальными службами (ГЦСОН), с администрацией округа и управлением образования (совместные мероприятия, концерты, мастер-классы, выставки, семинары), с учреждениями культуры и коммерческими организациями (предприятия города).
Таким образом можно сделать вывод о том, что в современных условиях рыночной экономики для повышения конкурентоспособности любое учреждение дополнительного образования заинтересовано в эффективности и плодотворности сотрудничества с социальными партнерами. Задача образовательной организации состоит в том, чтобы найти точки пересечения интересов всех субъектов партнерства и создать педагогические условия их обеспечения.