Создание востребованной и шагающей в ногу со временем школы, способной обучить, развить и воспитать из ребенка личность 21 века, требует обязательного внедрения в процесс обучения инновационной деятельности педагога. Данное требование отражено в федеральных государственных образовательных стандартах.
Так что же такое инновационная деятельность? В современном словаре по педагогике мы найдем следующее определение: "Педагогическая инновация - нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности".
Не смотря на множество литературы об инновационной деятельности, практически нигде не встречается описание этапов инновационного процесса. Практика показывает, что каждый идет своим путем, ориентируясь на нормативные документы, методические рекомендации, собственный опыт и интуицию.
На мой взгляд, первый этап инновационного процесса, это переход от плана – конспекта урока к технологической карте урока. Изучив достаточно большое количество рекомендаций по составлению технологической карты, я пришла к следующим выводам. Технологическая карта – это системная рекомендация как для учителя так и для обучающегося. В ней спланирована и деятельность учителя и деятельность обучающегося, направленная на достижение знаний и формирование творческого мышления. Технологическая карта помогает реализации главной цели современного образования – научить обучающегося учиться.
В структуре технологической карты урока должна быть общая часть и организационная. В общей части каждый учитель отражает тему урока, тип урока, цель урока, основные понятия, планируемые результаты образования (предметные, метапредметные, личностные); вид используемых ИКТ; образовательные интернет ресурсы. Организационная часть предлагается в различных вариантах. В моей педагогической деятельности она состоит из :
1. Востребование (организационный блок);
2. Актуализация знаний (проверка дом. задания, мотивация деятельности на уроке);
3. Целеполагание (вовлечение обучающихся в процесс определения темы, целей и задач урока);
4. Информационно – деятельностный этап (изучение – «открытие» новых знаний);
5. Рефлексивно - оценочный (закрепление знаний, домашнее задание, оценивание обучающихся).
Я считаю, что обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий (УУД)) в соответствии с ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. Сущность педагогической деятельности с применением технологической карты заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению урока (темы), оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации.
Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учетом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приемы и формы работы с обучающимися на уроке, согласовывать действия учителя и учащихся, организовывать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения, осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.
Второй этап инновационного процесса – это организация самого урока. Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если сейчас больше всего распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.
Как это сделать? На мой взгляд, эффективно организовать образовательное пространство урока.
Для этого важно:
систематически обучать детей осуществлять рефлексивное действие на уроке (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений);
использовать разнообразные методы, приемы и технологии обучения, повышающие степень активности обучающихся в учебном процессе.
(Метод проблемного изложения — метод, при котором педагог, используя самые различные источники и средства, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Учащиеся как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска.
• Метод проектов - система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов.
• Проблемно-поисковые методы обучения (усвоение знаний, выработка умений и навыков) осуществляются в процессе частично поисковой или исследовательск ой деятельности обучаемых; реализуется через словесные, наглядные и практические методы обучения.
• Творческие проекты - их особенность заключается в том, что они не имеют заранее определённой и детально проработанной структуры. В творческом проекте преподаватель определяет лишь общие параметры и указывает оптимальные пути решения задач. Необходимым условием творческих проектов является чёткая постановка планируемого результата, значимого для учащихся. Творческие проекты стимулируют максимальную активизацию познавательной активности обучаемых, способствуют эффективной выработке навыков и умений работы с документами и материалами, умений анализировать их, делать выводы) и обобщения. );
эффективно (адекватно цели урока) сочетать репродуктивную и проблемную формы урока, учить детей работать по правилам и творчески;
включать блоки самостоятельного получения знаний обучающимися в процессе учебной деятельности с разными источниками информации;
создать атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта;
специально планировать коммуникативные задачи урока;
принимать и поощрять, выраженную учеником собственную позицию / иное мнение, обучать корректным формам их выражения;
стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощрять и поддерживать минимальные успехи;
использовать на уроке систему самоконтроля и взаимоконтроля как средств рефлексии.
Ну и третий этап инновационного процесса – это организация внеурочной деятельности. Мною разработана программа внеурочной деятельности «Я – гражданин России» для обучающихся 1-5 классов. Программа соотнесена с требованиями федерального государственного образовательного стандарта и с реалиями сегодняшнего дня.
Программа курса «Я – гражданин России» направлена на формирование таких личностных результатов, как гражданская идентичность личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.
Программа реализуется через кружковую деятельность во внеурочное время. Занятия проводятся во второй половине дня. В программу включён региональный компонент в форме музейных уроков.
Для перехода в инновационный режим определяющей является готовность педагога к инновациям. Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки. Многие учителя смогут реализовать новый стандарт без проблем, в основном за счет своего умения быстро перестраиваться.
Готовность к инновационной деятельности в современных условиях – одно из важнейших качеств педагога, без наличия которого достичь высокого уровня педагогического мастерства в условиях введения и реализации ФГОС просто невозможно.
|