ФИО учителя
|
Мостов Анатолий Николаевич
|
Школа
|
МОУ «Средняя школа № 6»
|
Предмет, класс, УМК
|
Биология, 5 класс. УМК: Плешаков А.А., Сонин Н.И.. Биология. Введение в биологию. М., Дрофа, 2013 год
|
Тема урока
|
«Беспозвоночные»
|
Тип урока:
|
Урок «открытия» нового знания
|
Цель урока
|
Образовательная цель:
формирование представлений об беспозвоночных, чертах строения, условиях жизни и приспособлении к условиям среды обитания.
Деятельностная цель:
формирование способности учащихся к новому способу действия.
|
Планируемые результаты обучения
|
Личностные:
1. Формирование ответственного отношения к выполнению учебных задач;
2. Формирование познавательных интересов и мотивов к учению, направленных на изучение живой природы;
3. Формирование уважительного отношения к мнению другого человека.
Предметные:
Ученик научится:
- приводить примеры основных представителей.
- сравнивать представителей насекомых, паукообразных, ракообразных, выявляют усложнение в строении.
- объяснять роль беспозвоночных в природе и жизни человека.
- различать беспозвоночных на таблицах.
- находить дополнительную информацию в научно-популярной литературе
Ученик получит возможность научиться:
•соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
Метапредметные:
Ученик научится:
•осуществлять сравнение, классификацию;
•использовать, извлекать и перерабатывать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
•оценивать свою работу и работу своих одноклассников;
•выделять в тексте смысловые части;
Ученик получит возможность научиться:
•находить и использовать причинно‑следственные связи;
|
Вид используемых на уроке средств и оборудование
|
1.Линия УМК по биологии под редакцией Н.И. Сонина (изд-во «Дрофа») Линейный курс
Учебник: Введение в биологию А. А. Плешаков, Н. И. Сонин, 5 класс. № ФП 1020
2. Программы основного общего образования по биологии 5-9 классы. Линейный курс. Авторы Н.И.Сонин, В.Б. Захаров. (Рабочие программы. Биология. 5-9 классы: учебно-методическое пособие/ сост. Г.М. Пальдяева. – 2-е изд., стеретип.- М.: Дрофа, 2013.)
3. Раздаточный материал:
- Тексты
- Лист самоконтроля.
- Лист оценки группы.
- Лист саооценки работы в группе.
- ПК -1,
- Нетбук – 4
- Мультимедийный проектор
- Мультимедийная презентация к уроку;
|
Этап 1. Организационный. Самоопределение к деятельности
|
Задачи
|
Создать доброжелательную атмосферу, мотивировать на учёбу, создать ситуацию успеха
|
Длительность этапа
|
1 мин
|
Методы и приемы работы
|
Настраиваем детей на работу;
создание ситуации успеха
|
Деятельность учащихся
|
в начале урока высказываю добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи
1) проговаривают девиз «С малой удачи начинается большой успех»
2) желают друг другу удачи
3) отмечают цвет соответствующий своему настроению в цветодневнике
|
Деятельность преподавателя
|
1) проговаривают девиз «С малой удачи начинается большой успех»
2) желают друг другу удачи
3) отмечают цвет соответствующий своему настроению в цветодневнике
|
Формируемые УУД
|
Личностные УУД:
Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.
|
Этап 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
|
Задачи
|
1.Подготовить к восприятию новой информации;
2.Вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать учебную деятельность школьников
|
Длительность этапа
|
4 мин
|
Методы и приемы работы
|
Метод проблемного обучения
диалог
|
Деятельность учащихся
|
- Отгадывают загадки. Отвечают на проблемный вопрос:
– Что объединяет отгаданных вами животных?
- Выдвигают предположения о теме урока;
- Определяют тему урока «Беспозвоночные»
- Участвуют в постановке познавательной цели урока:
- Узнать на какие группы делят беспозвоночных животных;
- Узнать, какое строение имеют животные этой группы;
- Определить черты приспособленности беспозвоночных к жизни в разных средах обитания;
- Называть представителей беспозвоночных.
|
Деятельность преподавателя
|
Мотивирует учащихся к определению темы через постановку проблемного вопроса и к постановке познавательной цели урока.
|
Формируемые УУД
|
Личностные УУД:
Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД:
самостоятельное формулирование цели Коммуникативные УУД:
умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.
|
Этап 3. Постановка учебной задачи
|
Задачи
|
Обсудить затруднения, возникшие у учащихся
|
Длительность этапа
|
3 минуты
|
Методы и приемы работы
|
проблемный метод
|
Деятельность учащихся
|
Работа с понятием Беспозвоночные
Учащиеся называют алгоритм формулировки определения
Понятие = Ключевое слово+ Существенные признаки
Пытаются ответить на поставленный вопрос.
|
Деятельность преподавателя
|
Предлагает дать формулировку определения понятия «Беспозвоночные»
Обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).
Учитель показывает рисунок с изображением беспозвоночных животных
Формулирует проблемный вопрос:
Почему эта группа самая многочисленная и широко распространенная?
Направляет деятельность обучающихся, связанную с постановкой проблемы, поиском путей её решения
|
Формируемые УУД
|
Регулятивные УУД: самостоятельное планирование, прогнозирование
ЦЕЛЬ - создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность
|
Этап 4. Открытие нового знания
|
Задачи
|
Усвоить новые знания
|
Длительность этапа
|
20 мин
|
Методы и приемы работы
|
Морфологический анализ, абстрагирование на основе рисунков. ИКТ
Диалог, побуждающий к открытию знаний;
Групповая работа;
|
Деятельность учащихся
|
1группа - Кишечнополостные
По дополнительной литературе находят информацию о кишечнополостных. Составляют презентацию.
2 группа – Членистоногие
По дополнительной литературе находят информацию о моллюсках. Составляют презентацию.
3 группа - Моллюски
По дополнительной литературе находят информацию о моллюсках. Составляют презентацию
4 группа – Черви
По дополнительной литературе находят информацию о червях. Составляют презентацию
|
Деятельность преподавателя
|
1группа - Кишечно-полостные (Приложение 1)
предлагает выполнить учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку ИКТ - компетентности и учебно-познавательную задачу, направленную на оценку навыка самостоятельного процесса и интеграции знаний.
2 группа – Членистоногие (Приложение 2)
предлагает выполнить учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку ИКТ - компетентности и учебно-познавательную задачу, направленную на оценку навыка самостоятельного процесса и интеграции знаний.
3 группа – Моллюски (Приложение 3)
предлагает выполнить учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку ИКТ - компетентности и учебно-познавательную задачу, направленную на оценку навыка самостоятельного процесса и интеграции знаний.
4 группа – Черви (Приложение 4)
предлагает выполнить учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку ИКТ - компетентности и учебно-познавательную задачу, направленную на оценку навыка самостоятельного процесса и интеграции знаний
Контролирует. Оказывает техническую помощь.
|
Формируемые УУД
|
Личностные УУД:
Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД:
Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы
Коммуникативные УУД:
умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя;
умение работать в группах – устанавливать рабочие отношения и способствовать продуктивной кооперации.
Познавательные УУД:
умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное;
умение использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи.
|
Этап 5. Первичное закрепление
|
Задачи
|
Проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала
|
Длительность этапа
|
6 мин
|
Методы и приемы работы
|
выводы (формулирование в краткой форме)
|
Деятельность учащихся
|
Учащиеся проговаривают открытые знания, каждая группа докладывает одноклассникам свои открытия.
|
Деятельность преподавателя
|
Корректирует выступления учащихся, акцентируя внимание на основных моментах.
|
Формируемые УУД
|
Регулятивные УУД:
Умение делать выводы по результатам работы.
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя и товарищей.
Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.
|
Этап 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль
|
Задачи
|
Уметь определять в какой группе относятся животные.
|
Длительность этапа
|
4 мин
|
Методы и приемы работы
|
Работа с рисунками. Самооценка. Индивидуальная форма работы.
|
Деятельность учащихся
|
Рассматривают рисунки и определяют название животных.
|
Деятельность преподавателя
|
Предлагает выполнить задание индивидуально.
|
Формируемые УУД
|
Познавательные УУД: умение работать с рисунками, проводить классификацию.
Регулятивные УУД:
Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы
|
Этап 7. Включение нового знания в систему знаний и повторение
|
Задачи
|
Проводить самооценку учащимися результатов своей учебной деятельности
|
Длительность этапа
|
6 мин
|
Методы и приемы работы
|
Итоговое тестовое задание
|
Деятельность учащихся
|
Учащиеся отвечают на вопросы по вариантам.
Проводят взаимопроверку. Ставят количество заработанных баллов за тест в Листок самоконтроля
|
Деятельность преподавателя
|
Контролирует.
Предлагает провести взаимопроверку. Поставить количество заработанных баллов в лист самоконтроля. Выставить оценку.
|
Формируемые УУД
|
Личностные УУД: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам; потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников
Регулятивные УУД:
Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы
Коммуникативные УУД:
умение воспринимать информацию на слух.
Познавательные УУД:
умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.
|
Этап 8. Рефлексия деятельности (итог урока)
|
Задачи
|
Осознать учащимися своей учебной деятельности, дать самооценку результатов деятельности своей и всего класса.
|
Длительность этапа
|
1 мин
|
Методы и приемы работы
|
|
Деятельность учащихся
|
Отвечают на поставленные учителем вопросы
1.На уроке я работал …
2.Своей работой на уроке я ….
3.Урок для меня показался …
4.За урок я …
5.Мое настроение …
6.Материал урока мне был …
|
Деятельность преподавателя
|
Предлагает учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка рефлексии, что требует от учащихся анализа собственной учебной деятельности с позиций соответствия полученных результатов целям поставленным в начале урока.
|
Формируемые УУД
|
Личностные УУД:
Самооценка на основе успешности
Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности
Коммуникативные УУД: Умение выражать свои мысли
Познавательные УУД: Рефлексия.
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности
|
Итоговый контроль, подведение итогов
|
Домашнее задание: Дифференцированное в зависимости от полученной на уроке оценки.
Оценка «3» Параграф 20, №140 -146 в рабочей тетради
Оценка «4» В рабочей тетради № 140-146,
Составить 1-2 задачи на определение среды обитания, где будут указаны особенности жизни и поведения животных, строения их тела.
Оценка «5»
Индивидуальное задание на выбор:
Приготовить презентацию: «Беспозвоночные»
|