МАСТЕР – КЛАСС
Сегодня я познакомлю вас с методикой обучения творческому рассказыванию по картине в разных возрастных группах.
При построении методики использовались методы обучения рассказыванию по картине И.Н. Мурашковской и А.Н. Нестеренко для детей начальной школы.
Методика построена в рамках нашей авторской программы. Впервые в мире и в России методы ТРИЗ и РТВ адаптированы к дошкольникам нашим ульяновским ученым Сидорчук Т.А.. Исследования проводились на базе НМЦ детского сада № 242 и Ульяновского социально-педагогического колледжа. В данном случае ТРИЗ ( Теория решения изобретательских задач) – является технологией обучения, а РТВ ( Развитие творческого воображения) будет одним из методов ТРИЗ. Занятия по ознакомлению с картиной с использованием данного метода проводится 2 раза в течение месяца ( при первом знакомстве с картиной и как итоговое занятие). С подгруппой детей в свободное время проводятся игры по картине с использованием 1-2 волшебников, в зависимости от возраста и заинтересованности детей. Но каждая игра заканчивается мини-рассказом по картине каждым ребенком.
Для того, чтобы было понятно содержание данного метода я проведу с вами занятие, но одно моментно со всеми возрастными группами, а усложнение Вы увидите сами.
Ход занятия.
1 часть.
- Дети, сегодня мой знакомый художник принес мне картину (вывешиваю картину). Она мне очень нравится. Давайте ее рассмотрим. Меня рассматривать эту картину научили волшебники. Хотите, чтобы я вас тоже научила?
- Волшебник «Дели» подарил Вам подзорные трубы, в которые виден только один объект (предмет). Возьмите подзорные трубы и наведите их на картинку, назовите, кто что видит. Даша, ты что видишь?… А я буду вывешивать схемы на доске. (Вывешиваю на доске схемы-заготовки).
- Курица, которая пьет воду.
- Девочка сыплет зерно ( или кашу, задаю вопрос детям «Кто как считает: девочка кормит курочек зерном или кашей?»).
- Цыплята. Мальчик присел и смотрит. Лес. Елка, береза. Небо. Земля.
Младшие дети называют 4-5 объектов, а старшие 10-15 объектов, включая детали.
- Молодцы, дети, много объектов увидели, еще и детали одежды, обуви, движения, цвет. Какой волшебник нам помогал в этом? Правильно, Дели.
2 часть.
А) А сейчас к нам пришел волшебник «Объединяй». Как вы думаете, чему он нас научит? Объединять.
Б) Но волшебник молчаливый. Ему надо рассказать, как и почему связаны между собой предметы на картине. А я буду соединять их в схеме.
3 часть.
- А теперь поиграем с волшебником «Оживляй». ( Поиграем в живую картинку ).
- Каждый из вас превратиться в какой-то объект на картине и объяснит свое местонахождение относительно других объектов.
Воспитатель помогает принять позу, встать младшим детям, а старшие объясняют «справа, слева, между, перед» и т.д.
- А теперь все замерли как на картине. Какая получилась чудесная копия картины!
4 часть.
- А) А теперь с вами поиграет волшебник «Слушай». Представьте себе, что вы вошли в картину. Закройте глаза и прислушайтесь внимательно, что происходит рядом с вами? Что вы слышите?
- Я слышу как гремит гром.
- Как перешептывается трава.
- Шумит ель.
- Б) Потихоньку поводите рукой по картине. Что вы почувствовали?
- Забор шершавый, колючий, потому что он старый. Цыпленок мягкий, легкий. Ель колючая…. Как вы думаете , а сейчас какой волшебник с вами гулял по картине?
- «Потрогай».
- В) А теперь с вами поиграет волшебник «Понюхай».
- Дети, я чувствую запах приближающейся грозы. Как пахнет цыпленок? Мох в лесу? И т.д. Пройдите дальше в лес, поле, чем пахнет в поле? В лесу?
- Г) Давайте поиграем с волшебником «Попробуй на вкус». Но сначала подумайте, что съедобное, а что нет.
- Я попробовала веточку ели. Она горьковатая на вкус. А ягоды в лесу, орехи, листочек?
5 часть.
На нашу картину пришел посмотреть волшебник «Прошлого и будущего».
- Сейчас на картине все остановилось, объекты не двигаются. А представьте, что было с цыпленком в прошлом? (Было яйцо). А что будет в будущем? (Будет курицей).
Младшие дети: - Что было с курицей в прошлом? Она была цыпленком, а еще раньше яйцом.
- А что будет в будущем? ( Ляжет спать на насест. Будет спать. И т.д.)
Старшие дети: - Девочка Настя. Представьте, что она делала до появления на картине? Что с ней было утром? Она спала, проснулась, умылась, поела кашу, набрала в миску каши для цыплят и пошла их кормить.
- А что будет потом, после того как она покормит кур? ( Будет играть в мяч, пойдет в школу и т.д.
6 часть.
- Дети, хотите, я научу вас загадывать загадки по этой картине? Давайте о цыпленке загадаем загадку.
- По цвету цыпленок желтый. Как что? – как солнце, как одуванчик …
- По форме цыпленок как что? – как яйцо, как лимон…
- По размеру маленький как что? – как мячик, как клубок…
- На ощупь мягкий как что? – как котенок, как шарф, как вата…
Для старших заменяем слово «как» на сочетание « но не».
А теперь отгадайте мою загадку:
- Человек, но не взрослый,
- Живет в доме, но не мышка,
- Ходит, но не часы,
- Говорит, но не радио,
- Пьет молоко, но не котенок,
- Дышит, но не жабрами,
- Носит платье, но не мама. Кто это? (Девочка).
Часть 7.
- Давайте пригласим волшебника «Превращай». И превратимся в кого-нибудь или во что-нибудь. Это может быть целый объект или его часть. (Зачитать рассказ ребенка о травке). Младшие дети превращаются в курицу. Расскажите о себе с помощью волшебников, а так же о вашем настроении и состоянии. А старшие дети рассказывают от лица облака на небе.
- А теперь я вам даю минутку, чтобы придумать рассказ итоговый описательный о картине или фантастический рассказ по этой картине.
Заслушиваем рассказы детей.
Рефлексия.
-Понравилось вам занятие? Что вам понравилось больше всего? Какие волшебники вам помогали? А можно играть с волшебниками на улице или в группе без картины?
ИТОГ: Вопросы к детям, к каждому.
Вопросы к студентам:
- Чем отличается традиционное занятие от этого? (Репродуктивность).
- Что больше всего запомнилось?
- Сколько шагов в занятии вы заметили?
- Какие волшебники, на ваш взгляд, наиболее интересны детям?
- Какие волшебники наиболее продуктивно развивают (способствуют) развитию речи?
- Посмотрите еще раз на имена волшебников. Именно так и будут называться игры по картине, которые проводятся с подгруппой детей в свободном режиме.
Министерство образования Саратовской области
Вольский педагогический колледж им. Ф.И. Панферова
Мастер - класс на тему « Обучение рассказыванию по картине как средство развития творческого воображения детей дошкольного возраста».
2011 г.
|