Официальный сайт janmille 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Организационный момент в структуре логопедического занятия

Фото пользователя Анна Николаевна Пирогова
Submitted by Анна Николаевна Пирогова on пн, 02/04/2018 - 09:23
Данные об авторе
Автор(ы): 
Алтуфьева Анна Николаевна
Место работы, должность: 

учитель-логопед МДОУ "Детский сад №6" г.Ярославля

Регион: 
Ярославская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
дошкольное образование
Уровни образования: 
специальное (коррекционное) образование
Предмет(ы): 
Логопедия
Целевая аудитория: 
Иная категория
Тип ресурса: 
рекомендации (советы) по обучению и воспитанию
Краткое описание ресурса: 
<p>В данной статье представлены варианты проведения организационного момента на логопедических занятиях с детьми 5-7 лет.</p>

Организационный момент в структуре логопедического занятия

 

Подготовила: Алтуфьева А.Н.

 

Многолетняя практика и поиски новых путей повышения результативности логопедической работы показали, что добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми-логопатами можно, если изменить форму и содержание обучающих занятий и использовать комплексно-игровой метод организации фронтальных занятий.

Подробнее рассмотрим один из элементов структуры логопедического занятия – организационный момент.

Его цель — введение в тему занятия, создание положительного настроя на учение, пробуждение интереса к познанию новых звуков, а также коррекция психофизических функций.

Основная же задача логопеда — включить детей в работу с первых минут занятия.

Логопед при проведении организационного момента преследует цель настроить и подвести детей к теме занятия. Вариантов оформления данного этапа великое множество и все зависит от возможностей и фантазии логопеда,  цели и темы занятия, возраста и психофизического уровня развития детей.

Можно выделить несколько основных направления при проведении организационных моментов при работе с детьми дошкольного возраста.

Организационные моменты могут включать в себя:

·        ​Игры и упражнения по развитию зрительного, слухового внимания и восприятия;  по преодолению эмоционального и речевого негативизма; по развитию межполушарного равновесия.

·        Различные релаксационные, мимические и имитирующие упражнения.

·        Использование материала по лексическим темам (словарный запас и грамматические категории): «Сядет тот, кто назовёт…», «Сядет тот, кто услышит…», «Доскажи словечко», загадки по теме и т.д.

·         Использование материала на развитие слухового внимания и фонематического восприятия: определение вида и направление звучащих предметов, уметь правильно прослушать и выполнить инструкцию и т.д.

·        Использование материала по формированию звуко-буквенного анализа и синтеза: хлопнуть на заданный звук, уметь выделить заданный звук в слове, уметь придумать звук на заданный звук и др.

·        Использование материала по формированию слоговой структуры слова: отхлопать количество слогов в слове, выделить ударный звук, сосчитать количество слогов в слове и т.д.

·        Использование материала по ориентировке в пространстве и на доске: назвать что нарисовано  в правом верхнем углу, назови соседа справа и т.д.

 

Хотелось бы немного остановиться на упражнениях для развития фонематического восприятия на материале правильно произносимых звуков речи, которые можно использовать в содержании организационных моментов логопедического занятия.

 

1.     Ребенок внимательно слушает незакончен­ную рифмовку. Он должен, добиваясь риф­мы в стихотворении, назвать последнее слово, вы­брав его из трех предложенных вариантов. При затруднениях в выборе нужного слова взрослый зачитывает двустишие во всех трех вариантах.

 

Съел Сережа на обед Целых пять больших ...

(сосисок, блинов, котлет)

 

Раскрывает Жаба рот, Громко песенку...

(кричит, поет, квакает)

 

Мне, Наташа, очень жаль, Что твой пес умчался...

(далеко, вдаль, прочь)

 

По дороге, в тучах пыли Пронеслись ...

(мотоциклы, кони, автомобили)

 

Смотрит слон — дорожный знак, Не поймет его ...

(совсем, никак, ничуть)

 

Стала Выпь с утра вопить: — Есть хочу! Хочу я...

(пить, танцевать, учиться)

 

На мяч набросился щенок. Схватил его и...

(наутек, убежал, разгрыз )

 

Курица кричит: «Бегу Перья гладить к...»

(утке, утюгу, подруге)

 

Стали громко петь Еноты Даже разучили ...

(слова, ноты, стихи)

 

Приготовлены постели Для Ежей у старой ...

(ели, липы, сосны)

 

Топором рублю дрова Трах полено! Стало ...

(три, два, пять)

 

Я надел большую шляпу, Чтоб похожим стать на ...

(Бармалея, папу. Боярского)

Подвернула я панаму Чтоб похожей стать на ...

(маму, артистку, топ модель)

 

И птице, и рептилии Обидно без ...

(фамилии, паспорта, квартиры)

 

И встарь, и в наши времена Имеют люди ...

(документы, имена, оружие)

 

Эй, любезная Ворона! Отойдите от ...

(самолета, вагона, автомобиля)

 

В дальний путь берет верблюд Два горба готовых ...

(завтраков, блюд, обедов)

 

2. Вслед за взрослым ребенок повторяет со­четания гласных звуков, четко их арти­кулируя.

—   АУИО

—   ИАУО

—   УИОА

—   ИЫОУ

—   ЫОУИ

—   ОАУИ

—   ЭОУИА

—   УЭОАЫ

—   АЭУИО и т. п.

3.     Вслед за взрослым ребенок повторяет це­почки слогов с легко произносимыми со­гласными звуками.

 

ТУ-   -КА-  -ПО

КУ-   -ты-   -ПА  

вы-    -КА-  -ТУ  

хо-    -НУ-  -МЫ

ТУ-   -БА-  -ДО  

ФЫ   — МУ—ко

КУ-   -ПА- -Ф0-  -мы

МУ-  -до-   -НА- -ты

ДУ-   -ХА- -мы-  -ко

но-    -ГУ-  -ХА- БЫ

ПА-   -ду-   -БЫ- -МО

 

4 . Вслед за взрослым ребенок повторяет це­почки слогов со стечением легко произно­симых согласных звуков.

— ПТА —ПТО —ПТУ —ПТЫ

— ТКА —ТКО —ТКУ —ТКЫ

— ТМА —ТМО —ТМУ —ТМЫ

— ПНА —ПНО —ПНУ —ПНВ

— ТФА —ТФО —ФТУ —ФТЫ

— ФКА —ФКО —КФУ —КФЫ

— МНА — МНО — НМУ — НМВ

— ХТА —ХТО —ТХУ —ТХЫ

— КНУ —КНО —НКЫ —НКА

— ГДУ —ДГА —ГДЫ —ДГО

 

5. Ребенок внимательно слушает рифмовку-обманку и находит в ней «неправильное» слово. Затем с опорой на картинку заменяет его « правильным », похожим по звуковому составу.

 

Мы скатаем снежный ком

И построим куклам ТОМ. (ДОМ)

 

Говорит сосед — чудак:

Вырос в поле красный РАК. (МАК).

 

Отругала мама зайку:

Не надел под свитер ГАЙКУ. (МАЙКУ)

 

Хулиганам не до шутки,

Если Рекс в собачьей ДУДКЕ. (БУДКЕ)

 

6. Ребенок внимательно слушает рифмов­ки-перепутанки и заменяет перепутан­ные слова.

 

Два танкиста едут в ... БАНКЕ. Деньги сохранились в ... ТАНКЕ.

 

Жаркий наступил ... ПЕНЕК. Маша села на... ДЕНЕК.

 

У Тани голубые ...ЛАПКИ. Когтистые у кошки... ТАПКИ.

 

Заверну железный ... БИНТ. И куплю в аптеке ... БИНТ.

 

От конфет остались ... БАНТИКИ. Завяжу на платье ... ФАНТИКИ.

 

Полозку рядом с печкой ... КОЛЕНО. И помажу зеленкой ... ПОЛЕНО.

 

Я посуду мою ... в КОЙКЕ. Вечером читаю ... в МОЙКЕ.

 

Идут солдаты в прочных ... МАСКАХ. А все на карнавале ... в КАСКАХ.

 

Попал в тарелку черный ... ГОЛОС. Но тут раздался громкий ... ВОЛОС.

Съел я овощной ... ХАЛАТ. А потом надел ... САЛАТ.

 

7 . Ребенок внимательно слушает незакон­ченную рифмовку и добавляет подходя­щее слово, выбрав его среди названий карти­нок. Сложность упражнения достигается за счет того, что слова близки по звуковому составу.

 

БИЛЕТ — БАЛЕТ — ПАКЕТ — БУКЕТ

Я тебе задачу дам

Все расставить по местам.

В кассе я куплю ...

И отправлюсь на ...

У меня с собой ...

В нем лежит большой ...

 

БУТОН — БАТОН — ПИТОН — БЕТОН

Я тебе задачу дам

Все расставить по местам.

В булочной куплю ...

В зоопарке жил ...

Распускается ...

Нужен для дорог ...

 

КАТОК — ПОТОК — МОТОК — ВЕНОК

Я тебе задачу дам

Все расставить по местам.

Что стащил игривый кот? ...

Таня девочкам плетет? ...

С гор спускается, течет? ...

Что за скользкий, ровный лед? ...

 

8. Ребенок внимательно слушает незакончен­ную рифмовку. Он должен самостоятель­но подобрать картинку  и на­звать последнее слово так, чтобы оно рифмова­лось с выделенным словом.

 

На полянке обезьяны Начинают есть ... (бананы)

 

Я для птичек на балкон Вынес булку и ... (батон)

 

Распевает соловей

Свой мотив среди ... (ветвей)

 

И про солнце, и про май Распевает ... (попугай)

 

Под окном растет жасмин, Очень жаль, что он ... (один)

 

Дерево с большим дуплом. Белка здесь устроит ... (дом)

 

Я для мамы два букета Вынимаю из ... (пакета)

 

Сам себе построил дом Бородатый, добрый ... (гном)

 

В теплой солнечной долине Поспевают быстро ... (дыни)

 

Расшалились тараканы Заползают под ... (диваны)

 

По полям, лесам, болотам Мы шагаем к ... (бегемотам)

 

Воробей летит к нам с неба, Видно, просит корку ... (хлеба)

 

 

 

Использованная литература:

 

1.Гаврик Н. А. Варианты проведения организационного момента на занятиях для учащихся 1-х классов с нерезко выраженным общим недоразвитием речи в условиях школьного логопедического пункта // Молодой ученый. — 2017. — №2. — С. 583-586.

2.Пожиленко Е.А.  Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 216 с.

3. Ткаченко Т.А. Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап: Пособие для логопедов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 73 с.

 

 

 


Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн