Официальный сайт moscowout 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Модульный урок биологии и географии как средство реализации системно-деятельностного подхода

Submitted by Анатолий Мостов on Sat, 24/03/2018 - 18:05

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя  школа № 6»

 

                   

 

 

Методическая разработка на тему

 


«Модульный урок биологии и географии, как средство реализации системно-деятельностного подхода»
 

 

 

 

 


Автор:Учитель биологии и географии

высшей категории
Мостов Анатолий Николаевич

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Гаврилов-Ям

Содержание

 

I.Введение

Необходимость применения модульного обучения с целью реализации системно-деятельностного подхода

II.Основная часть

  1. Отличие модульного обучения от других педагогических технологий
  2.  Система действий учителя по переходу в модульное обучение

3.Основные принципы построения модульных программ

4.Общие критерии формирования содержания модуля

5.Роль учителя в учебном процессе

  1. Условия для перехода на модульное обучение

7.Типы учебных элементов модульных программ.

8. Примеры использования типов учебных элементов в практике учителя географии

9.Примеры использования типов учебных элементов в практике учителя биологии

      III.Результативность

     IV.Заключение

      V. Литература

    VI. Приложения

1. Модульный урок географии в 7 классе по теме: «Физико-географическое положение Южной Америки».

2. Модульный урок географии в 7 классе по теме: «Население Южной Америки».

3. Модульный урок биологии  в 5 классе по теме: «Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Введение

Необходимость применения модульного обучения с целью реализации системно-деятельностного подхода

 

В современном российском образовании происходят большие перемены, связанные  с введением федерального государственного образовательного стандарта нового поколения. Все государственные нормативные документы указывают на то, что принципиальным отличием современного подхода к проведению урока  является ориентация результатов освоения  основных образовательных программ  по ФГОС нового поколения, методологической основой которого является системно-деятельностный подход.

Особую значимость  в современном образовании школьников приобретают личностные  и метапредметные результаты обучения. Результатом урока является не только и не столько знание предмета, успеваемость и объём изученного материала, а приобретаемые универсальные учебные действия, обеспечивающие  готовность обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школв» сказано, что «учащиеся должны приобрести навыки, позволяющие им успешно адаптироваться  к динамично меняющемуся миру».

Учитывая положения современного ФГОС, урок как основная форма организации обучения  не может оставаться «вчерашним» и должен соответствовать новым требованиям. Урок должен носить гуманистический характер. На уроке  должна быть реализация   системно-деятельностного подхода,  нацелен на формирование УУД. Урок должен быть проблемным и развивающим, направлен на активизацию  учебной деятельности учащихся. Стиль общения на уроке учителя с учениками-сотрудничество. На каждом уроке необходимо создавать  условия для самореализации каждого ребёнка. На уроке должна быть организация рефлексивно-оценочной деятельности.

Согласно системно-деятельностному подходу обучение эффективно только при такой организации процесса, когда учащийся усваивает учебное содержаниев деятельности. Только при таких  условиях происходит осознанное прочное усвоение содержания предмета, овладение учащимися универсальными учебными действиями, интеллектуальное развитие. Главная идея этого подхода  состоит в том, что учащийся должен учиться сам, а роль учителя заключается в управлении его учением, т.е. в мотивации, организации, координации, консультировании и контроле его деятельности.

Субъект – субъективный характер обучения требует применения таких педагогических технологий, которые обеспечивают учащимся развитие мотивационной сферы, самостоятельности, интеллекта, склонностей, коммуникативности, умения осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью. Технология модульного обучения позволяет практически решить эту задачу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Основная часть

  1. Отличие модульного обучения от других педагогических технологий

С позиции функций учащихся категория «деятельности» занимает ведущее место в модульном обучении. Для того что бы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. Модульное построение образовательного процесса позволяет сделать обучение детей более интересным, мотивированным, продуктивным.

Модуль (по П.А. Юцявичене) - это функциональный целевой узел, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в систему высокого уровня целостности.

В состав модуля  входят план действий, целевая программа действий учащегося, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей. Таким образом, модуль выступает средством модульного обучения. Модуль можно рассматривать как программу обучения, индивидуализированную по содержанию,  методам обучения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности ученика.

Содержание обучения должно быть представлено в законченных самостоятельных комплексах (информационных блоках), усвоение его должно происходить в соответствии с целью обучения. Дидактическая цель формулируется для обучающегося и содержит в себе указание не только на объём изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения. Кроме того, каждый ученик получает от учителя в письменной форме советы: как рациональнее действовать, где найти нужный материал и т. д.

Модульное обучение предполагает изменение форм общения учителя с обучающимися. Он общается с ними как посредством модулей, так и непосредственно- с каждым индивидуально. Именно модуль позволяет перевести обучение на субъект - субъективную основу. Отношения учителя и ученика  становятся  более  паритетными.

Каждый обучающийся работает большую часть времени самостоятельно, учится целеполаганию, планированию, контролю, организации и оценке своей деятельности. И таким образом каждый может определить уровень своих знаний, увидеть пробелы в знаниях и умениях. Несомненно, что учитель тоже управляет учебно-познавательной деятельностью учащихся через модуль и непосредственно, но это более мягкое, главное сугубо целенаправленное управление.

Наличие модулей на печатной основе позволяет учителю индивидуализировать работу, с отдельными учениками путём консультирования каждого из них, дозированной персональной помощью.

2. Система действий учителя по переходу в модульное обучение

Необходимо разработать модульную программу, представляющая собой многоступенчатую структуру, состоящую из модулей разного порядка: учебный предмет, курс, тема, урок, учебный элемент. Модульная программа состоит  из комплексной дидактической цели (КДЦ) и  совокупности модулей, обеспечивающих достижение этой цели.  Для этого необходимо:

- выделить основные научные идеи курса;

- структурировать учебное содержание вокруг этих идей в определённые блоки;

- затем сформулировать комплексную дидактическую цель

КДЦ имеет два уровня: первый предполагает усвоение учебного содержания и его использование в практике на начальном этапе изучения, а второй требует перспективного подхода к учебному содержанию. Из КДЦ выделяются интегрирующие дидактические цели (ИДЦ) и соответственно им формируются модули, т.е. каждый модуль имеет свою ИДЦ. Совокупность этих целей обеспечивает достижение КДЦ.

Однако в  модули входят крупные блоки содержания учебного предмета. Поэтому каждая ИДЦ делится на частные дидактические цели (ЧДЦ) и на их основе выделяются учебные элементы. Каждой ЧДЦ соответствует один учебный элемент. В результате создаётся дерево целей: вершина дерева - КДЦ для модульной программы, средний ИДЦ для построения модулей и нижний слой - ЧДЦ для построения учебных элементов.

3. Основные принципы построения модульных программ

Учителю, разрабатывающему модульные программы, необходимо опираться на следующие принципы:

1. Принцип целевого назначения

Модули можно разделить на 3 типа:

- познавательные, которые используются при изучении основ наук

- операционные (для формирования и развития деятельности);

- смешанные, которые чаще всего используются в школе.

2. Принцип сочетания комплексных, интегрирующих и частных дидактических целей

Совокупность ЧДЦ обеспечивает достижение ИДЦ  каждого модуля совокупность ИДЦ всех модулей обеспечивает достижение КДЦ

3. Принцип обратной связи

 Никакое управление невозможно без контроля, анализа и коррекции. Причём в модульном обучении управление, осуществляемое учителем сочетается с самоуправлением со стороны школьников.

Модуль любого порядка включает контроль за выполнением задания, за усвоением знаний учащихся. Модуль будет неполным, если отсутствует инструкция по контролю. В модульной технологии используются следующие форы контроля:

- самоконтроль;

- взаимный контроль учащихся;

- контроль учителя.

Самоконтроль осуществляется учеником. Он сравнивает полученные результаты с эталоном и сам оценивает уровень исполнения.

Взаимный контроль возможен, когда ученик задание уже проверил и исправил ошибки. Теперь он может проверить задание партнёра и выставить оценку.

Контроль учителя осуществляется постоянно. Обязателен входной и выходной контроль в модуле второго порядка. Кроме этого осуществляется текущий контроль. Формы контроля могут быть самыми разными: тестирование, индивидуальное собеседование, контрольная или творческая работа и т.д.

Для успешного применения модульных программ необходимо соблюдать некоторые правила. Начиная работать с новым модулем нужно проводить входной контроль знаний и умений учащихся к работе. При необходимости  можно провести соответствующую коррекцию знаний.

Важно также осуществление текущего и промежуточного контроля после изучения каждого учебного элемента. После завершения работы с модулем осуществляется выходной контроль. Текущий и промежуточный контроль выявляет пробелы в усвоении знаний с целью немедленного его устранения, выходной контроль должен показать уровень усвоения всего модуля и тоже предполагает соответствующую доработку.

В модульной технологии оценивается выполнение каждого учебного элемента. Оценки накапливаются в ведомости оценок, на основании которой выставляется итоговая оценка за работу над модулем. Точность контроля и объективность играют большую роль. Получить хорошую оценку - одна из мотиваций при модульной технологии. Ученик чётко знает, что его труд оценивается на каждом этапе и оценка объективно отражает его усилия и способности.

Для успешной работы учащихся с модулем учебное содержание должно быть представлено таким образом,  чтобы ученики эффективно его усваивали. Желательно, чтобы учитель через модуль как бы беседовал с учащимися, вызывал каждого на рассуждение, поиск, догадку, подбадривал, ориентировал на успех.

Для реализации принципа обратной связи большое значение имеет структура модуля. Он состоит из выделенных учебных элементов (УЭ) основных и трёх дополнительных: в начале модуль имеет нулевой учебный элемент (УЭ 0), в котором записываются цели модуля, в предпоследнем учебном элементе дано резюме (или обобщение), последний УЭ содержит задания для выходного контроля.

Модуль может быть представлен в виде таблицы, которая наглядно даёт представление о работе, которую необходимо выполнить, для достижения поставленной цели.

4. Общие критерии формирования содержания модуля

Для учителя важно знать общие критерии формирования содержания модуля:

1. Используя модули, можно успешно осуществлять внутрипредметные и межпредметные связи, интегрировать учебное содержание, формируя его в логике содержания ведущего учебного предмета.

2. Другой критерий связан с необходимостью дифференциации учебного содержания. Нижний уровень соответствует обязательному минимуму содержания, высший включает сверх того дополнительные сведения.

3. Важный критерий построения модуля - структурирование деятельности ученика в логике этапов усвоения знаний:

восприятие ----- понимание---- осмысление----запоминание-----применение ------- обобщение ------ систематизация.

И здесь есть возможность осуществлять проблемное обучение.

Модуль должен представлять обчающимся возможность для повторения основного содержания. И это реализуется через учебный элемент- резюме. Хорошо если обобщение сделано не только словесно, но и в форме сравнительных таблиц, графиков, диаграмм.

Данная система обучения гарантирует каждому ученику освоение ФГОС и продвижение на более высокий уровень обучения. Большие у системы и для развития таких качеств личности ученика, как самостоятельность, коллективизм. На занятиях не бывает как правило ни каких проблем с дисциплиной, у детей просто нет времени на шалости.

5. Роль учителя в учебном процессе.

При модульном обучении она принципиально меняется. Задача преподавателя состоит в том, чтобы:

- мотивировать процесс обучения;

- осуществлять управление учебно - познавательной деятельностью учащихся через модули;

- непосредственно их консультировать.

В результате изменения деятельности учителя на уроке меняется характер и содержание подготовки к ним: теперь учитель готовится не к тому, как лучше провести объяснение материала, а к тому, как лучше управлять деятельностью учеников.

Поскольку управление осуществляется в основном через модули, то его задача состоит в грамотном выделении интегрирующих дидактических целей модуля и структурировании учебного содержания сообразно этим целям. Это обязательно приводит учителя к анализу своего опыта, знаний, умений, поиску более совершенных технологий.

Продумывание целей деятельности учащихся, определение программы их действий, предвидение возможных затруднений, чёткое определение форм и методов обучения требуют от учителя хорошего знания своих учеников. В процессе овладения  технологией модульного обучения учителя вырастают профессионально и поэтому процесс овладения теорией и практикой модульного обучения - это путь профессионального самосовершенствования учителя, возможность его самореализации.

6. Условия для перехода на модульное обучение

Для перехода на модульное обучение необходимо создать определённые условия:

1.   Развитие соответствующих мотивов учителей. Большую роль в этом могут сыграть методические объединения, кафедры которые должны сопоставлять уровень удовлетворённости детей и учителей образовательными услугами школы с теми потребностями, которые остаются неудовлетворёнными.

2.   Готовность школьников к самостоятельной учебно-познавательной деятельности - сформировать минимум необходимых для этого знаний и общих учебных умений.

3. Материальные возможности школы в размножении модулей,  так как они только тогда сыграют свою роль, когда каждый ученик будет обеспечен этой программой.

7. Типы учебных элементов модульных программ.

Успех применения модульных программ во многом зависит от качественного содержания модулей первого порядка - учебных элементов, так как именно с этими учебными элементами ученик работает непосредственно. Первым требованием является разнообразие учебных элементов, предлагаемых к исполнению ученику на каждом модульном уроке. Существуют несколько типов учебных элементов, которые выделяются по разным свойствам. Изучение этих типов позволяет глубже понять природу модуля, составлять модульные уроки, используя широкий арсенал учебных элементов. Наиболее часто используются учебные элементы, типы которых выделяют по носителю учебной информации.

Типы учебных элементов на основе особенностей и носителя учебной информации:

 

Тип учебного элемента

Носитель учебной информации

1.

Текстовый

Учебник, дополнительная литература, журналы, газеты.

2.

Картографический

Атласы, карты, планы, картосхемы.

3.

Табличный

Таблицы, графики, блок-диаграммы.

4.

Иллюстрированный

Фото, рисунки, репродукции.

5.

Словесный

Учитель, ученик

6.

Компьютерный

Базы данных

7.

Аудио- видео

Видеозаписи, кино, слайды, аудио-записи, диски.

8.

Натурный

Ландшафты и его компоненты

9.

Смешанный

Носители всех типов или некоторых из них.

 

8. Примеры использования типов учебных элементов в практике учителя географии

Приведу примеры использования этих типов элементов в своей педагогической практике.

1)Текстовый УЭ

Текст, как носитель учебной информации, наиболее часто используется в учебных элементах. Обычно такие УЭ содержат указания: прочитай, выдели главное, составь конспект, пользуясь текстом, составь таблицу, схему.

Пример: УЭ 1

Цель: расширить знания по истории открытия и исследования Южной Америки.

Задание: Прочти текст учебника на стр. 188-192.ответьте на вопросы:

а) Кто первым высказал мысль о существовании материка Южная Америка?

б) Кто четыре плавания к берегам Америки и в 1498 году вступил на материк?

в) Кто из русских учёных установил географические центры древних очагов земледелия и происхождения некоторых культурных растений?

г) Почему современники А. Гумбольдта называли его экспедицию на материк «вторым открытием Америки»?

2)Картографический УЭ

Карты, атласы, планы - компактные и вместе с тем  ёмкие источники информации. С карты можно снять отдельные значки,  составить описание объекта, дать характеристику карт, незаменимы при сравнении регионов, так как позволяют целостно представить территорию или фактор, который картографирует. Учебные элементы содержат указания: определите, установите, измерьте, опишите и т. д.

Пример: УЭ 2

Цель: Называть  озёра Африки, их своеобразие и неповторимость. Показывать на карте, составить схему.

Задание: Используя физическую карту Африки, определи какие озёра материка относятся к сточным, какие - к бессточным. На основе полученных данных в рабочей тетради составь схему «Озёра Африки».

Пример: УЭ 3

Цель: определить протяжённость материка Африка.

Задание: Используя физическую карту Африки, определи протяжённость материка с севера на юг по 20 меридиану и с запада на восток по экватору в градусах и километрах.

3)Табличный УЭ

Табличная форма размещения информации компактна и удобна. При работе с табличными УЭ ученик получает установки, определи, сравни, опиши динамику изменения и т. д.

Пример: УЭ 4

            Цель: Определить особенности естественного движения населения России.

Задание: по данным таблицы 11 (стр.37) определи, как изменились в период с 1926 года по 1993 гг. показатели рождаемости, смертности и естественного прироста.

4)Иллюстрированный УЭ

Пословица гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Иллюстративный УЭ используется для того, что бы составить образное представление об объекте или процессе. В связи с этим наиболее частым является указание к усвоению: опишите, рассмотрите и охарактеризуйте особенности и т.д.

Пример: УЭ 5

Цель: называть особенности природы зоны тундры Евразии

Задание: используя рисунок, определи, какие животные изображены на нём и как они приспособлены к условиям обитания.

5)Словесный УЭ

Словесные методы основные в традиционном образовательном процессе. Так как новые технологии строятся на отрицании традиционного, то словесные методы часто не находят место в этих новациях, что отрицательно сказывается, в частности на модульном обучении. Малая эффективность словесных методов связана с тем, что мозг человека работает в 4- 5 раз быстрее, чем самая быстрая речь; поэтому слушающий время от времени отключается (начинает думать о чём-то своём). На слух улавливается 40-50% информации. Чтобы повысить усвояемость учебного материала, педагоги часто повторяют, приучая тем самым учеников к невнимательности. Логика ребёнка такова: учитель важное ещё раз повторит. Таким образом, традиционная школа отучает детей слушать.

Пример: УЭ 6

Цель: Называть географические объекты открытые Н.М.Пржевальским.

Показывать маршрут путешествий  Н. М. Пржевальского.

Задание: внимательно прослушай сообщение твоего товарища. По ходу рассказа записывай в тетрадь географические названия, а затем нанеси их на контурную карту и начерти маршрут путешествий.

Пример: УЭ 7

Цель: Называть первооткрывателей Южного полюса. Объяснить как происходило открытие Южного полюса.

Задание: прослушайте сообщение. Ответьте на вопросы:

1. Кто соревновался в открытии полюса?

2. Кто был первым,  и почему ему удалось это?

Ответы запишите в тетрадь.

6)Компьютерный УЭ

Если в обучении используется компьютер,  то лучше проводить полностью компьютеризированный урок. В компьютер вводится учебная информация и руководство по овладению ею. Компьютеру частично передаются функции управления познавательной деятельностью. В компьютер может быть введён весь модуль или отдельные УЭ, я использую компьютерные УЭ в основном для выходного контроля по теме модуля и тематического блока модулей.

Пример: УЭ 8

Цель: Проверить свои знания и умения по теме: «Климат».

Задание: выполни на выбор тест «Климат Африки» используя,

Мультимедиа учебник по географии для учащихся 7 классов общеобразовательных учебных заведений.

Авторы учебного материала Душина И.В., Летягин А.А., Пятунин В. Б.

Пример: УЭ 9

Цель: Называть растения и животных по природным зонам Южной Америки..

Задание: распределите растения и животных по природным зонам Южной Америки, используя

Мультимедиа учебник по географии для учащихся 7 классов общеобразовательных учебных заведений.

Авторы учебного материала Душина И.В., Летягин А.А., Пятунин В. Б.

7)Аудио-видео УЭ

Кино и грамзаписи давно используются в учебном процессе. В современной школе появилось видео, что позволяет использовать в процессе урока короткие видео сюжеты. Большая видео информация заложена и в компьютерах, её также можно использовать на уроке в сочетании с компьютерными УЭ. Особенность применения кино- и звукозаписей в модульной технологии определяется целеполаганием. Ученик перед просмотром или прослушиванием знакомиться с целью и заданием, которое он должен выполнить.

8)Натурный УЭ

Эти учебные элементы предполагают овладение знаниями в процессе экскурсий и практических работ на местности, в ходе которых ученик знакомиться с природой или деятельностью человека.

Пример: УЭ 10.

Цель:  определять левый или правый приток реки Которосль.

Задание: 1.Вспомни, как определяются притоки по отношению к направлению течения.

               2. Определи, каким притоком реки Волги  являются река Которосль.

                3. Сделай в тетради схему участка реки, укажи направление течения и подпиши притоки.

9)Смешанный УЭ

Часто при создании учебных элементов используется не один, а несколько носителей информации, поэтому такой УЭ будет смешанным.

Пример: УЭ 11

Цель: выявить основные черты строения земной коры и рельефа Африки.

Задания:

1. По карте «Строение земной коры» определи, в какой части материка расположена Африкано- Аравийская платформа. Какие формы рельефа соответствуют платформе?

2. Прочти текст учебника на странице 121-123.

3. На физической карте материка найди основные формы Африки и нанеси их на контурную карту. Определи высшую точку материка и определи её координаты.

 Формы учебных элементов.

В модульном обучении формы УЭ могут быть самыми разнообразными.

Академический УЭ

Это наиболее распространённая форма УЭ, в которой ставятся познавательные цели, а в инструкции ученику предлагается решение их, используя традиционные методы самообучения. Все выше приведённые примеры - академические УЭ.

Игровой УЭ

В основе данного типа лежит моделирование ситуации лишь в определённой степени связанной с реальностью. В ходе решения игровой ситуации  для повышения эмоционального фона урока  учащиеся могут выполнять ролевую игровую деятельность.

Пример: УЭ 12.

 Цель: совершить воображаемое путешествие по Океании, называть самые интересные достопримечательностями Океании.

Задание: Проложите маршрут для корабля с туристами, которые хотят ознакомиться с самыми интересными достопримечательностями Океании.

(используй учебник, атлас, дополнительную литературу).

В модульном уроке должны сочетаться академические и игровые УЭ: первые предпочтительны для изучения нового материала, вторые - для закрепления и практического применения знаний и умений.

9. Примеры использования типов учебных элементов в практике учителя биологии

Приведу примеры использования этих типов элементов в своей педагогической практике.

1)Текстовый УЭ

Пример: УЭ 1

Прием «Ответь на вопросы по тексту».

Цель: расширить знания о кровеносной системе человека, строении кровеносных сосудов.

Используя со­дер­жа­ние тек­ста «Кровеносные сосуды», от­веть­те на во­про­сы и ре­ши­те задачу.

1) Какие свой­ства ха­рак­тер­ны для артерий?

2) Зная ско­рость те­че­ния крови в аорте, рас­счи­тай­те при­мер­ную ско­рость тока крови в капиллярах, если известно, что сум­мар­ный про­свет ка­пил­ля­ров в 1000 раз больше, чем про­свет аорты.

3) Какое био­ло­ги­че­ское зна­че­ние имеет такая ско­рость кро­во­то­ка для дыхания?

 

КРОВЕНОСНЫЕ СОСУДЫ

Артерии и вены − крупные кровеносные сосуды. Их внутренний слой образован плоскими плотно прилегающими друг к другу клетками. Средний слой состоит из эластичных волокон и гладких мышц. Их сокращение и расслабление влияет на объём крови, протекающей в сосуде. Это обеспечивает приспособленность организма к физическим и психическим нагрузкам. Наружный слой образован соединительной тканью.

Артерии − сосуды, по которым кровь движется от сердца. Самая крупная артерия − аорта, скорость крови в ней примерно 0,5 м/с. Стенки артерий образованы большим количеством эластических волокон и толстым мышечным слоем. На ощупь они плотные и упругие, не спадающие, выдерживают высокое давление крови, которое в спокойном состоянии составляет около 120 мм рт. ст. Артерии разветвляются на более мелкие сосуды − артериолы, плавно переходящие в тончайшие сосуды − капилляры. Стенки капилляров состоят из одного слоя клеток, и через них легко происходит обмен веществ и газов между кровью и тканевой жидкостью.

Из капилляров кровь собирается сначала в мелкие, затем в крупные вены − сосуды, по которым кровь течёт к сердцу. Стенки вен тонки и растяжимы, содержат мало гладкомышечных клеток, поэтому в них накапливается значительная часть крови. Скорость крови в венах нарастает и составляет 6−25 см/с, а давление падает. В стенках крупных вен имеются особые складки − клапаны. Они предотвращают обратный ток крови.

Пример: УЭ 2

Прием «Заполни таблицу».

Цель: расширить знания о строении крови.

Задание: Прочитайте текст учебника 8 класса о составе крови стр.130-132 . Определите на основе предложенной информации признаки для сравнения форменных элементов крови и проведите по ним сравнение, внесите данные в таблицу.

Признаки форменных элементов крови

Форменные элементы крови

эритроциты

лейкоциты

тромбоциты

 

 

 

 

Пример: УЭ 3

Прием «Сконструируй определение».

Цель: Сформулировать определение понятия «фотосинтез»

Учащиеся сами конструируют понятия, сопоставив информацию из нескольких предложений текста ( например, «плодовое тело», «фотосинтез»).

Прочитайте информацию (о процессе, явлении). Найдите ключевое слово (понятие), его толкование и определение, данные в тексте. Внесите информацию в таблицу.

Понятие

Толкование

Определение

Фотосинтез

От греч. «фотос»-свет и «синтез»- соединение

Процесс образования органических веществ из воды и углекислого газа в хлоропластах листьев на свету.

Пример: УЭ 4

Прием  «Установите соответствие».

Цель: Сформулировать определение понятий по теме «Основные свойства живого»

Учащимся предлагается соотнести понятия и определения (например, в теме «Основные свойства живого»).

Пример: УЭ 5

Прием «Составь задание».

Цель: Изучить классификацию плодов растений.

Задание: Учащимся предлагается при изучении раздела темы «Плоды и семена» составить кроссворд. При этом ученик на уроке не обладают достаточным временем и такие задания, чаще всего дают закончить дома, т.к. для проектирования таких заданий ученик должен потрудиться. И это уже не чтение текста, это его осмысление, анализ, связь с пройденным материалом.

Пример: УЭ 6

Цель: Закрепить материал об обмене веществ.

Задание: Вставь­те в текст «Обмен бел­ков» про­пу­щен­ные тер­ми­ны из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня, ис­поль­зуя для этого циф­ро­вые обо­зна­че­ния. За­пи­ши­те в текст

цифры вы­бран­ных от­ве­тов, а затем по­лу­чив­шу­ю­ся по­сле­до­ва­тель­ность цифр (по тек­сту) впи­ши­те в при­ведённую ниже таб­ли­цу.

ОБМЕН БЕЛ­КОВ

Фер­мен­та­тив­ное рас­щеп­ле­ние по­сту­па­ю­щих с пищей бел­ков про­ис­хо­дит в же­луд­ке и тон­ком ки­шеч­ни­ке. Об­ра­зо­вав­ши­е­ся ___________ (А) ак­тив­но вса­сы­ва­ют­ся в вор­син­ки кишки, по­сту­па­ют в ___________ (Б) и раз­но­сят­ся ко всем клет­кам ор­га­низ­ма. В клет­ках с по­сту­пив­ши­ми ве­ще­ства­ми про­ис­хо­дит два про­цес­са: ___________ (В) новых бел­ков на ри­бо­со­мах и окон­ча­тель­ное окис­ле­ние до ам­ми­а­ка, ко­то­рый пре­вра­ща­ет­ся в ___________ (Г) и в таком со­сто­я­нии вы­во­дит­ся из ор­га­низ­ма.

Перечень терминов: а) глицерин, б) аминокислота, в) лимфа, г) кровь, д) синтез,

е) мочевина, ж) распад,  з) глюкоза

2)Табличный УЭ

Пример: УЭ 7

            Цель: Определить особенности размножения рыб.

Задание: Пользуясь таблицей «Размножение рыб» и знаниями из области биологии, ответьте на следующие вопросы.

1) Какой вид рыб имеет наибольший средний диаметр икринок?

2) Представителей какого вида рыб рыбаки вылавливают в неполовозрелом возрасте?

3) Почему при высокой плодовитости численность большинства непромысловых видов остаётся относительно постоянной?

 

Размножение рыб

Название

рыбы

Количество

икринок,

тыс.

Средний

диаметр

икринок, мм

Среднее время

наступления

половозрелости,

лет

Средний

возраст рыб,

выловленных

рыбаками

в разных

водоёмах, лет

Щука обыкновенная

30

2,7

3–4

5

Норвежская сельдь

200

1,3

2–7

8

Треска балтийская

1000

1

5–9

3

Сазан

1500

1

5–6

8

Колюшка

трёхиглая

0,1–1

1,8

1

2

 

Пример: УЭ 8

Цель: Научиться анализировать график. Занимаясь выращиванием овощных растений в теплице,  зная зависимость фотосинтеза от  концентрации углекислого газа  возможно  выращивать здоровые растения.

Задание:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3)Иллюстрированный УЭ

Пример: УЭ 9

Цель: соотносить среду обитания и животных, приспособленных к жизни в данной среде. Задание: используя рисунок, определи, какие животные изображены на нём и как они приспособлены к условиям обитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

Пример: УЭ 10

Цель: Находить признаки сходства и отличия между видоизмененным побегом, и побегом дерева с почками

Задание:

1.На рисунке представлен клубень картофеля 1, который является видоизмененным побегом, и побег дерева с почками 2. Внимательно рассмотрите рисунки.

2. Что объединяет и в чём отличие биологических объектов, изображённых на рисунке? 

 

 

 

 

 

 

 

Словесный УЭ

Пример: УЭ 11

Цель: Называть растения и животных материков Земли.

Задание: прослушайте сообщение. Ответьте на вопросы:

1. Какие животные и растения можно встретить в Южной Америке?

2. Назовите самое высокое дерево Земли. На каком материке его можно встретить?

3) Почему в Китае можно встретить панду?

Ответы запишите в тетрадь.

4)Компьютерный УЭ

Пример: УЭ 12

Цель: Проверить свои знания и умения по теме: «Генетика».

Задание: выполни   тест на тему«Ген и геном человека»,  используя мультимедийное приложение к учебнику В.И.Сивоглазова, И.Б. Агафоновой, Е.Т.Захаровой Общая биология 10-11 класс.

Пример: УЭ 13

Цель: Определите съедобные и ядовитые грибы.

Задание: Выполнить  интерактивное задание «Собери грибы в лукошко». Сложить в корзину только съедобные грибы. используя мультимедийное приложение к учебнику 5 класса.

Ответить на вопрос: Какие ядовитые грибы вы не собрали?

5)Аудио-видео УЭ

Кино и грамзаписи давно используются в учебном процессе. В современной школе появилось видео, что позволяет использовать в процессе урока короткие видео сюжеты. Большая видео информация заложена и в компьютерах, её также можно использовать на уроке в сочетании с компьютерными УЭ. Особенность применения кино- и звукозаписей в модульной технологии определяется целеполаганием. Ученик перед просмотром или прослушиванием знакомиться с целью и заданием, которое он должен выполнить.

6)Натурный УЭ

Эти учебные элементы предполагают овладение знаниями в процессе экскурсий и лабораторных работ, в ходе которых ученик знакомиться натуральными объектами,  с природой или деятельностью человека.

Пример: УЭ 14

Цель: Определять положение стеблей, у разных растений

Задание: используя    гербарные  материалы:  найдите  растения,   имеющие  прямостоячий  стебель,   укажите  особенности  прямостоячих  стеблей.  Сделайте  вывод.

7)Смешанный УЭ

Пример: УЭ 15

Цель: Определить особенности размножения насекомых в зависимости от времени года и природных факторов.

Задания: В таб­ли­це от­ра­же­ны дан­ные из­ме­не­ния сухой массы насекомых (в миллиграммах) в те­че­ние года в эко­си­сте­ме ку­стар­ни­ков в Аргентине. Эти же дан­ные от­ра­же­ны на графике. Изу­чи­те таб­ли­цу и от­веть­те на вопросы.

1. С ка­ки­ми про­цес­са­ми свя­за­ны ко­ле­ба­ния чис­лен­но­сти насекомых?

2. На какие ме­ся­цы при­хо­дят­ся пики размно­жения насекомых?

3. Объясните, по­че­му имен­но так, как отраже­но в таб­ли­це и на графике, ко­леб­лет­ся био­масса насекомых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.1. Формы учебных элементов.

В модульном обучении формы УЭ могут быть самыми разнообразными.

Академический УЭ

Это наиболее распространённая форма УЭ, в которой ставятся познавательные цели, а в инструкции ученику предлагается решение их, используя традиционные методы самообучения. Все выше приведённые примеры - академические УЭ.

Игровой УЭ

В основе данного типа лежит моделирование ситуации лишь в определённой степени связанной с реальностью. В ходе решения игровой ситуации  для повышения эмоционального фона урока  учащиеся могут выполнять ролевую игровую деятельность.

Пример: УЭ 16.

 Цель: составить визитку экосистем, называть самые интересные особенности экосистем.

Задание:  Составьте визитку одной из экосистем, укажите в ней интересные факты, которые должны заинтересовать туристов. (используй учебник, дополнительную литературу).

 

 

 

 


»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн