На данный момент вопрос духовно-нравственного воспитания дошкольников является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Патриотическое воспитание стоит одной из приоритетных задач данного направления. Как нам известно, патриотизм - одно из наиболее глубоких человеческих чувств, закрепленных веками и тысячелетиями. Под ним понимается преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, гордость за их прошлое и настоящее, готовность к их защите. Патриотизм является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активной самореализации на благо Отечества.
Духовно-нравственное воспитание через патриотизм позволяет формировать в дошкольнике с раннего возраста ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.
С помощью патриотического воспитания, как духовно-нравственного направления, возможно укоренить в сознании детей общечеловеческих ценностей, определяющих духовную жизнь нации: семья, родной язык, родина, родная природа, народ, его история, вера, духовная культура в целом. Осознание ценности этих понятий дошкольником является гарантом становления полноценной личности, самодостаточной, способной к познанию переживаниям, преобразованию окружающего мира.
Таким образом, учитывая принципы духовно-нравственного воспитания, стандарты в сфере образования в 2014 году педагогами детского сада № 2 с. Лопатино были разработаны задачи, методы и приемы по реализации данного направления.
На подготовительном этапе нашей работы было проведено анкетирование родителей, которое выявляло приоритеты социальных запросов родителей к результатам воспитания и образования детей в ДОУ. Выяснилось, что на первом месте, по значимости для родителей стоит предшкольная подготовка, на втром- физическое развитие, на третьем-умственное развитие, на четвертом развитие творческих способностей, пятом- развитие социально-коммуникативных навыков и только шестое место среди приоритетов занимает духовно-нравственное и патриотическое воспитание.
Данная расстановка приоритетов показала, что в семьях практически не пропагандируется ни патриотическое ни духовно-нравственное направление. Это обстоятельство не раз доказывалось наблюдениями за поведением дошкольников, где часто прослеживалась я- ориентированное развитие личности, отсутствие идеалов и общечеловеческих ценностей.
Данное обстоятельство, лишний раз доказывает об острой необходимости разработки программы духовно-нравственного воспитания на основе патриотического чувства дошкольника. Педагогами доу№2 были взяты темы по самообразованию, которые раскрывают сущность духовно-нравственного воспитания через средства художественной литературы, воспитание любви к близким в семье и родному селу у детей дошкольного возраста.
Опираясь на теоретические аспекты, педагоги разработали план мероприятий по осуществлению данного направления во всех возрастных группах которые, учитывали основные принципы работы: наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения; вариативный подход. Для реализации программы предполагается использовать следующие методы : наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод используется во время:
- чтения педагогом рассказов;
- экскурсий в картинную галерею;
- наблюдений;
- показа сказок (педагогом, детьми);
- рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
- проведения дидактических игр;
- экскурсий по селу, целевых прогулок;
- моделирования сказок.
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе
- чтения литературных произведений воспитателем;
- чтения стихотворений детьми, воспитателем;
- бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
- ответов на вопросы педагога, детей;
- проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
- сообщения дополнительного материала воспитателем;
- загадывания загадок;
- рассматривания наглядного материала;
- рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
- разбора житейских ситуаций;
- проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;
- чтения литературных произведений родителями.
Практический метод используется, когда необходимо
- организовывать продуктивную деятельность;
- провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
- приготовить с детьми различные блюда (овощной или фруктовый сок, салат)
- оформить коллекцию семян для занятия;
- организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;
- провести экскурсии различной направленности;
- организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;
- изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.
Формы работы с детьми:
- Факультативные занятия, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.
- Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.
- Проведение совместных праздников.
- Просмотр слайд - фильмов, диафильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.
- Экскурсии, целевые прогулки (по городу, району, в областной центр).
- Детская благотворительность.
- Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).
- Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
- Творческие вечера.
- Организация совместного проживания событий взрослыми и детьми.
Все истоки нравственности, морально-этические ценности находятся в семье. Порой они не соответствуют тем требованиям, которые необходимы для воспитания полноценной , гармоничной и духовно-нравственно обогащенной личности ребенка. Поэтому мы вовлекаем родителей в воспитательный процесс образовательного учреждения, проводим обучающие тренинги, творческие встречи. Данные формы работы позволяют нам , педагогам, ненавязчиво предложить родителям переосмыслить их духовно-нравственные приоритеты. Формируют потребность демонстрировать перед своим ребенком такие качества как честность, справедливость, добросовестность, трудолюбие, чувство долга терпимость и преданность своему народу, стране и другие важные нравственные качества. Так на протяжении двух лет на базе группы «Малинка» реализуется проект «Моя малая Родина.», где воспитатели и родители работают в тесном заинтересованном союзе. На базе группы организуются творческие встречи на духовно-нравственные темы, экскурсии, встречи с интересными людьми, конкурсы, спортивные мероприятия.
Невозможно воспитать патриота, гражданина России вне возрождения духовно-нравственного воспитания на основе религии и культурного наследия нашего народа. Мы предлагаем просмотреть интересные презентации, прослушать рассказы художественной литературы о великих людях земли Русской. Тем самым создаем условия для преемственности между поколениями.
В прошлом учебном году, ДОУ посетил настоятель Никольского храма Николай Наумчук. Он побеседовал с детьми на духовные темы, подарил подарки и пригласил посетить церковь.
Прошлый учебный год прошел под лозунгом 70 летия великой победы. Педагогами было проделано много работы по ознакомлению детей с важнейшими событиями великой отечественной войны. Совместно с родителями был собран материал об участниках войны, тружениках тыла, детях войны. Систематизированный материал был оформлен в стенды. На базе подготовительной к школе группы был реализован проект «Поклонимся великим тем годам» направленный на воспитание у дошкольников чувства гордости за свой народ, уважение к его свершениям и достойным страницам истории. Педагоги совместно с родителями постарались донести до дошкольников важность памяти о тех неизвестных подвигах, героями которых стали близкие люди дошкольников. Хочется отметить то, что дети гордились своими родственниками, которые помогли одержать победу в то тяжелое время.
Таким образом, развивая духовную культуру, патриотизм, приобщая родителей и детей к доступной для понимания информации о главных святынях и духовных ценностях России, подвигах героев земли русской мы воспитываем любовь к родине, даем первоначальные понятия о семейных ценностях, уважении к другим народам.
Главный результат, на который нацелена работа педагогов, заключается в усвоении детьми вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении их к добру и неприятии зла.
|