Submitted by Анна Александровна Маряшина on вс, 18/03/2018 - 00:49
Интегрированное занятие по познавательной деятельности
в подготовительной группе
Тема: «Воздух – невидимка»
Цель: Развитие познавательной активности ребенка в процессе экспериментирования с воздухом.
Образовательные задачи:
Расширять представления о свойствах и роли воздуха в окружающем мире. Углублять и систематизировать представления детей о воздухе, как одного из главных факторов, необходимых для существования жизни на Земле.
Показать, где и в каком виде существует воздух в окружающей среде.
Развивающие задачи: Развивать мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями; развивать собственный познавательный опыт, умение сравнивать, обобщать и делать выводы.
Воспитательные задачи: Воспитывать интерес к исследовательской деятельности; бережное отношение к природным ресурсам и к своему здоровью.
Методы и приемы:
практические: эксперимент
наглядные: показ, рассматривание
словесные: рассказ, вопрос
Оборудование: Воздушная игрушка «Воздушинка», салфетки бумажные , веера, пакеты, стаканы пустые, емкость с водой, водолаз из бумаги, трубочки, стаканы с водой. Иллюстрации (карточки) для игры «Добрый и злой ветер», аудиозапись ветра.
- А как вы думаете, что у неё внутри? (ответы детей)
-Подумайте, а нужен ли воздух? Зачем? (ответы детей)
( Воздух нужен, мы им дышим)
-Кто еще дышит воздухом? (ответы детей)
(птицы, насекомые, морские животные, деревья, цветы и т. д.)
- А как можно назвать все это одним словом? (ответы детей)
(живая природа)
- Внутри Воздушинки есть воздух, а внутри нас есть или нет? (ответы детей)
- Давайте проверим?
- Чтобы это проверить, нужно перейти в волшебную лабораторию, где происходят различные чудеса. Чудеса – дело не простое. Чудеса делают настоящие волшебники. А вы хотите стать волшебниками? Становитесь в круг. Воздушинка назначила меня «феей наук», я возьму волшебную палочку, буду говорить слова, а вы выполняйте то, о чем я говорю:
«Чики-чики-чикалочка,
Помоги мне волшебная палочка,
Вокруг себя повернись,
В волшебников превратись!»
(Дети выполняют)
Воспитатель дотрагивается до каждого ребенка, одевает им накидки.
-Теперь вы настоящие волшебники наша комната превратилась в научно-исследовательскую лабораторию.
Опыт №1.
Воспитатель:
- Перед вами стакан с водой и трубочка. (Трубка в стакане с водой) Будем вдыхать носом, а выдыхать в трубочку.
- Что наблюдаем? (ответы детей)Воздух выходит из нас в виде воздушных пузырьков.
- Какой сделаем вывод?
Вывод: У нас внутри есть воздух, мы им дышим
- Откуда же попадает к нам воздух? Где он находится? (ответы детей)( Воздух находится вокруг нас).
- Ребята, как вы думаете, а в стакане есть что-нибудь или он пустой? (воспитатель показывает пустой, прозрачный пластмассовый стакан)
- Посмотрите в него.
Давайте проверим, есть ли что в стакане.
Опыт №2:
Воспитатель:
- У меня отважный водолаз. Посмотрите, из чего я его сделала?
(из бумаги). Он стоит на плоту. Опустим водолаза, вместе с плотом на воду. А теперь накроем водолаза пустым стаканом, и медленно будем погружать стакан в воду. Водолаз будет опускаться все глубже и глубже. Посмотрите он уже на дне.
- Как вы думаете, водолаз будет мокрый или сухой, когда мы вытащим его из воды?
- Медленно поднимем стакан из воды, всплывает и наш водолаз.
- Проверьте, намок он или нет?
- Какой вывод мы сделаем?
Вывод:Стакан вовсе не пустой, его занимает воздух, который не впускает во внутрь воду.
- Вы видите в стакане воздух? (Нет, он невидим)
-Раз воздух мы не видим, попробуем его поймать. Воздушинка принесла нам волшебные пакетики.
- Возьмите их в руки.
Опыт №3:
Ловим воздух. Закручиваем пакет.
Вывод: воздух можно поймать.
- А теперь поиграем с воздухом и пакетиками. Следите за движением вашего пакета.
Физкультминутка «Игра с пакетами»
подкинем пакет вверх и поймаем его внизу
возьмем пакет в правую руку, перекинем через верх в левую руку (наоборот).
покрутим перед собой (внизу, вверху)
Предложить детям присесть.
Воздушинка загадывает загадку:
- Послушайте музыкальную загадку и скажите, что это?
Включить магнитофон, прослушать запись (музыка ветра).
(ответы детей) (ветер, мы услышали звуки ветра)
Воспитатель:
- А можем ли мы увидеть ветер?
- Сам ветер увидеть нельзя, но можно увидеть признаки ветра. Какие? (ответы детей )(Деревья качаются, на воде волны, облака плывут по небу, дым из трубы отклоняется в сторону ветра, зонтик улетает и т. д.)
- А почувствовать ветер можно? (Можно, когда идем по улице, он дует на нас).
- Можно ли создать искусственный ветер? Например, в группе, дома? (Можно, с помощью вентилятора, кондиционера, веера, фена и т. д.)
Опыт №4:
- Возьмите веера. Встаньте парами. Легко помашите друг на друга. Что почувствовали? (Легкий ветерок) Сильно помашем друг на друга. Что чувствуете теперь? (Ветер усилился)
- Так что же такое ветер?
- Оказывается ветер – это движение воздуха (попросить повторить нескольких детей)
- Воздух стоит – ветра нет, движется (например, движение веером) – возникает ветер.
Вывод: ветер – это движение воздуха.
- Предлагаю вам поиграть в игру: «Добрый ветер и злой»
Разделимся с вами на две команды
Есть у меня картинки, на которых нарисованы дела ветра. Одна команда выберет из своих картинок дела только доброго ветра, а другая дела только злого ветра. Картинки надо прикрепить соответственно к портретам доброго и злого ветра.
Проверим, правильно ли вы распределили картинки.
Воспитатель.
- Ну-ка, ребята, подышите своими носиками. Отлично.
- А вот как узнать, что я дышу? Может, я просто рот открываю? (ответы детей).
Опыт №5
- Ребята, поднесите свою ладошку сначала ко рту, затем к носу и подышите. - Что вы чувствуете? (Ответы детей: ладошкам становится тепло от дыхания)
- А теперь, ребята, давайте проверим, как долго мы можем не дышать. Попробуйте ладошкой закрыть рот и нос и не дышать. Что почувствовали? Вывод: человеку долго не дышать невозможно.
- Правильно, без дыхания невозможна жизнь.
Для дыхания воздух должен быть свежим, чистым. Мы вдыхаем чистый воздух – кислород, а выдыхаем использованный – углекислый газ.
- На Земле живет много людей, животных, птиц и всем нужен чистый воздух. А что еще загрязняют воздух? (машины, заводы). Где же взять столько чистого воздуха? Что помогает его очищать? Правильно, ребята, — растения и деревья.
- Растения и деревья тоже дышат, но иначе чем мы. Они поглощают грязный воздух – углекислый газ, перерабатывают его и выделяют чистый воздух – кислород.
-Как называется чистый воздух? (кислород).
- Много нового мы сегодня узнали о воздухе, а теперь я предлагаю вам послушать стихотворение и еще раз вспомнить его свойства.
Дети читают стихотворение:
Ты и легкий, и прозрачный,
И не видим ты нигде,
Ни на улице, ни дома,
Ни на крыше, ни в трубе.
Без тебя не жить природе,
Воздух, воздух, наш дружок!
Побежишь скорей в дорогу,
Превратишься в Ветерок.
И любимые игрушки
Есть у Ветра-Ветерка:
У мальчишке на макушке
Три упрямых волоска,
Скрип разбуженной калитки,
Шелест листьев поутру.
Схватишь ты листок бумаги –
И гоняешь по двору.
Или ласточку поймаешь
И подбросишь в облака.
Вот любимые игрушки
Озорного Ветерка.
Кукла:
- А я хочу вам сделать маленький подарок – свою любимую игрушку - мыльные пузырьки. ( Дети благодарят куклу).