VI региональный Фестиваль проектов "Планета Знаний - 2018"
Пусть не страдают больше люди
В дыму чадящих сигарет.
Науку эту не забудем,
И никотину скажем: нет!!!!
«Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации» (О. де Бальза́к)
1. Название проекта: «Сигарета - беда!»
2. Руководитель проекта: Ульман Вера Трофимовна, учитель, учитель начальных классов МОУ «СОШ №86 г. Саратова»
3. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: окружающий мир (история)
4. Возраст учащихся, на которых рассчитан проект: 8- 9 лет
5. Состав проектной группы: коллектив 2 –в класса, 25 учащихся
6. Продолжительность проекта: 2 месяца, с 02.10.17 по 01.12.17
7. Режим работы: уроки ИЗО, классные часы, внеурочное время
8. Тип проекта:
a) по доминирующей деятельности: информационно-практический
b) по комплексности: групповой, внутриклассный, межпредметный
c) продолжительности: среднесрочный
9. Актуальность проекта:
Природа создала все, чтобы человек был счастлив: деревья, яркое солнце, чистую воду, плодородную почву. И нас людей - сильных, красивых, здоровых и разумных. Человек рождается для счастья, и кажется, нет места в его душе для злого духа и низменного порока. Но некоторые губят свою жизнь. Ее губят и простые люди, и очень талантливые. Перед страшной бедой ни у кого нет защиты. А имя этой беды – курение.
О курении - вредном для здоровья факторе – говорится много. Иногда его мягко называют «вредной привычкой». Никотин нарекли «культурным» ядом. Но именно он, этот «культурный» яд приносит множество бед в семьях, является социальным злом для общества. Более того, в результате вредных привычек сокращается продолжительность жизни, повышается смертность населения, рождается неполноценное потомство. Беспокойство ученых и врачей, вызванное распространением этой пагубной привычки растет, так как пока еще значительное число людей не считает курение вредным для здоровья. Курение - не безобидное занятие, которое можно бросить, без усилий. Это настоящая наркомания, и тем более опасная, что многие не принимают всерьез.
От этого страдает все общество, но в первую очередь под угрозу ставится подрастающее поколение: дети, подростки, молодежь, а также здоровье будущих матерей. Ведь никотин особенно активно влияет на несформировавшийся организм, постепенно разрушая его. Более 40% населения Земли курят. В год от курения умирают 2 500 000 человек, т.е. каждые 13 секунд.
В основном курить начинают молодые люди, подростки 12-15, а то и младше. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить. Значит, вред курения объяснять надо не взрослым, а детям с 8 лет.
10. Цели и задачи проекта:
Ученические: расширить знания обучающихся о правилах здорового образа жизни, рассказать о вреде курения и внести свой вклад в борьбу с этим негативным явлением.
Педагогические:
• Выявить причины вредной привычки;
• Доказать экспериментальным путём наличие в дыму вредных веществ и их накопление в лёгких;
• Доказать губительность никотина для клеток дыхательной системы и всего организма в целом;
• Учить предвидеть последствия вредных привычек для человека;
• Воспитывать активные жизненные позиции негативного отношения к курению;
Формирование УУД
Познавательные УУД: знать пагубность влияния вредных привычек на здоровье человека.
Коммуникативные УУД: умение организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками; умение вести беседу со взрослыми, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные УУД: выработать стойкое неприятие к попытке попробовать покурить, умение определять успешность выполнения своего задания.
Личностные УУД: сохранение жизни и здоровья.
Практическая значимость данного проекта в том, что каждый ученик самостоятельно расклеивает листовки - плакаты в своих подъездах о вреде курения; всем родственникам сможет рассказать о своей агитации. Наконец, сможет прочувствовать, чем в жизни для него и его родных грозит увлечение сигаре
Описание проектной работы.
1. Мотивационный (озвучивание проблемы)
В наш класс в начале учебного года пришёл мальчик, который увлекался курением. Ребята начали вести разговор вначале о странном запахе в кабинете, затем уже о том, что Егор курит. А это уже был сигнал об опасности и появилась проблема: профилактика табакокурения, формирование здорового образа жизни детей. Ведь жизнь – это благо, это дар, который дается человеку лишь однажды. И от него самого, в первую очередь, зависит то, каким содержанием он наполнит свою жизнь.
II. Планирование деятельности.
Для начала работы над проектом я показала детям мультфильм «Трубка и медведь» (экранизация сказки Сергея Михалкова «Как Медведь трубку нашёл»). При обсуждении этого мультфильма был коллективно составлен план дальнейшей работы по теме данного мультфильма. Предлагали различные варианты, но затем пришли к единому мнению, составив «паутинку» предстоящей работы.
Мультфильм
«Трубка и медведь»
|
Историки «Откуда родом табак»
|
Социологи - опрос
|
Медработники
«О страданиях органов»
|
«Сигарета - беда!»
|
Химики - опыты
|
Межрегиональная акция
|
Нет курению!
(рисунок, плакат)
|
Агитационная работа
|
План работы учителя.
Содержание
|
1. Просмотр мультфильма «Трубка и медведь». Планирование.
|
2. Комплектация групп – социологи, историки, химики, медработники, агитаторы.
|
3. Работа группы «Социологов» - опрос учащихся
|
4. Поиск информации «Откуда родом табак» и отчёт «Историков».
|
5. «Подноготная заморского гостя». Отчёт группы «Химиков»
|
6. Рубрика «Курение против организма». Отчёт группы «Медработников»
|
7. Выполнение рисунков «Нет курению», плаката «Мы за чистый воздух»
|
8. Агитационная работа – расклеивание плакатов, агитационных рисунков в подъездах домов.
|
9. Участие в межрегиональной акции «Брось сигарету - получишь конфету!»
|
10. Рефлексия
|
III. Информационно-операционный (выполнение проекта).
Прежде чем приступить к поиску информации, дети провели опрос 4-х классов. Анкета выглядела таким образом:
1. Пробовал ли ты курить?
а) да;
б) нет.
2. Куришь ли ты сейчас?
а) да;
б) нет;
в) иногда.
3. Как ты учишься?
а) отлично;
б) хорошо;
в) удовлетворительно;
г) плохо.
4. Как ты думаешь, в каком возрасте начинают курить современные подростки?
а) с 7 до 10 лет;
б) с 10 до 14 лет;
в) с 15 до 17 лет;
5. Почему курят подростки?
а) считают себя взрослыми;
б) за компанию;
в) ради интереса;
г) свой вариант
6. Курят ли твои родители?
мама __________
папа ___________
7. Как ты относишься к курящим людям?
а) отрицательно;
б) положительно;
в) мне всё равно.
8. Вредит ли курение обществу в целом?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
9. Как на твой взгляд можно избавиться от курения?
Вывод: В опросе приняли участие 49 учащихся 4-х классов нашей школы. По результатам опроса выяснили: курят 29% родителей. Это является плохим примером для детей, ведь 3% учеников 4 классов уже пробовали курить, а 1% из них курят иногда и сейчас.
Работу продолжили на классных часах, слушали отчёт группы «историков», которая работала над темой, откуда родом табак, как он распространялся и об истории борьбы с табакокурением.
Ребята из группы «химиков» подвели итоги опытов:
Опыт 1: Вынимаем из шприца поршень, он нам не понадобится. Аккуратно вырезаем ножом носик шприца, делаем отверстие по размеру сигареты: Вставляем в это отверстие сигарету, поплотнее, чтобы не выпала. В шприц кладем рыхлый комочек ваты. Это будет модель легких. Слишком туго не набиваем, нужно, чтобы проходил воздух. Зажигаем сигарету и резиновой грушей втягиваем воздух из открытого конца шприца — имитируем процесс курения — втягивания дыма в легкие (то есть в вату). Так «скуриваем» всю сигарету (всё это нужно делать в хорошо проветриваемом помещении)
Итог: вата загрязнена, на стенках шприца тонкий слой налёта.
Опыт 2: Теперь готовим слабый раствор марганцовки. Для этого в небольшом количестве воды нужно растворить один кристаллик марганцовки (на кончике ножа): Бросаем в нее «легкие курильщика», то есть использованную вату. Цвет раствора мгновенно меняется: Ну как вам опыт? Наглядно?
Группа медработников подготовила и рассказала материал о «страданиях» органов нашего организма в результате курения и сделала вывод: Не надо начинать курить!
На уроках изобразительного искусства дети готовили листовки и плакаты о вреде курения, которые впоследствии расклеивали в подъездах.
Ежегодно в третий четверг ноября в большинстве стран мира отмечается Международный день отказа от курения. Он был установлен Американским онкологическим обществом в 1977 году. В ноябре 2017 года Клубом "Подросток" (сайт Openclass) была организована VII Межрегиональная акция «Брось сигарету – получи конфету!». Мы приняли участие в этой акции 08 ноября – 01 декабря 2017 - вышли с плакатами во двор нашей школы, удивив при этом прохожих и старшеклассников.
За участие в акции наша команда получила сертификат участников, а для себя дети сделали вывод: «Мы против курения!"
IV. Рефлексивно-оценочный.
На заключительном по теме занятии ребята учились говорить «нет». Для этого разыгрывались различные ситуации:
Ваня: - Ура! Все наши взрослые ушли! А давай попробуем что- либо интересное! Давай попробуем научиться курить.
Аня: - Нет! Что ты! Это же нехорошо!
Ваня: - Мне мой друг Толик говорил, что это не трудно. Зато класс! Сидишь… Куришь… Как взрослый! Давай, Аня! Родители всё равно не узнают. А от одного раза ничего не будет!
(Дети придумывали различные формы отказа).
Затем каждый ученик заполнил отчёт о ходе проекта. В обсуждении были названы трудности, с которыми столкнулись учащиеся: неумение многих детей выступать перед слушателями, нежелание самостоятельно искать информацию; чувство неловкости при расклеивании листовок.
Но в конечном итоге участие в проекте способствовало повышению познавательной активности детей. Они учились планировать свою деятельность, работать сообща не только со сверстниками, но и со взрослыми. Дети получают опыт публичных выступлений, переживают ситуацию успеха. Работа над проектом доставила удовольствие всем участникам. Все пришли к выводу, что курение вредит здоровью человека.
12. Конечный результат:
Источники информации:
-
https://www.youtube.com/watch?v=VDs_IoC5N3k - мультфильм «Трубка и медведь»
-
http://kidschemistry.ru/opyty-o-vrede-kureniya.html - описание опытов.
-
Школьник Ю. Человек. Полная энциклопедия/ Ил. А. Воробьёва, Ю. Золоторёвой, Г. Мацыгина, Ю. Школьник. – М.: Эксмо, 2007. – 256 с.
-
https://yandex.ru/images/search?text=раскраски%20брось%20сигарету%20для%20детей&stype=image&lr=194&source=wiz - Раскраски «Брось сигарету!»
|