Submitted by Елена Юрьевна Подлас on пн, 05/03/2018 - 08:40
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
1. Организационный этап
Приветствует учащихся.
- Сегодня наш урок пройдет в кабинете информатики, т.к. мы выполним работу с помощью компьютера. Нам понадобятся календари погоды и компьютерная программа «Microsoft Exсel»
Приветствуют учителя, рассаживаются по двое за каждый компьютер. Ученики включают компьютеры, открывают программу «Microsoft Exсel»
Коммуникативные УУД: развитие навыков общения
2. Мотивационный этап
Демонстрирует на экране синоптическую карту Камчатского края с прогнозом погоды на дату проведения урока.
- Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? Учитель открывает обратную сторону доски, на которой записана тема урока «Прогноз погоды».
- Что вы уже знаете о прогнозе?
- Отметьте, пожалуйста, на рисунке термометра тот уровень, который соответствует вашим знаниям о прогнозе погоды.
- Что бы вам хотелось узнать нового по этой теме?
Учитель корректирует ответы (цели) учащихся и прикрепляет к доске заранее приготовленные листы А4 с целями урока (Приложение 2)
- Что поможет нам в достижении этих целей?
- О прогнозе погоды
- Из уроков географии 6 класса мы знаем, что такое прогноз погоды, для чего он нужен, какие сведения необходимы для его составления, какие приборы используют для составления прогноза.
Отмечают на изображении термометра линию выше 0°С
- Кто и как составляет прогноз для Камчатского края?
- С какого времени ведутся постоянные наблюдения за погодой на территории нашего края?
- Как называется служба, которая обрабатывает данные наблюдения за погодой и составляет прогноз для Камчатского края?
- Как фиксируются результаты наблюдения?
- Для чего обрабатывают данные о погоде каждого месяца и систематизируют эти сведения?
- А можем ли мы обработать данные календаря погоды, который заполняли на протяжении всего месяца?
- Учебник, наблюдения за погодой, общение между собой, с родителями, информация в Интернете и других источниках
Личностные УУД:
мотивация учения,
смыслообразования («какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на этот вопрос),
нравственно-этического оценивания
3.Процессуально-содержательный этап
- Предвидя желание больше узнать, я попросила вашего одноклассника приготовить сообщение по теме нашего урока.
- На какие вопросы вы уже получили ответы, прослушав выступление вашего товарища?
- Какой цели мы ещё не достигли?
- Я предлагаю вам поработать сегодня синоптиками и обработать данные календаря погоды за март. Работать будем по инструктивной карточке (Приложение 3). Время выполнения работы – 25 минут
Демонстрирует на экране верно выполненные диаграммы (см. документ «Эталон»)
Слушают выступление учащегося с дополнительной информацией к теме урока (2-3 мин.)
- Кто и как составляет прогноз для Камчатского края
- С какого времени ведутся постоянные наблюдения за погодой на территории нашего края?
- Как называется служба, которая обрабатывает данные наблюдений за погодой и составляет прогноз для Камчатского края?
- Как фиксируются результаты наблюдения?
- Для чего обрабатывают данные о погоде каждого месяца и систематизируют эти сведения?
- Хотели попробовать обработать данные календаря погоды за март
Изучают содержание инструктивных карточек, распределяют функции, выполняют задания.
Учащиеся сравнивают свою работу с эталоном. (Самопроверка)
Учащиеся оценивают свою деятельность по алгоритму:
1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель задания).
2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью).
3. Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки).
4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс).
5. Какую себе поставишь отметку?
Личностные УУД: развитие интереса к профессии синоптика, метеоролога, воспитание любви к своей малой родине, к её истории
Коммуникативные УУД: развитие навыков сотрудничества, толерантного отношения к чужому мнению, освоение основных социальных ролей и правил. Развитие умений работы с современными средствами передачи информации – ИКТ-технологиями
Личностные УУД: развитие инициативности
Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, выделение необходимой информации, её количественных и качественных характеристик
Регулятивные УУД: работать по инструктивной карточке, определять последовательность выполнения работы, в соответствии с критериями оценивания.
Регулятивные УУД: сравнение выполненной работы с образцом, умение оценивать степень успешности своей деятельности, осознавать причины успеха или неуспеха, находить способы выхода из ситуации неуспеха
4. Рефлексивный этап
- Назовите тему нашего урока.
- Какие цели к уроку мы ставили?
- Каких целей мы достигли и что помогло в их достижении?
- Каких целей не достигли, что помешало в их достижении?
- Как вам работалось в группе?
- По какому принципу вы договорились о распределении функций?
- Какие трудности возникли при распределении функций?
- Что вы узнали нового на уроке?
- Чему научились?
- Понравилась ли такая форма работы?
- Возникли ли у вас вопросы на будущее?
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?
- Отметьте, пожалуйста, на рисунке термометра тот уровень, который теперь соответствует вашим знаниям о прогнозе погоды.
Учащиеся дают связные ответы на вопросы учителя
Отмечают на изображении термометра линию, соответствующую, по их мнению, уровню знаний.
Коммуникативные УУД: развитие навыков сотрудничества
Познавательные УУД: активизация мышления на основе сравнения
Личностные УУД: формирование нравственно-эстетического отношения к результатам обучения
5. Домашнее задание (по выбору):
1. На основе текста пособия Л.А. Сахно «География Камчатской области» (с. 50 – 53) составить рассказ о климате Камчатского края по плану:
- климатообразующие факторы, определяющие климат нашего края.
- распределение температуры на территории края.
- распределение атмосферных осадков на территории края.
- влияние климата на условия проживания человека на территории нашего края.
2. Составить кроссворд (чайнворд) по теме «Климат Камчатского края».
3. Написать мини-сочинение «Моё любимое время года».
4. Составить памятку о правилах поведении человека на Камчатке при экстремальных погодных условиях.
Сделать подборку пословиц, стихов, песен, народных примет о погоде Камчатки.
Познавательные УУД:
развитие логического мышления, внимательности, наблюдательности, способности анализировать и преобразовывать информацию.
Регулятивные УУД: умение соблюдать меры безопасности в случае стихийных явлений, связанных с погодными условиями
Личностные УУД: воспитание эмоционально-ценностного отношения к родной природе
Приложение 1
Термометр
t°С
50
50
40
40
30
30
20
20
10
10
0
0
10
10
20
20
30
30
40
40
50
50
Приложение 2
Цели урока (каждая из них напечатана на отдельном листе А4):
- Кто и как составляет прогноз для Камчатского края?
С какого времени ведутся постоянные наблюдения за погодой на территории нашего края?
- Как называется служба, которая обрабатывает данные наблюдения за погодой и составляет прогноз для Камчатского края?
- Как фиксируются результаты наблюдения?
- Для чего обрабатывают данные о погоде каждого месяца и систематизируют эти сведения?
- А можем ли мы обработать данные календаря погоды, который заполняли на протяжении всего месяца?
Приложение 3
Инструктивная карточка
Задание №1. Для составления графика хода температуры в программе «Microsoft Exсel» открываем «Лист 1». Заполняем на основе своих данных таблицу «Календарь погоды». Выделяем строчку с температурой. Выбираем команду «Вставка» - «Диаграмма» - «График» - «Далее», подписываем название диаграммы и осей « Готово».
Задание № 2. Чтобы высчитать среднемесячную температуру, нужно выделить за пределами таблицы «Календарь погоды» пустую ячейку, далее выбрать команду «Вставка» - «Функция» - «Среднее значение», в верхней строке появившегося окна выбираем числовой диапазон данных из строки «Температура» - таблицы «Календарь погоды» - «ОК».
Дополнительный вопрос. Вы знаете, что в сентябре и марте угол падения солнечных лучей на широте г. Петропавловска-Камчатского одинаков. Тогда почему у нас в сентябре намного теплее, чем в марте?
Задание № 3. Для составления графика «Роза ветров» в программе «Microsoft Exсel» составляем таблицу:
Направление ветра
Кол-во дней
северный
северо-восточный
восточный
юго-восточный
южный
юго-западный
западный
северо-западный
Затем выбираем команду «Вставка» «Диаграмма» «Лепестковая» «Далее», подписываем название диаграммы и осей « Готово».
Задание № 4. Для составление графика «Диаграмма облачности» посчитаем количество дней с разным видом облачности и в программе «Microsoft Exсel» составим таблицу:
Облачность
Кол-во дней
пасмурно
переменная
незначительная
ясно
Затем выбираем команду «Вставка» - «Диаграмма» - «Гистограмма»- «Далее» подписать название диаграммы и осей « Готово».
После окончания практической работы сохраняем полученные данные, для чего на Рабочем столе создаем папку «Практическая работа по географии. Фамилия, имя учеников, выполнявших работу». В этой папке сохраняем документ для проверки.
Критерии оценивания
Правильность выбора диапазона данных для построения диаграмм.
Наглядность типа диаграммы.
Оформление диаграммы (подписи данных, легенда, заголовок и т.д.)
Размещено Tue, 06/03/2018 - 03:59 пользователем Ирина Юрьевна Воробьёва.
Данный урок соответсвует требованием общеобразовательного стандарта. Вся структура урока соблюдена. Есть интеграция с другими предметами (информатика), есть межпредметные связи. Присутсвие практической части на уроке так же радует.
Комментарий был изменен с момента создания (Irina2010, Tue, 06/03/2018 - 03:59).
Хороший, развернутый урок с четким построением и соблюдением всех критериев ФГОСа. Материал подается доступно, в итоге ученик получает информацию, опираясь на проработанный алгоритм. Материал понятен, доступен, интересен. Использование ИКТ придает уроку разнобразие, ученикам не будет скучно.
Размещено Fri, 09/03/2018 - 07:39 пользователем Елена Николаевна Куркина.
Добрый день. Соглашусь с коллегами, которые уже оставили свои комментарии к уроку. Урок насыщенный, конспект развёрнутый. Особенно хочу отметть пункт "Домашнее задание". Учитель даёт возможность выбора домашнего задания по интересам: кроссворд, народные приметы, памятки и т.д. На следующем уроке одни ответят, а другие узнают что-то новое. Полезно, да и слушать пересказ параграфа не придётся.
Комментарий был изменен с момента создания (Куркина Елена Николаевна, Fri, 09/03/2018 - 07:39).
На: Прогноз погоды, 8 класс
Урок соответствует требованиям ФГОС, четко сткуктурирован, хорошо организована работа в программе «Microsoft Exсel».
Горбунова
На: Прогноз погоды, 8 класс
Данный урок соответсвует требованием общеобразовательного стандарта. Вся структура урока соблюдена. Есть интеграция с другими предметами (информатика), есть межпредметные связи. Присутсвие практической части на уроке так же радует.
Воробьёва Ирина
На: Прогноз погоды, 8 класс
Хороший, развернутый урок с четким построением и соблюдением всех критериев ФГОСа. Материал подается доступно, в итоге ученик получает информацию, опираясь на проработанный алгоритм. Материал понятен, доступен, интересен. Использование ИКТ придает уроку разнобразие, ученикам не будет скучно.
На: Прогноз погоды, 8 класс
Урок соответствует требованиям ФГОС
На: Прогноз погоды, 8 класс
Добрый день. Соглашусь с коллегами, которые уже оставили свои комментарии к уроку. Урок насыщенный, конспект развёрнутый. Особенно хочу отметть пункт "Домашнее задание". Учитель даёт возможность выбора домашнего задания по интересам: кроссворд, народные приметы, памятки и т.д. На следующем уроке одни ответят, а другие узнают что-то новое. Полезно, да и слушать пересказ параграфа не придётся.
Re: На: Прогноз погоды, 8 класс
Согласна с комментариями коллег. Урок интересный, составлен грамотно.
Карташова Ирина