Современные инструменты организации учебной деятельности в условиях реализации ФГОС. Кроссенс.
Submitted by Ольга Александровна Бабаханова on вс, 04/03/2018 - 23:23
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Современные инструменты организации
учебной деятельности в условиях реализации ФГОС.
Кроссенс.
Бабаханова Ольга Александровна,
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ №3
имени Героя Советского Союза
И.В.Панфилова города Петровска
Саратовской области
Адрес: 412540 г. Петровск,
Саратовской области,
ул.Советская, д. 75
Саратов
2018
Современные подходы к повышению эффективности обучения предполагают формирование у школьника положительной мотивации к учению, умению учиться, получать и использовать знания в процессе жизни и деятельности.
Сегодня мы встречаем все больше инструментов организации учебной деятельности в условиях реализации ФГОС, которые позволяют сделать учебный процесс интересным для учащихся. Использование нетрадиционных методов и приемов обучения дают положительный результат. Их использование способствует повышению мотивации к изучению предмета, развивает наглядно-образное мышление, вербальные коммуникативные навыки обучающихся, формирует навыки работы с информацией.
Чтобы развивать в обучающихся креативность, нестандартное мышление, умение отстаивать свою точку зрения, успешно применяется составление кроссенса. Метод развивающей технологии «кроссенс» способствует на основе деятельностного подхода формированию креативности, сотрудничества, коммуникации и критического мышления обучающихся.
Основной смысл создания кроссенса – это загадка, головоломка, ребус, задание, которое предназначено для определённой аудитории. Именно в этом качестве оно интересно нам, педагогам. В первую очередь, как нетрадиционная форма проверки знаний по предмету. Когда образы на изображениях просты и логичны, для разгадки кроссенса нужно лишь знание фактов. В этом случае правильный ответ один и тематика конкретна.
Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку, замкнутую в поле из 9 квадратиков, в которых помещены изображения. Каждое изображение связано с предыдущим и последующим по смыслу. Задача – объяснить кроссенс, составив рассказ по взаимосвязанным изображениям.
Алгоритм создания кроссенса:
1. Определить тематику, общую идею.
2. Выделить 8-9 элементов, имеющих отношение к теме.
3. Сконцентрировать смысл в одном элементе (центр).
Читать кроссенс нужно сверху вниз и слева направо, далее двигаться только вперёд и заканчивать на центральном пятом квадрате. Таким образом, получается цепочка, завернутая «улиткой». Начать можно как с первой, так и с другой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат с номером 5.
Применение кроссенса
Подобранные в определённой логике образы могут быть использованы на любом этапе урока:
- при проверке домашнего задания (с помощью кроссенса рассказать о материале прошлого урока, функция опорной образной схемы);
- для формулировки темы урока, постановки цели урока (найдите связь между изображениями и определите тему урока);
- для раскрытия информационного блока темы, поиска проблемы (виды, причины, черты, последствия чего – либо в образах и символах);
- при обобщении материала, закреплении (кроссенс может состоять из изображений, которые появлялись в ходе урока на разных этапах, учащиеся по ним обобщают материал, делают вывод);
- для организации групповой работы (составление кроссенса на заданную тему из предложенных изображений, сравнение кроссенсов групп);
- для творческого домашнего задания (составление кроссенса в печатном или электронном виде на заданную тему);
- для построения структуры урока (девять элементов кроссенса могут содержать в себе последовательное отражение структуры урока с именем, целью или проблемой в середине).
Можно убрать элементы из кроссенса и предложить учащимся самим решить, что должно быть в 5 квадрате.
Конечно, не у всех учащихся получится составить самостоятельно кроссенс с первого раза, особенно, если у ребёнка слабо развито логическое мышление, если возникают трудности понимания причинно – следственных связей понятия и образа или ассоциации с ним. Но, несмотря на это, даже слабые ребята с удовольствием включаются в работу.
Кроссенс основывается на ассоциациях понятий, событий, явлений и процессов с образами. Этот прием позволяет организовать работу с текстом, рисунками, символами, картами, диаграммами.
Такой прием позволяет создать разноуровневые обучающие задачи и дает возможность продвигаться от одного уровня к другому. Например, на первой ступени учащиеся определяют заданную тему, на второй – решают кроссенс, находя ассоциации между соседними изображениями, на третьей ступени – находят не только соседние ассоциации, но и перекрёстные, на червёртой – определяют объединяющую все образы ассоциацию, на пятой – создают свой кроссенс.
Его применение на уроках способствует:
- развитию логического, образного, ассоциативного мышления, воображения;
- проявлению креативности;
- развитию коммуникативных и регулятивных умений;
- формированию навыков работы с информацией;
- повышению интереса к предмету.
Кроссенс – методический приём, который позволяет на практике воплотить в деятельности учителя смену приоритетов, продиктованных целями современного образования – не научить, а создать условия для самостоятельного творческого поиска ученика.
Список литературы
Марина Никоарэ. Пересечение смыслов … или творим с историей. // Учительская газета, февраль 2012. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ug.ru/method_article/214.
3) признак предмета по действию, проявляющийся во времени;
4) действие, совершаемое или совершенное предметом.
Задание 3
Выберите ряды, в которых находятся НЕ ТОЛЬКО причастия:
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) клееный, ранимый, убитый;
2) хранящий, тоскливый, сделанный;
3) денежный, хриплый, грамотный;
4) громыхающий, написанный, звонивший.
?????
Приложение №2
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ
М. Е. САЛТЫКОВ – ЩЕДРИН
«ПОВЕСТЬ О ТОМ, КАК ОДИН МУЖИК ДВУХ ГЕНЕРАЛОВ ПРОКОРМИЛ»
Цель: подвести учащихся к пониманию идейного содержания сказки Салтыкова – Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
Задачи:
- выявить жанровые особенности произведения
- развивать умения делать выводы из прочитанного;
-развивать умение учащихся давать характеристику героя на основе текста произведения;
- способствовать развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса;
- формирование умения самостоятельно работать в группе, аргументировать свою точку зрения;
- воспитывать интерес к языку и литературе через внимание к художественному слову.
Регулятивные УУД
Самостоятельно формулировать тему, цели урока.
ПознавательныеУУД
1. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения.
2. Устанавливать причинно-следственные связи.
3. Строить рассуждения.
КоммуникативныеУУД
1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.
3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.
4. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Личностные результаты
1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.
2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.
Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая.
Ожидаемый результат: составление характеристик героев «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е.Салтыкова – Щедрина, выявление жанровых особенностей произведения, составление кроссенса.
Используемые технологии: развитие критического мышления через чтение.
Ход урока:
Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, организация урока.
Вызов, актуализация знаний
Ребята, а вы любите загадки? А кроссворды?
Знаете ли вы такую игру, как «Крестики-нолики»? (на доске прикреплен плакат с таблицей, прикрепить название сверху, включить презентацию)
Посмотрите на слайд и вспомните, что вы видите в этих квадратиках?
Что объединяет квадратики и изображения в них?
(Царскосельский лицей, дом, где родился М.Е.Салтыков-Щедрин, годы жизни Салтыкова-Щедрина)
А что еще вы видите?
(памятник вице-губернатору, двух генералов, сказки для детей изрядного возраста, название произведения, мужика)
Что же объединяет все эти изображения? Что бы вы могли поместить в центральном квадратике?
(портрет Салтыкова-Щедрина).
Вы совершенно правы, действительно, все эти изображения связаны с именем М.Е.Салтыкова-Щедрина. Центральный квадрат связан со всеми другими (сказать, как читается кроссенс).А этот волшебный квадрат носит название кроссенс, что в переводе с английского означает пересечение смыслов, это и было первой загадкой, которую мы разгадали на сегодняшнем уроке. Молодцы!
А сказки вы любите? Какие сказки вы знаете?
(Сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки.)
Из 32 сказок 29 были написаны в последнее десятилетие его жизни (с 1882 по 1886 г.), и лишь три сказки были созданы в 1869 г.
Сказки – это итог сорокалетней деятельности писателя, итог всего его творческого пути. В них сплетается комическое и трагическое, сочетаются фантастика с реальностью, широко используется гипербола, гротеск, эзопов язык.
«Мир грустен – и я грущу вместе с ним; мир вздыхает – и я вместе с ним вздыхаю. Мало того, я приглашаю грустить и вздыхать вместе со мною и читателя».
- Как вы понимаете слова писателя?
- Михаил Евграфович – человек, способный грустить и вздыхать вместе со всеми, но мы знаем, что Салтыков-Щедрин – прежде всего сатирик. Кто такой сатирик? (Сатирик - обличитель отрицательных явлений действительности).
Эти отрицательные явления нашли свое отражение в разных по тематике сказках.
Постановка учебной проблемы.
В последние годы своей жизни М.Е. Салтыков-Щедрин создал знаменитые сказки. Сказки этого автора предназначены для «детей изрядного возраста от 7 до 70 лет». Как вы понимаете словосочетание «дети изрядного возраста»?
Как вы думаете, для кого они предназначались?
(Для взрослых)
Что мы знаем по теме урока?
(Прочитали сказку; знаем автора сказки; знаем, что такое сказка )
Прочитайте еще раз название произведения. Что показалось вам необычным?
(жанр: сказка или повесть)
Сформулируйте тему и цели нашего урока, о чём мы будем говорить (Определить жанр произведения. Почему сказка предназначена для взрослых, какие «взрослые вопросы» ставит автор в своём произведении)
ТЕМА. СКАЗКА М. Е. САЛТЫКОВА – ЩЕДРИНА «ПОВЕСТЬ О ТОМ, КАК ОДИН МУЖИК ДВУХ ГЕНЕРАЛОВ ПРОКОРМИЛ»
(записать в тетрадь)
ЦЕЛЬ. ОПРЕДЕЛИТЬ ЖАНР ПРОИЗВЕДЕНИЯ. СРАВНИТЬ ГЛАВНЫХ ГЕРОЕВ СКАЗКИ. НРАВСТВЕННЫЕ УРОКИ ПИСАТЕЛЯ.
Осмысление.
Вы хотели научиться составлять кроссенс, сейчас вы этим и займетесь. (Работа в группах.)
У вас на столах ватманы, ваша задача заполнить словами оставшиеся квадратики. Это будет первый шаг по созданию вашего кроссенса.
1 группа – составление кроссенса «Сказка» (записать все сказочные элементы, слова и выражения)
2 группа составление кроссенса «Повесть»(записать признаки реального)
Давайте сверим свои результаты и посмотрим, смогли ли вы выполнить первый этап по составлению кроссенса. (прикрепить слова на доску)
Вы подобрали слова и выражения, а следующий шаг – это замена словизображениями, их можно найти готовыми или нарисовать самим.
Итак, мы с вами определили черты сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Я надеюсь, что вы со мною согласитесь, что перед нами не обыкновенная сказка, а сатирическая. Так что же такое сатира?
Обратимся снова к тексту и прочитаем эпизод, когда генералы поняли, что они на необитаемом острове. (прикрепить портрет генералов)
( - Господи! Да что же это такое! Где мы! – вскрикнули оба не своим голосом. …..…Делать нечего, пришлось возвращаться на условленное место с пустыми руками. Приходит, а другой генерал уж дожидается.)
Какие отрицательные явления высмеивает писатель в этом эпизоде?
(Лень генералов, необразованность, неприспособленность к жизни, бездеятельность, неумение трудиться)
Такими ли вы представляете себе настоящих генералов? Вспомните,кого вы виделив нашем кроссенсе? (Жуков Георгий Конст., Панфилов И.В.) Соответствуют ли знания генералов их званиям?
- Кто же помог выжить, не умереть с голода генералам?
(Мужик) (прикрепить портрет на доску)
Чтение текста учениками. (Долго они бродили по острову без всякого успеха, но, наконец, запах мякинного хлеба…
… что стал даже в пригоршне суп варить.)
- Чем отличается мужик от генералов? Как он себя ведет?
(спокоен, отдыхает от трудов, редкий умелец, привык к своему рабскому положению, действует по установившемуся порядку вещей, работает на генералов).
Физминутка.
- Как наградили мужика генералы? (найдите и зачитайте ответ в тексте)
- Чем отличается финал этой сказки от народной?
(Добро не победило зло!)
Кто олицетворяет добро, а кто – зло?
- Действительно, в сказке Салтыкова-Щедрина, как ни печально, зло побеждает добро, этим сказка Салтыкова-Щедрина отличается от народной. Мы с вами говорили о том, что автор создал «Сказки для детей изрядного возраста», т.е. для взрослых.
- Почему автор обращается именно к этому жанру? (Цензура).
- Как вы думаете, ребята, так ли были наивны работники цензуры?
- Я зачитаю заключение одного из цензоров того времени: «Намерение господина Салтыкова издать некоторые свои сказки отдельными брошюрами, стоящими не дороже трех копеек, а, следовательно, для простого народа, более чем странно. То, что г. Салтыков называет сказками, вовсе не отвечает своему названию; его сказки – та же сатира, и сатира едкая, направленная против общественного и политического нашего устройства».
- Как вы думаете, почему Михаил Евграфович хотел издать некоторые свои сказки в брошюре, доступной многим? (Сказки любят все, понятны многим).
Итоги, домашнее задание.
Салтыков-Щедрин всего написал 32 сказки. Появилось ли у вас желание прочесть некоторые из них?
Мы вместе с писателем грустили, вздыхали над пороками общества и людей. Нам осталось подвести итоги. Проведем небольшой тест. Я надеюсь, что вы с ним справитесь. Подпишите свою фамилию и приступайте к работе. Если какое-то задание вызовет затруднение, переходите к следующему. У вас 3 минуты.