Официальный сайт interaktiveboard 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Метарпедметный проект как средство формирования ключевых компетенций учащихся при реализации ФГОС ООО

Толстова Екатерина Владимировна

учитель русского языка и литературы

муниципального общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №2

городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области»

городской округ ЗАТО Светлый

E-mail: [email protected]

Метарпедметный проект как средство формирования                 ключевых компетенций учащихся при реализации ФГОС ООО                                (на примере проекта, посвященного проблеме отношения общества         к людям с ограниченными возможностями здоровья)

     Аннотация: В статье рассматривается организация метапредметного проекта (по литературе, русскому языку, МХК, музыке, обществознанию и информатике) : постановка целей, задач, планируемых результатов, вопросов, направляющих процесс обучения, представлены стратегии оценивания проекта, основное содержание его этапов, результаты проекта.

     Ключевые слова: метапредметный проект, люди с ограниченными возможностями здоровья, внешний и внутренний результат проектной деятельности.

     В жизни нас окружают не только здоровые люди, но и люди, чьи возможности здоровья ограничены. Как мы относимся к таким людям? Как мы общаемся с ними? Комфортно ли они чувствуют себя в обществе?

      Заголовки газет, выпуски новостей пестрят сообщениями о грубом и жестоком отношении общества к людям с ограниченными возможностями.

     Почему в нашем обществе имеют место такие случаи? Какими средствами мы, педагоги, можем формировать у наших детей правильное отношение к людям с ОВЗ?

     Мы всерьез задумалась над этими вопросами.

     В это время мы познакомились с творчеством современного автора – Дарьи Вильке. Повесть «Тысяча лиц тишины» нас взволновала, так как в ней поднимается проблема отношения общества к людям с ограниченными возможностями здоровья (главная героиня – слабослышащая девочка Рина).

     Мы решили познакомить своих учеников с повестью Дарьи Вильке «Тысяча лиц тишины» и акцентировать их внимание на проблеме отношения общества к людям с ограниченными возможностями здоровья.  В свете сказанного выше эта проблема показалась нам актуальной. Кроме того, в нашей школе тоже учатся дети с ОВЗ.

     Здесь нам на помощь пришёл метод проектов, основанный на принципе «обучения посредством деятельности». Деятельностный подход в проектном методе нацелен на формирование комплекса мыслительных способностей учащихся (целеполагание, понимание, рефлексия), на развитие их творческих способностей. Благодаря проектному методу достигаются не только предметные, но и личностные, и метепредметные результаты в свете новых требований ФГОС.  

     Участниками проекта стили 10 учащихся 6б класса.

     Итак, работу над проектом «Люди с ограниченными возможностями здоровья – те же люди, только самые, самые…» (по повести Дарьи Вильке «Тысяча лиц тишины»)  ребята, под руководством педагога, начали с определения его целей:

- выработать у детей правильное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья; 

- изменить сложившийся стереотип, что человек с ограниченными возможностями здоровья - неполноценный человек; 

- воспитывать уважительное и гуманное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья. 

     Далее были определены задачи проекта:

- создание условий для творческой самореализации учащихся;

- развитие навыков проектно - исследовательской деятельности;

- развитие коммуникативных навыков через организацию форм совместной деятельности;

- умение получать, отбирать нужную информацию, использовать её для достижения поставленной цели;

- формирование ИКТ- компетентности учащихся.

Также были намечены планируемые результаты обучения

Личностные результаты:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
- формирование целостного мировоззрения, учитывающего социальное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку;
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- владение основами самоконтроля, самооценки;
- умение делать выводы;
-умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- формирование и развитие ИКТ-компетенции.
Предметные результаты (Литература):
- осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;
- понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
- воспитание квалифицированного читателя, способного аргументировать свое мнение как в устной, так и в письменной форме, участвовать в  обсуждении прочитанного;
- овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста.

     После этого педагог продумал вопросы, направляющие процесс обучения.

Основополагающий вопрос:  Как общество должно относиться к людям с ограниченными возможностями здоровья?

     Также были сформулированы проблемные и учебные вопросы.

     Педагог спланировал  оценивание проекта (которое было формирующим и итоговым и включало следующие стратегии: выявление потребностей учащихся, развитие самостоятельности и взаимодействия, проверка понимания, мониторинг процесса и демонстрацию понимания).  

     Площадкой проекта стал гугл-сайт с возможностью совместного редактирования.

     Далее учащиеся вместе с педагогом определили этапы проекта: подготовительный, погружение в проект, основной, итоговый.

Этап проекта

Основное содержание

1. Подготовительный

- Обсуждение вопросов по теме проекта с помощью стартовой презентации.

- Знакомство с планом работы в проекте.

- Участие в анкетировании «Знаю – Умею – Интересуюсь».

- Знакомство с критериями оценивания ученического проекта.

- Начало работы с дневниками самооценивания.

2. Погружение в проект.

Творческие задания и задания, направленные на коммуникацию:

- Чтение и обсуждение повести Дарьи Вильке «Тысяча лиц тишины».

- Написание отзывов по повести.

- Видеоконференция с автором повести (Дарья Вильке родилась в Москве в 1976 году,  окончила факультет психологии и педагогики Московского педагогического государственного университета. С 2000-го года живет в Вене (Австрия), работает референтом в Институте славистики Венского университета и преподавателем русского языка).

- Написание новогодних поздравлений для ребят из школы – интерната для слепых и слабовидящих детей из г. Саратова.

- Встреча по видеосвязи с учащимися школы – интерната.

- Заполнение дневников самооценивания.

3. Основной

- Определение состава групп, ролей учащихся в группах и заданий для каждой группы («Литературоведы», «Искусствоведы», «Социологи»).

- Обсуждение целей работы каждой группы.

- Знакомство с критериями оценивания итоговых продуктов.

- Выполнение поисковой и исследовательской работы в группах.

- Заполнение «Листов продвижения по проекту», «Дневников самооценивания».

- Участие в самооценивании работы группы (Анкета «Один за всех, и все за одного»).

- Публикация  результатов работы на сайте.

- Обсуждение промежуточных результатов по критериям оценки итоговых продуктов.

4. Итоговый

- Конференция учащихся, на которой происходит итоговое оценивание проекта.

- Распространение выводов по проекту в виде буклетов.

- Продвижение идеи проекта с помощью плакатов.

- Рефлексия участников проекта.

 

     Какие результаты проекта педагог считает самыми значимыми? Конечно, важен внешний результат проектной деятельности  учеников, который можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности (чтение и анализ художественных произведений, произведений живописи, знакомство с биографией знаменитых людей, изучение общественного мнения, истории вопроса; знакомство и практическое освоение сервисов веб 2.0). Но более важен  внутренний результат, когда опыт деятельности становится бесценным достижением учащегося, соединяя в себе знания и умения. Этот результат получается при решении той или иной значимой проблемы (в нашем случае проблемы негативного отношения общества к людям с ОВЗ). Участники проекта решили для себя эту проблему, они знают, как нужно относиться к людям с ОВЗ. Они убедительно доказали свою позицию слушателям конференции. Они расскажут о своем опыте родным и друзьям – и это будет ещё одним маленьким шагом к решению большой социальной проблемы.

 

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов:

1. Вильке Д. "Грибной дождь для героя". - М.: "Самокат", 2011
2. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.:АРКТИ, 2003

3. Сайт проекта «Люди с ограниченными возможностями здоровья – те же люди, только самые, самые…» (по повести Дарьи Вильке «Тысяча лиц тишины»). Режим доступа: https://sites.google.com/site/proektpopovestidarivilke/

4. Селевко Г.В.  Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998

5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки  РФ от 17.12.2010 г.  №1897)

 

 


»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Наталия Евгеньевна Грачева

На: Метарпедметный проект как средство формирования ключевых ком


Екатерина Владимировна, огромное спасибо за материал! Тема, которую Вы взяли для обсуждения  сдетьми,  сегодня является одной из ключевых в российском обществе. Внимание к людям с ОВЗ должно воспитывать ся с самого раннего возраста. На эту тему надо гооврить  современными детьми и как можно чаще. Спасибо за идею проведения конференции, посвященной этой проблеме. 



МУНИЦИПАЛЬНАЯ НАУЧНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА

Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн