Толстова Екатерина Владимировна
учитель русского языка и литературы
муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №2
городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области»
городской округ ЗАТО Светлый
E-mail: [email protected]
Метарпедметный проект как средство формирования ключевых компетенций учащихся при реализации ФГОС ООО (на примере проекта, посвященного проблеме отношения общества к людям с ограниченными возможностями здоровья)
Аннотация: В статье рассматривается организация метапредметного проекта (по литературе, русскому языку, МХК, музыке, обществознанию и информатике) : постановка целей, задач, планируемых результатов, вопросов, направляющих процесс обучения, представлены стратегии оценивания проекта, основное содержание его этапов, результаты проекта.
Ключевые слова: метапредметный проект, люди с ограниченными возможностями здоровья, внешний и внутренний результат проектной деятельности.
В жизни нас окружают не только здоровые люди, но и люди, чьи возможности здоровья ограничены. Как мы относимся к таким людям? Как мы общаемся с ними? Комфортно ли они чувствуют себя в обществе?
Заголовки газет, выпуски новостей пестрят сообщениями о грубом и жестоком отношении общества к людям с ограниченными возможностями.
Почему в нашем обществе имеют место такие случаи? Какими средствами мы, педагоги, можем формировать у наших детей правильное отношение к людям с ОВЗ?
Мы всерьез задумалась над этими вопросами.
В это время мы познакомились с творчеством современного автора – Дарьи Вильке. Повесть «Тысяча лиц тишины» нас взволновала, так как в ней поднимается проблема отношения общества к людям с ограниченными возможностями здоровья (главная героиня – слабослышащая девочка Рина).
Мы решили познакомить своих учеников с повестью Дарьи Вильке «Тысяча лиц тишины» и акцентировать их внимание на проблеме отношения общества к людям с ограниченными возможностями здоровья. В свете сказанного выше эта проблема показалась нам актуальной. Кроме того, в нашей школе тоже учатся дети с ОВЗ.
Здесь нам на помощь пришёл метод проектов, основанный на принципе «обучения посредством деятельности». Деятельностный подход в проектном методе нацелен на формирование комплекса мыслительных способностей учащихся (целеполагание, понимание, рефлексия), на развитие их творческих способностей. Благодаря проектному методу достигаются не только предметные, но и личностные, и метепредметные результаты в свете новых требований ФГОС.
Участниками проекта стили 10 учащихся 6б класса.
Итак, работу над проектом «Люди с ограниченными возможностями здоровья – те же люди, только самые, самые…» (по повести Дарьи Вильке «Тысяча лиц тишины») ребята, под руководством педагога, начали с определения его целей:
- выработать у детей правильное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья;
- изменить сложившийся стереотип, что человек с ограниченными возможностями здоровья - неполноценный человек;
- воспитывать уважительное и гуманное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Далее были определены задачи проекта:
- создание условий для творческой самореализации учащихся;
- развитие навыков проектно - исследовательской деятельности;
- развитие коммуникативных навыков через организацию форм совместной деятельности;
- умение получать, отбирать нужную информацию, использовать её для достижения поставленной цели;
- формирование ИКТ- компетентности учащихся.
Также были намечены планируемые результаты обучения
Личностные результаты:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
- формирование целостного мировоззрения, учитывающего социальное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку;
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- владение основами самоконтроля, самооценки;
- умение делать выводы;
-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- формирование и развитие ИКТ-компетенции.
Предметные результаты (Литература):
- осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;
- понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
- воспитание квалифицированного читателя, способного аргументировать свое мнение как в устной, так и в письменной форме, участвовать в обсуждении прочитанного;
- овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста.
После этого педагог продумал вопросы, направляющие процесс обучения.
Основополагающий вопрос: Как общество должно относиться к людям с ограниченными возможностями здоровья?
Также были сформулированы проблемные и учебные вопросы.
Педагог спланировал оценивание проекта (которое было формирующим и итоговым и включало следующие стратегии: выявление потребностей учащихся, развитие самостоятельности и взаимодействия, проверка понимания, мониторинг процесса и демонстрацию понимания).
Площадкой проекта стал гугл-сайт с возможностью совместного редактирования.
Далее учащиеся вместе с педагогом определили этапы проекта: подготовительный, погружение в проект, основной, итоговый.
Этап проекта
|
Основное содержание
|
1. Подготовительный
|
- Обсуждение вопросов по теме проекта с помощью стартовой презентации.
- Знакомство с планом работы в проекте.
- Участие в анкетировании «Знаю – Умею – Интересуюсь».
- Знакомство с критериями оценивания ученического проекта.
- Начало работы с дневниками самооценивания.
|
2. Погружение в проект.
|
Творческие задания и задания, направленные на коммуникацию:
- Чтение и обсуждение повести Дарьи Вильке «Тысяча лиц тишины».
- Написание отзывов по повести.
- Видеоконференция с автором повести (Дарья Вильке родилась в Москве в 1976 году, окончила факультет психологии и педагогики Московского педагогического государственного университета. С 2000-го года живет в Вене (Австрия), работает референтом в Институте славистики Венского университета и преподавателем русского языка).
- Написание новогодних поздравлений для ребят из школы – интерната для слепых и слабовидящих детей из г. Саратова.
- Встреча по видеосвязи с учащимися школы – интерната.
- Заполнение дневников самооценивания.
|
3. Основной
|
- Определение состава групп, ролей учащихся в группах и заданий для каждой группы («Литературоведы», «Искусствоведы», «Социологи»).
- Обсуждение целей работы каждой группы.
- Знакомство с критериями оценивания итоговых продуктов.
- Выполнение поисковой и исследовательской работы в группах.
- Заполнение «Листов продвижения по проекту», «Дневников самооценивания».
- Участие в самооценивании работы группы (Анкета «Один за всех, и все за одного»).
- Публикация результатов работы на сайте.
- Обсуждение промежуточных результатов по критериям оценки итоговых продуктов.
|
4. Итоговый
|
- Конференция учащихся, на которой происходит итоговое оценивание проекта.
- Распространение выводов по проекту в виде буклетов.
- Продвижение идеи проекта с помощью плакатов.
- Рефлексия участников проекта.
|
Какие результаты проекта педагог считает самыми значимыми? Конечно, важен внешний результат проектной деятельности учеников, который можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности (чтение и анализ художественных произведений, произведений живописи, знакомство с биографией знаменитых людей, изучение общественного мнения, истории вопроса; знакомство и практическое освоение сервисов веб 2.0). Но более важен внутренний результат, когда опыт деятельности становится бесценным достижением учащегося, соединяя в себе знания и умения. Этот результат получается при решении той или иной значимой проблемы (в нашем случае проблемы негативного отношения общества к людям с ОВЗ). Участники проекта решили для себя эту проблему, они знают, как нужно относиться к людям с ОВЗ. Они убедительно доказали свою позицию слушателям конференции. Они расскажут о своем опыте родным и друзьям – и это будет ещё одним маленьким шагом к решению большой социальной проблемы.
Список использованной литературы и Интернет-ресурсов:
1. Вильке Д. "Грибной дождь для героя". - М.: "Самокат", 2011
2. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.:АРКТИ, 2003
3. Сайт проекта «Люди с ограниченными возможностями здоровья – те же люди, только самые, самые…» (по повести Дарьи Вильке «Тысяча лиц тишины»). Режим доступа: https://sites.google.com/site/proektpopovestidarivilke/
4. Селевко Г.В. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998
5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897)
|
На: Метарпедметный проект как средство формирования ключевых ком
Екатерина Владимировна, огромное спасибо за материал! Тема, которую Вы взяли для обсуждения сдетьми, сегодня является одной из ключевых в российском обществе. Внимание к людям с ОВЗ должно воспитывать ся с самого раннего возраста. На эту тему надо гооврить современными детьми и как можно чаще. Спасибо за идею проведения конференции, посвященной этой проблеме.