Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 3 г. Аркадака
«Проектная и исследовательская деятельность в работе учителя»
«Проекты и исследования во внеурочной деятельности
учителя русского языка и литературы»
(Из опыта работы)
Автор Михайлова Елена Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ - СОШ № 3 города Аркадака
2018 год
С недавних пор в отечественной психологии стал широко использоваться термин «социализация», заимствованный из зарубежных психолого-педагогических концепций. Так называют процесс усвоения и воспроизводства человеком культурно-исторического опыта (знаний, умений, норм, ценностей, стилей поведения) того общества, к которому он принадлежит.
Особую роль в социализации играет внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность предоставляет возможность самоутверждения, саморазвития в других областях, способствуя успешному личностному становлению, выступая при этом главным средством присвоения воспитанниками социальных ценностей.
Внеурочная деятельность учителей русского языка и литературы позволяет развивать творческие способности воспитанников, формировать художественный вкус, стремление к красоте во всех проявлениях жизни, а также способствует их социализации. В процессе творческой самореализации идет успешное усвоение общечеловеческих ценностей. Появляется стремление и желание знать свой родной край, его культуру, традиции. Формируется позитивное отношение к труду, обществу, Отечеству.
Местный материал очень удобен для анализа, полезен при записи различного рода примеров, в то же время он заставляет учащихся задуматься над многими вопросами жизни, помогает осознать свой гражданский долг и полюбить свой родной край.
Хорошо организованные наблюдения, знание и понимание окружающей деятельности вызывают у учеников потребность высказаться – воспитание и обучение в данном случае взаимодействуют.
Воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну, соотечест- венников, героев-земляков – основная задача, стоящая перед любым учителем. Работа по краеведению – благодатная почва для развития этого чувства.
В каждой семье хранятся письма, фотографии военных лет, боевые награды ветеранов. С годами ряды ветеранов неумолимо редеют, поэтому необходимо сохранить память о них. Учащиеся активно включаются в литературно-краеведческую работу, начиная с истории своей семьи. Сочинения-рассказы о прабабушках и прадедушках, бабушках и дедушках помогают прежде всего укреплению семейных уз.
Работа эта – напряженная, трудная целенаправленная деятельность учащихся и учителя, но приносит она одновременно и огромное удовлетворение. Каждый из ребят, участвуя в литературно-краеведческой работе, сможет реализовать свои знания, умения, творческие замыслы. Познавая родной край, школьники в сотрудничестве с учителем углубляют и расширяют свои знания. Таким образом, у школьников формируется ряд ключевых компетенций:
- умение применять свои знания в решении практических задач;
-умение работать индивидуально и в группе, что, в свою очередь, формирует умение правильно организовывать проектную деятельность.
Предлагая учащимся принимать активное участие в различных конкурсах и олимпиадах, мы углубляем знания учащихся и формируем ключевые компетенции по предмету, так как, работая над различными заданиями, учащиеся расширяют круг вопросов, в которых они становятся хорошо осведомлёнными.
Как известно, одним из критериев успешности деятельности педагога и образовательного учреждения в целом служат победы в соревнованиях, состязаниях, конкурсах, выставках. Вот некоторые результаты моей внеурочной деятельности с учащимися.
Всероссийский конкурс детского и юношеского литературного творчества «Шедевры из чернильницы» :
«Исследование» - Князева Т. «Волшебный мир поэзии В.Шефнера» (2 место, 2013);
Шаталина А. «Злой рок или зловещий заговор в судьбе А.С. Пушкина». (2 место, 2014);
Шаталина А. «Герой без наград». (2 место, 2015);
Амрахова Э. «Поэзия» (2 место, 2015).
В межмуниципальном интернет-проекте «Люблю тебя, мой край родимый», посвящённом Году литературы, 80-летию Саратовской области, приняли участие 7 учащихся, из них 5 победителей и 2 призёра.
Всероссийским центром гражданских инициатив «Идея» в 2015 году проводился конкурс «Салют, Победа!» В номинации «Шли девчата по войне» победителем стала Друзина Т., Бордаченко В., Пашнева А., Кузина Н. – призеры в номинации «Мультимедийные издания».
Всероссийский конкурс литературного творчества в 2016 году «Литературная гостиная» позволил детям представить свои творения в различных направлениях:
- «Я рисую литературу» (Парамонова И. 1 место)
- «Из 21 века в век серебряный» (Клыкова Ю. 1 место, Рагимов В. 3 место, Амрахова Э. 2 место)
В Межрегиональном конкурсе буктрейлеров «С книгой по жизни» Козлова А. заняла 2 место.
В 2016 год в Саратове проходил VI-й региональный форум «Великая Отечественная война: События, люди, факты, оценки». В Региональной конференции. «Великая Отечественная война и ее роль в истории России» Панова А. заняла 2 место ( исследовательская работа «Судьба учителя – фронтовика»).
В 2017 году в областном Фединском фестивале детского и юношеского творчества « Я люблю тебя, милый мой город…» выступили учащиеся нашей школы.
Номинация: Конкурс творческих работ о родном крае «В родном городе легче дышится…»(Лаврухина Д. 2 место)
Номинация: Конкурс эпистолярного жанра «Я к Вам пишу…»(Пашнева А. 3 место)
В ходе занятий во внеурочное время дети учатся не только творчески мыслить, понимать эмоциональное состояние другого человека, овладевать приемами саморегуляции, но и грамотно взаимодействовать в социальной среде, что является важным моментом в адаптации ребенка к условиям окружающей действительности.
Развитие творческих способностей воспитанников приобрело в настоящее время большое социальное значение. Обществу нужны не просто грамотные работники-исполнители, а специалисты, выполняющие работу быстро, качественно, красиво, творчески.
Академик Д. Лихачёв, говоря о значении краеведения и истории в воспитании граждан страны, отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая духовную оседлость, так как если не будет корней в родной местности, в родной стороне – будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати - поле. «Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой. Это – самый массовый вид науки».
Список использованной литературы
- Головня Е. В. Использование краеведческого материала на уроках и во внеурочное время // Молодой ученый. — 2016. — №5.6. — С. 29-31. — URL https://moluch.ru/archive/109/26981/).
|
На: «Проектная и исследовательская деятельность в работе учителя
Елена Анатольевна, спасибо Вам за представленный опыт работы по организации проектной и исследовательской деятельности учащихся.
С уважением, Лариса Михайловна.