Лекция 1. Интернет и авторское право
В современную эпоху, называемую «информационным обществом», мы являемся свидетелями бурного развития интеллектуальной деятельности человека. Эта деятельность имеет значение не только для человека, но и для социального и экономического развития любого государства. Изменяются общественные процессы, в нашу жизнь прочно входят такие понятия, как компьютер, программное обеспечение, Интернет. Библиотеки и архивы уступают место электронным библиотекам, которые создаются повсеместно. Электронные банки данных, содержащие огромное количество произведений литературы, науки, искусства, вполне умещаются на жестком диске компьютера или web-сайте. В нашу жизнь прочно входит Интернет.
Развитие сети Интернет привело к качественному изменению и педагогического ландшафта. Перед образованием стоят задачи формирования личности, конкурентоспособной и успешной в электронной информационной среде. Вполне оправданно, если и поиск решения этих задач мы будем искать в среде информационных, компьютерных и сетевых дисциплин. Одна из основных тенденций развития образования в связи с этим состоит в пересмотре концепций организации учебной деятельности. Среда современных сетевых сервисов открывает перед нами возможность создавать учебные ситуации, в которых учащиеся могут естественным образом осваивать важные навыки классификации. При этом они не просто знакомятся с уже принятыми формами таксономии, но получают возможность увидеть и принять участие в создании совместной общественной классификации. Благодаря этому опыту учителя и ученики понимают как в повседневной культуре, через постоянную практику и повторение многочисленных мелких действий формируются не только единицы знаний, но и системы метасредств, позволяющие классифицировать объекты окружающей реальности.
Интернет - понятие глобальное не только в географическом, но и в социально-правовом смысле этого слова. Он, в той или иной степени, затрагивает самые разные сферы жизнедеятельности современного человека, в том числе и гражданско-правовые отношения.
В связи с доступностью ресурсов в сети Интернет и возможностью легко копировать информацию, как учитель, так и ученик могут легко забыть, что большая часть размещенных там материалов является чьей-то собственностью.
Прежде чем Вы приступите к поиску информации в сети Интернет, важно понять как законно и этично пользоваться электронными медиаресурсами.
Сфера правоотношений, связанных с Интернетом, во многом "пересекается" со сферой регулирования авторского права. Каждый имеет право контролировать, как его оригинальное произведение используется другими людьми, и очень важно понимать и учить школьников правильно пользоваться материалами, защищенными авторским правом.
Авторское право предполагает защиту имущественных и неимущественных прав автора. Неимущественные права – это право на авторство, имя, отзыв, на обнародование и на защиту репутации, и они позволяют удовлетворить моральные интересы автора, не преследуя экономическую выгоду. Имущественные права (copyright) защищают исключительные права автора на произведение – его интеллектуальную собственность. Автор всегда заинтересован в том, чтобы его произведение не стало источником дохода третьих лиц или объектом плагиата.
Авторское право защищает в Интернете дизайн веб-страницы и ее содержание, в том числе: ссылки, оригинальный текст, графику, аудиофайлы, видеофайлы, списки веб-сайтов, составленные организацией или отдельным гражданином.
Не являются объектами авторского права:
- официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы;
- государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и иные государственные символы и знаки);
- произведения народного творчества (фольклор);
- сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер.
Каких правил корректного поведения в отношении авторских прав следует придерживаться при использовании электронных публикаций Интернета?
- Обязательно указывайте имя автора, произведение которого используете, и первоисточник (т.е. полное название и адрес публикации):
-при цитировании;
-при использовании небольших фрагментов публикаций в качестве иллюстраций для дидактических или учебно-методических материалов (текст, аудио-, видеофрагменты, графика), при этом Вы не обязаны получать согласие автора и выплачивать ему авторский гонорар.
- Вы можете копировать (распечатывать на принтере или копировальном аппарате) небольшие по объему электронные публикации, если Вы это делаете для учебных или исследовательских целей, а также для занятий с учащимися в классе.
- Не копируйте элементы дизайна, части или отдельные элементы веб-страниц, если автор сайта не указывает на возможность такого использования.
- Прежде чем ставить постоянную гиперссылку со своего сайта на чужой, желательно предупредить об этом его разработчика.
- Если Вам необходима какая-либо публикация, но на сайте нет указания о том, как ею можно воспользоваться, обратитесь к автору или веб-мастеру сайта для получения специального разрешения.
Если Вы собираетесь опубликовать в Интернете (например, разместить на школьном сайте) свои учебно-методические материалы, то можете защитить свои исключительные авторские права с помощью специального знака авторского права, состоящего из треx элементов:
- ©
- Имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав
- Года первого опубликования произведения
- © Савинкина Светлана Юрьевна 2009
- © School24 2009-2012
Следование закону об авторском праве требует составления списка источников по мере того, как Вы находите и сохраняете изображения, звук, текст. Создание списка источников так же поможет Вам вновь найти необходимый ресурс, если понадобится дополнительная информация. Умением цитировать источники полезно овладеть ученикам любого возраста.
Копируйте и вставляйте адреса веб-сайтов, изображений и другие ссылки в Список информационных ресурсов по мере их нахождения. Ниже приведены варианты оформления ссылок на традиционные документы на печатной основе, электронные ресурсы на компакт-дисках и ресурсы сети Интернет.
Примеры:
1. Веб-документ:
Смольникова И. А. Рабочий конспект для внедряющих информационные технологии в школе [Электронный ресурс]. - Центр «Информика». Режим доступа: http://www.informika.ru/text/school/its.html (18 фев. 1999).
2. Электронная почта:
Виктор Кривощеков «[email protected]» О конкурсе ThinkQuest в России. Личная переписка (12апр. 2002).
3. Телеконференции (Usenet newsgroups):
Розина И. Н. . Вопросы для преподавателей, осуществляющих дистанционное обучение с использованием компьютерных телекоммуникаций в России и США. 7 янв. 1999. - GROUP emissia.offline, ART 629 (18 фев. 1999)
4. FTP:
Mukhtarin, Eugene Верстка учебных материалов (теория и практика) v.0.4.6, 1999. -ftp http://www.citforum.ru pub/os/verstka.zip (23 Feb. 1999).
5. Изображение:
Винни-Пух: http://a4.sphotos.ak.fbcdn.net/hphotos-ak-snc6/189751_141231295943447 _100001697338915 _263641_4177158_n.jpg
Для более четкого представления об авторском праве на объекты интеллектуальной собственности в Интернете предлагаем Вам познакомиться со следующими сайтами:
http://www.russianlaw.net – «Право и Интернет»
http://www.copyright.ru –«Авторское и смежное право»
http://www.copyrighter.ru – «Защита авторского права»
|