Подготовила: Магина Н. В.,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Гуманитарно-педагогический лицей»,
МОГО «Ухта», Республика Коми
Свой доклад я бы хотела начать с фрагмента рецензии, написанной одной из учениц 8 класса нашего лицея в рамках проекта, о котором далее и пойдёт речь. Когда на одном из последних занятий ребята представляли свои проектные работы и мы услышали эту рецензию, мне пришла в голову мысль, что сюжет книги напоминает мне ситуацию, сложившуюся в школе. Вот этот фрагмент: «Роман «Дающий» английской писательницы Лоис Лоури написан в нестандартном для детской литературы жанре антиутопии. Главный герой книги – 11-летний мальчик по имени Джонас, который живёт в коммуне. В коммуне есть каждому своё Предназначение: в течение 11 лет старейшины следят за детьми, наблюдают, к чему у них есть навыки. А потом, по достижении 12 лет, они объявляют тебе, КТО ТЫ, на торжественной Церемонии. Джонас не догадывался о своём Предназначении, он не мог даже и подумать, КЕМ ОН СТАНЕТ… ».
Наверное, не случайно девочке, которую можно назвать очень способной, высокомотивированной ученицей, понравилась эта книга. Скорее всего, ей, как и большинству современных подростков, не очень хочется, чтобы кто-то, учитель или родитель, определил за неё её будущее. И этот конкретный, живой пример заставляет меня как педагога задуматься о том, как, видя в ребёнке определённые способности и ожидая от него результатов, организовать с ним работу без навязывания собственных интересов, учитывая его личные образовательные потребности. А ведь именно этого от нас требует современный подход к образованию.
ФГОС направлен на «обеспечение условий создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности». В «Требованиях к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования» ФГОС ООО сказано: «Условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать для участников образовательного процесса возможность развития личности, способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных и талантливых, через организацию учебной и внеурочной деятельности, социальной практики, общественно-полезной деятельности, систему кружков, клубов, секций, студий».
Создать социальную ситуацию развития учащихся позволяет технология проектной деятельности, являющаяся одной из базовых технологий нового стандарта. Овладение навыками проектной деятельности относится к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы, в которой проектная деятельность понимается как «особая форма учебной работы, способствующая воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности».
Для достижения данных метапредметных результатов я выбрала форму социального проекта. «Социальный проект — сконструированное инициатором проекта нововведение, целью которого является создание, модернизация или поддержание в изменившейся среде материальной или духовной ценности, которое имеет пространственно-временные и ресурсные границы и воздействие которого на людей считается положительным по своему социальному значению».
Опыт организации социального проекта у меня был ещё до введения ФГОС ООО. В 2013-2014 учебном году я разработала программу проектной деятельности в рамках спецкурса «Литературная студия, или Чтение с увлечением».
Спецкурс рассчитан на 12 часов. Цель спецкурса – погрузить обучающихся в проблему падения интереса к чтению и мотивировать их на создание проектного продукта, позволяющего решить эту проблему.
Спецкурс призван решить следующие учебные задачи:
- изучить социокультурную ситуацию в современной России и проблему массового чтения;
- изучить виды и правила печатной рекламы;
- изучить газетно-журнальную разновидность публицистического стиля речи;
- изучить правила написания и оформления сценария.
Спецкурс позволяет развивать:
- навыки сотрудничества, работы в группах;
- навыки самоорганизации, самоконтроля и взаимоконтроля;
- творческие способности обучающихся;
- лидерские качества обучающихся.
Воспитательные задачи спецкурса:
- мотивировать обучающихся на активную гражданскую позицию;
- поддерживать и укреплять интерес к художественной литературе.
Учебные темы, в рамках которых осуществляется проектная деятельность на спецкурсе, - «Публицистический стиль речи», «Литература и общество», «Драматические жанры литературы».
Социально значимая проблема, решению которой способствует данный спецкурс, - это проблема падения интереса к чтению в среде подростков.
На этапе «погружения в проект» обучающиеся знакомятся со статистическими данными Центра социологических исследований Юрия Левады:
«Знаете ли вы, что…
37% взрослых россиян не читают газет.
Журналы сегодня не читают 54% взрослого населения России.
46%взрослых россиян не читают книг.
Доля людей, не покупающих книги, составляет 55% взрослых россиян.
64%взрослых россиян стали за последние 10–15 лет читать книги меньше.
Еще 16%опрошенных вообще не читали и не читают книг.
Средний балл российских учащихся по читательской грамотности - 459 баллов по 1000-балльной шкале. Российские учащиеся занимают 41-43 место среди 65 стран» (по данным 2008 года).
Далее учитель помогает учащимся выйти на социально значимую проблему. Для этого на занятии организовано обсуждение следующих вопросов: читать для вас важно? почему важно много читать? почему люди стали меньше читать? Выходим совместно на основополагающий вопрос проекта: как сделать важное для тебя важным для всех? И на проблемный вопрос: как увлечь подростков чтением художественной литературы?
Учащиеся предлагают возможные варианты решения проблемы и в зависимости от этого выбирают ведущий вид деятельности по привлечению внимания к чтению (реклама, пропаганда, анализ и критика, творчество и т.д.). По ведущему виду деятельности учащиеся объединяются в группы по желанию. В рамках спецкурса мы остановились на 3 возможных группах: «Пропагандисты» (активная реклама чтения), «Комедианты» (театрализованные представления), «Критики» (отзывы и рецензии). Не исключалась возможность и индивидуальной работы.
Возможные виды проектного продукта, которые были названы учащимися разных групп, таковы: 1) листовки, брошюры, буклеты, плакаты; классные часы, беседы, игры, акции («Пропагандисты»); 2) журналы, газеты; отзывы, рецензии («Критики»); 3) спектакли, инсценировки, литературно-музыкальные композиции («Комедианты»).
В результате работы спецкурса появились игра-квест для 5 классов «Книгер», аудиоспектакль по мотивам комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» и рецензия на роман «Дающий» английской писательницы Лоис Лоури, опубликованная затем в школьной газете «Лицеист», с цитирования которой я и начала статью.
Спецкурс «Литературная студия» стал основой для разработки программы курса проектной деятельности для учащихся 5 классов в нынешнем 2017-2018 учебном году. Безусловно, работа была скорректирована с учётом возрастных особенностей учащихся и количества часов (программа рассчитана на 35 часов). Больше времени выделено на подготовку к изготовлению проектного продукта, на планирование. Подготовительный этап занял всё первое полугодие. В результате были сформированы группы, составлены планы – общие, групповые, и личные, каждого участника группы, группы стали собирать портфолио проектов, была проведена промежуточная защита проектных идей. Учащиеся выбрали самые разные виды проектных продуктов: видеоролики-буктрейлеры, книги комиксов, игры-«ходилки», книжные закладки, стенгазеты, викторины. Сейчас идёт этап изготовления продукта.
Немаловажным этапом проектной деятельности является апробация проектного продукта. Очень важно донести до учащихся мысль о том, что сам по себе проектный продукт не имеет ценности, если он никаким образом не приблизил его автора к решению исходной проблемы. Необходимо не только его изготовить, но ещё и проверить, насколько он эффективен. Поэтому перед изготовлением проекта учащиеся знакомятся с критериями качественного проектного продукта (актуальность и новизна, практическая направленность; объём и полнота, законченность; уровень творчества, оригинальность; грамотность и качество оформления).
Технология проектной деятельности неприменима без реализации этапа оценивания. Проект предполагает использование различных видов оценивания (самооценивание, взаимооценивание, наблюдение, экспертиза). Для оценивания деятельности я использую листы самооценки, проверочные листы, листы наблюдений, карты «ЗИУ», рекомендуемые для организации проектной деятельности программой Intel ® «Обучение для будущего» (курс «Метод проектов»).
Конечным этапом проектной деятельности пятиклассников будет представление проекта на занятии курса и – по рекомендации учащихся и учителя – на лицейской конференции «Шаг в науку».
Привлекать внимание к социально значимой проблеме падения интереса к чтению, несомненно, чаще всего приходится на уроках литературы. Это позволяют сделать краткосрочные проекты, занимающие 1-2 урока. Одним из примеров подобных мини-проектов, которые могут вырасти в большое и полезное дело, стал урок литературы «Календарь природы» в рамках изучения темы «Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века». Тема предполагает обзорное изучение лирики и очень благодатна для организации проектной деятельности. Проблемную ситуацию на уроке создают примеры из жизненного опыта: часто строчки из стихотворений нам знакомы, а их авторов мы вспомнить не можем. Одним из эффективных способов запоминания фактов является их наглядное изображение, визуализация. Очень удобной для этого формой является в данном случае календарь – постоянно в поле зрения человека. На уроке с учащимися мы изготовили в группах страницы календаря, отталкиваясь от того, какое время года и даже месяц года изобразил в стихотворении автор. Ребята изготовили макеты страниц, заполнив их подходящими изображениями, текстовыми блоками со стихотворениями, информацией об авторе и о самом стихотворении. Такая работа может иметь продолжение во внеурочной деятельности, если кто-нибудь из ребят заинтересуется такой формой привлечения внимания к чтению.
Интерес к проектной технологии у меня как у учителя прежде всего сохраняется из-за того, что на таких занятиях ты, учитель, идёшь за учениками, а не наоборот. Если бы не спецкурс «Литературная студия», я, наверное, и не узнала бы о книге, ученическую рецензию на которую я процитировала в начале выступления. Хочется надеяться, что подобные социальные проекты вернут хорошим книгам их молодых читателей.
Список использованной литературы.
1. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс] /. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: https://минобрнауки.рф/документы/938, свободный
2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования [Электронный ресурс] /. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: https://минобрнауки.рф/документы/938, свободный
3. Курбатов, В.И. Социальное проектирование /В.И. Курбатов; О. В. Курбатова. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
|