Трудный подросток – это учащийся, у которого в течение длительного времени наблюдается одна или несколько проблем в социально-эмоциональной, учебной и мотивационно-волевой сферах.
У таких детей возникают проблемы в обучении; во взаимоотношении со сверстниками; во взаимоотношении с родителями; отклонения в поведение, в том числе различного рода зависимости; комплексные проблемы.
Их проявлением может быть нарушение поведения (от замкнутости до агрессии); эмоциональное неблагополучие (плаксивость, вспышки гнева и т. д.); пропуски уроков без уважительной причины; нарушение общепринятых норм поведения (совершение противоправных действий).
Важное условие предупреждения возникновения у подростка серьезных социально-эмоциональных проблем и попадания его в "группу риска" – правильно организованная досуговая деятельность, которая может включать в себя: посещение кружков и секций (как в школе, так и за ее пределами); внеклассная деятельность в школе; экскурсии; посещение выставок, музеев, театров и т. д.; туристические походы; участие в работе детских и подростковых общественных организаций в школе и за ее пределами.
Алгоритм работы с учащимися «группы риска» (Презентация)
Работа классного руководителя по выявлению «трудных» учащихся.
Шаг 1. Выяснить, кто из ребят относится к «группе риска, по какой причине.
Шаг 2. Выяснить в каких условиях и семьях проживают эти дети.
Шаг 3. Обратиться к школьному психологу для оформления запроса по работе с такими детьми (психолог должен дать рекомендации).
Шаг 4. Составить карту учащегося.
Шаг 5. Определить формы работы с такими учащимися.
1. Каждому классному руководителю необходимо:
- составить план работы по профилактике безнадзорности и правонарушений, в который должны быть обязательно включены: индивидуальные и групповые профилактические беседы, игры, родительские собрания, посещения на дому, педагогические диагностики и т.д.;
- вести дневник классного руководителя, где на каждого ребенка выделена отдельная страница, на которой фиксируется вся работа, проводимая с ребенком и его родителями
Если данная работа не приносит положительного результата, то встает вопрос о постановке ученика на внутришкольный профилактический учет.
Решение об этом принимает Совет профилактики школы.
2. Причинами постановки на внутришкольный профилактический учет могут быть:
- нарушение Устава школы;
- систематическое невыполнение домашнего задания;
- отказ от работы на уроке;
- нарушение дисциплины на уроке;
- прогулы учебных занятий;
- драки, грубость, сквернословие;
- курение;
- употребление спиртных напитков;
- совершение правонарушений с доставкой несовершеннолетнего в органы милиции;
- совершение преступления;
- систематическая порча государственного и личного имущества;
- издевательство над учащимися другой национальности, вероисповедания, цвета кожи, над маленькими или более слабыми учащимися;
- единичные случаи нарушения общественного порядка в школе, в результате которого возникла угроза жизни другого человека;
- совершение несовершеннолетними правонарушения, за которое установлена административная ответственность.
3. Постановка на учет возможна:
- по заявлению классного руководителя;
- по заявлению администрации школы;
- в результате совершения несовершеннолетними деяния, за которое установлена административная ответственность;
- в результате совершения несовершеннолетними деяния, за которое установлена уголовная ответственность.
4. Предоставление документов для постановки на учет.
- Заявление классного руководителя
- Характеристика на учащегося
- Акт посещения на дому
- Информация о профилактической работе с несовершеннолетним
- Выписка оценок за текущую четверть
Родителям отправляется уведомление о приглашении их на заседание Совета профилактики. Если родители не явились, то вопрос все равно рассматривается на заседании.
Школьный Совет профилактики разрабатывает план профилактической работы с данным несовершеннолетним.
Если несовершеннолетний ставится на учет по неуспеваемости, то для него может быть разработано индивидуальное расписание дополнительных занятий.
На учащегося заводится учетная карточка.
5. Результаты работы Совета профилактики безнадзорности и правонарушений.
Обо всех результатах контроля классный руководитель ставит в известность родителей.
Если в результате профилактической работы с несовершеннолетним и его семьей делается вывод о необходимости особой психологической помощи, председатель Совета профилактики обращается с запросом о психологической помощи в психологическую службу школы или района.
Если пишется заключение, что несовершеннолетнему необходимо всестороннее обследование, родителям предлагается обратиться в школьный консилиум с целью создания индивидуального маршрута психолого-медико-педагогического сопровождения.
Если родители отказываются письменно от помощи, предлагаемой школой, то школьный Совет выносит решение об обращении с ходатайством в Комиссию по делам несовершеннолетних.
6. Снятие учащегося с внутришкольного профилактического учета.
Для того, чтобы снять с учета в результате положительной работы необходимо в школьный Совет предоставить:
- Заявление классного руководителя
- Характеристику на несовершеннолетнего
- Информацию о проделанной профилактической работе с указанием достигнутого результата
- Выписку оценок из классного журнала.
В помощь классному руководителю
Приложение 1
Психолого-педагогическая карта учащегося
Ф.И.О.___________________________________________________
Школа, класс ____________пол ________________
Классный руководитель ____________________________________
Качества личности
|
|
|
3
|
2
|
1
|
0
|
-1
|
-2
|
-3
|
|
|
- учеба
|
|
1 сильный ученик
|
|
|
|
|
|
|
|
1. слабый ученик
|
|
2. учится с интересом
|
|
|
|
|
|
|
|
2.учебой не интересуется
|
|
3. много читает
|
|
|
|
|
|
|
|
3.читает мало
|
|
4. есть учебные интересы, связанные с ориентацией на будущую профессию.
|
|
|
|
|
|
|
|
4. учебных интересов, связанных с ориентацией на будущую профессию нет.
|
|
- поведение
|
|
1. покладистый
|
|
|
|
|
|
|
|
1. упрямый
|
|
2. дисциплинированный
|
|
|
|
|
|
|
|
2. недисциплинированный
|
|
3. отсутствуют конфликты с учителями
|
|
|
|
|
|
|
|
3. частые конфликты с учителями
|
|
4. отсутствуют конфликты с учениками
|
|
|
|
|
|
|
|
4. частые конфликты с учениками
|
|
5. спокойный, уступчивый, доброжелательный стиль поведения
|
|
|
|
|
|
|
|
5. агрессивное поведение
|
|
6. усидчивый
|
|
|
|
|
|
|
|
6. гиперактивный
|
|
7. легко поддается воспитанию
|
|
|
|
|
|
|
|
7. трудновоспитуемый
|
|
3. общественная активность
|
|
1. высокая
|
|
|
|
|
|
|
|
1. низкая
|
|
2.хороший организатор
|
|
|
|
|
|
|
|
2. слабые организаторские способности
|
|
3. высокая инициативность
|
|
|
|
|
|
|
|
3. низкая инициативность
|
|
4. лидерские позиции
|
|
|
|
|
|
|
|
4. ведомые позиции
|
|
5. пользуется высоким авторитетом, уважением среди одноклассников
|
|
|
|
|
|
|
|
5. низкий авторитет среди одноклассников
|
|
6. охотно выполняет общественные поручения
|
|
|
|
|
|
|
|
6. Не охотно выполняет общественные поручения
|
|
4. общение в школе
|
1. имеет много друзей, пользуется популярностью в школе
|
|
|
|
|
|
|
|
1. непопулярен в школе
|
2. отсутствуют недоброжелатели, недруги
|
|
|
|
|
|
|
|
2.многие одноклассники
недолюбливают
|
3. любит быть на людях, ищет новых друзей
|
|
|
|
|
|
|
|
3. замкнутый, общается с узким кругом людей
|
4. не боится выступать перед людьми в незнакомой обстановке
|
|
|
|
|
|
|
|
4. робкий, застенчивый
|
5. открытый
|
|
|
|
|
|
|
|
5. скрытный
|
6. отзывчивый
|
|
|
|
|
|
|
|
6. черствый
|
7. ориентируется на общественное мнение
|
|
|
|
|
|
|
|
7. озабочен мнением окружающих о себе
|
8. является опорой педагогов, положительно влияет на учеников
|
|
|
|
|
|
|
|
8. дурно влияет на учеников
|
5.некоторые специфические личностные особенности
|
1. спокойный, уверенный
|
|
|
|
|
|
|
|
1. тревожный,неуверенный
|
2.переоценивает, завышает свои силы
|
|
|
|
|
|
|
|
2.недооценивает, занижает свои силы
|
3. честолюбив, тщеславен
|
|
|
|
|
|
|
|
3. скромный, незаметный
|
4. вызывает симпатию
|
|
|
|
|
|
|
|
4. не вызывает симпатию
|
6. общение в семье
|
1.Атмосфера в семье дружеская, теплая
|
|
|
|
|
|
|
|
1.Атмосфера в семье недоброжелательная, конфликтная
|
2. Близкие, доверительные отношения
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Отчужденные отношения
|
3. Хорошее взаимопонимание с родителями
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Плохое взаимопонимание с родителями
|
4.Строгий, жесткий контроль за поведением ребенка
|
|
|
|
|
|
|
|
4.Слабый контроль за поведением ребенка
|
5. Большая самостоятельность
|
|
|
|
|
|
|
|
5.Ограничение самостоятельности
|
6. Родители охотно сотрудничают с учителями
|
|
|
|
|
|
|
|
6. Родители вступают в противоречия с учителями
|
|
3
|
2
|
1
|
0
|
-1
|
-2
|
-3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Акт
обследования жилищно-бытовых условий несовершеннолетнего
Нами___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Обследованы жилищно-бытовые условия__________________________________________ _____________________________________________________________________________
Проживающий______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Обследованием установлено, что семья состоит: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Санитарное состояние__________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Условия жизни________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Взаимоотношения в семье, характеристика родителей_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отношение родителей к воспитанию_____________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заключение_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подписи лиц, проводивших обследование:
|