Проект исследовательский "НОТНЫЕ ЗНАКИ НА ПИСЬМЕ или ТОРМОЗА ДЛЯ РЕЧИ"
Самсонова Ольга,
ученица 11 класса
МБОУ "Золотухинская СОШ"
с.Золотуха , Астраханская область
Руководитель: Самсонова Светлана Владимировна
ЭТАПЫ ПРОЕКТА:
1. Вхождение в тему. 1 - 31 января 2018 года.
Список изученной литературы
Граник Г. Г., Бондаренко С. М. Секреты пунктуации. – М.: Просвещение, 1986. ; Каневский А., О пользе знаков препинания. М, «Планета», 2010
2.Обобщение знаний о знаках препинания. 1 –20 февраля 2018 года.
список изученной литературы:
1.Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык: Учебник / Под редакцией Н.С. Валгиной. -- 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 2002.
2.Граник Г.Г. , Бондаренко С.М.,Знаки препинания.М., НПО Образование, 1998
3. Систематизация знаний о знаках препинания. 1 –20 февраля 2018 год.
Практическая часть. Опорная таблица "Функции знаков препинания"
Функции знаков препинания
изображение на письме
|
названия знаков препинания
|
Что отражает
|
предназначение
|
Условия постановки
|
примеры
|
.
|
точка
|
законченную мысль
|
для членения текста на отдельные единицы высказывания
|
пишущий хочет сказать: «Я сообщил вам всё, что считал нужным.
|
Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России.
|
…
|
многоточие
|
недосказанность прерванность мысли
|
подчеркивает неисчерпанность передаваемого содержания
|
Пишущий хочет сказать «Я сообщил вам ещё не всё, что знаю. Подумайте сами, что можно добавить к сказанному
|
А теперь вся задача гиганта- как бы умереть прилично. Хотя никому до этого дела нет…
|
!
|
восклицательный знак
|
эмоциональную напряженность речи.
|
Передаёт соответствующую интонацию
|
Пишущий стремится придать своей речи эмоциональную окрашенность
|
О, как Базаров посмеялся бы над ним, если б он узнал, что в нем тогда происходило!
|
,
|
запятая
|
границы смысловых отрезков, которые осложняют простое предложение.
Разграничение простых предложений в составе сложного со значением перечисления
|
Для членения текста на значимые в грамматическом и смысловом отношении части Позволяет выделять в предложении особо значимые части
|
«Я ещё не закончил своё сообщение, читайте дальше».
Запятыми выделяются обособленные определения и обстоятельства (в т.ч. причастные и деепричастные обороты), вводные слова и предложения, обращения, междометия, уточняющие и пояснительные члены предложения
|
Темная, мягкая ночь глянула в комнату с своим почти черным небом, слабо шумевшими деревьями и свежим запахом вольного чистого воздуха.
Изобразив на лице своем презрительную насмешку и отпуская ядовитые замечания, он дерзко поглядывал кругом и, казалось, чувствовал истинное наслаждение.
Однажды, года три тому назад, ему пришлось ночевать на постоялом дворе в отдаленном уездном городе.
Одно пошлое ее отталкивало, а в пошлости никто бы не упрекнул Базарова.
|
;
|
Точка с запятой
|
Членение текста на значимые в смысловом и грамматическом отношении части
|
ставится между простыми предложениями в составе сложного бессоюзного со значением перечисления, если в одном из простых предложений уже есть запятая
|
«Я закончил существенную часть своего сообщения. Вам уже есть над чем подумать. Однако я сообщил ещё не всё, читайте дальше».
|
Прошло минут пять; в соседней комнате слышался шелест и шепот.
|
:
|
двоеточие
|
границу между двумя простыми предложениями
перечисляются однородные члены
При этом обобщающее слово включает в себя все лексическое значение ряда однородных членов, которые его конкретизируют
разделение слов автора текста и прямой речи.
|
для разделения простых предложений в составе сложного
для отделения обобщающего слова от однородных членов
разделяет слова автора и собственно прямую речь.
|
«Я собираюсь пояснить сделанное сообщение, указать причину».
после обобщающего слова перед однородными членами
предложение состоит из слов автора текста и прямой речи
|
Я ничьих мнений не разделяю: я имею свои.
С Фенечкой ему не удалось проститься: он только переглянулся с нею из окна
Слуга, в котором все: и бирюзовая сережка в ухе, и напомаженные разноцветные волосы, и учтивые телодвижения, словом, все изобличало человека новейшего поколения, посмотрел снисходительно.
Вдруг лицо его изменилось ,и , обернувшись к Аркадию, он, как бы с смущением, проговорил: «Одинцова приехала».
|
_
|
Тире
|
всевозможные пропуски
значения условия, времени, сравнения, следствия, сопоставления в БСП
Отделение однородных членов от обобщающего слова
конец чужих слов и начало высказывания, указывающего на того, кто является их автором.
Начало реплики при передаче диалога.
|
|
тире употребляется на месте пропуска связки между подлежащим и сказуемым (неполнота информации)
Это бессоюзное сложное предложение, состоящее из двух простых, представляющих законченные высказывания. Вторая часть указывает на следствие (результат).Первая часть бессоюзного сложного предложении имеет значение времени или условия, вторая часть указывает на следствие, результат, содержание частей противопоставлено.
после однородных членов предложения перед обобщающим словом
|
Акация да сирень- ребята добрые.
В теперешнее время полезнее всего отрицание -мы отрицаем.
Базаров вскочил в тарантас, уткнулся головой в кожаную подушку- и оба экипажа покатили.
Я согласен с Евгением, -отвечал он.
|
( )
|
Круглые скобки
|
Высшую степень выделенности, граничащую с полным выключением конструкции из состава предложения
|
Позволяют выделить дополнительные сообщения
|
В предложении есть слова и сочетания, грамматически не связанные с членами предложения
|
Она по-прежнему сидела возле сына( в карты она не играла), по-прежнему подпирая щеку кулачком, и вставала только затем, чтобы велеть подать какое-нибудь новое яство.
|
« »
|
кавычки
|
данное высказывание (законченное или часть его) принадлежит какому-либо лицу
слова употреблены в необычном, условном или ироническом значении.
|
для выделения цитат, «чужой речи»
|
Предложение представляет собой прямую речь, переданную от лица ее автора.
|
Базаров постоял перед дверью и вдруг воскликнул: «Фу-ты, черт! Как красиво и как глупо!»
Один старик Прокофьич не любил его, с угрюмым видом подавал ему за столом кушанья, называл его «живодером» и «прощелыгой.
|
?
|
Вопросительный знак
|
обозначает вопросительную интонацию,
|
Для завершения вопросительного предложения
|
В предложении содержится прямой вопрос.
|
Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна?
|
4. Практическая часть. 1 –20 февраля 2018 года.
Сочинение-рассуждение по предложенному высказыванию Н.С.Валгиной «При помощи тире передается высокая эмоциональная нагрузка, психологическая напряженность».
Начнем с того, что создавая любой текст и записывая его на бумагу, мы часто оказываемся перед выбором: какой пунктуационный знак следует поставить в том или ином случае. Иногда случается, что обосновать выбор знака препинания невозможно, руководствуясь только правилами пунктуации. Условия выбора пунктуационного знака диктует нам смысл предложения. Его величество «Смысл» заставляет нас порой идти вопреки принятым правилам. Но именно этот ход позволяет передать особую интонацию и эмоциональность речи. Обратимся к примеру из текста Татьяны Толстой :"От кино я именно и жду полного преображения, окончательного обмана — «чтоб не думать зачем, чтоб не помнить когда».
Предложения благодаря наличию в них тире становятся экспрессивными, а выраженное в них действие - динамичным. Вот как звучат предложения , в которых Татьяна Толстая использует тире: "Это — счастье. Это — кино."
Удивительное дело, но в иных случаях тире, кажется, приостанавливает речь, будто готовит к какому-нибудь чрезвычайному и неожиданному слову или действию. Подобный пример мы можем найти в тексте Татьяны Толстой :"Стрекотание проектора, удар луча — и всё, понеслось. "
Тире- это не просто черта, иногда это …спасательный круг, помогающий понять смысл предложения. Тире само по себе является выразителем какого-то сильного эмоционального состояния. Чтобы убедиться в этом, обратимся к предложениям 25,26, 27 в тексте Т.Толстой . "Театр не скрывает, что всё, что вы видите, — притворство. Кино притворяется, что всё, что вы видите, — правда. Театр — для взрослых, кино — для детей."
Фраза- жизнь. В ней своя неизбежность.
Частый гость- отчаянный знак-
Помогает постичь безнадежность.
В строке-тире, а в сердце- кулак.
Н.С. Валгина , несомненно, права. Тире придает письменной речи своеобразный пульс, создает неповторимый ритм. Это знак жестокой страсти, знак надежды, знак, связывающий наши мысли воедино. В.И.Даль в своем Толковом словаре дает ему очень точное описание « Один из знаков препинания на письме, черта (-), будто бы писатель призадумался тут или требует догадки, дополнения, пропуска».
5.Информационная пропаганда. 1 –20 февраля 2018 года.
|