Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения ребенка имеющего затруднения в эмоциональной сфере (агрессивное поведение)
Трушина Л.А., Желткова А.Д.
ПЕТЯ 4 года
Индивидуальный маршрут рассчитан на 6 месяцев.
1) При проведении психодиагностического обследования используется следующий психодиагностический инструментарий:
Для родителей
- Опросник эмоциональной стороны детско-родительских взаимоотношений
- Анкетирование, беседа
Для ребенка:
- Проективная методика «Кактус» Цель – выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии и тревогиПроективный рисунок «Дерево» Цель: определение личностных особенностей ребенка
- Методика «Секрет» Цель: определение социального статуса в группе
2) Определение целей и задач, а так же путей их достижения
Цель: Создание условий способствующих позитивной социализации агрессивного дошкольника, а именно условий для развития эмоционально-волевой и коммуникативной сферы ребенка.
Задачи:
- Расширить знания ребенка о чувствах и эмоциях, способах их выражения, обогатить словарь ребенка за счет слов, обозначающих эмоции, чувства и настроения.
- Развитие умения опознавать собственные эмоции и чувства; формирование навыков адекватного эмоционального реагирования на совершенное действие или поступок
- Обучать ребенка распознавать эмоциональное состояние другого человека, учить принимать позицию другого человека,
- Обучение навыкам сотрудничества друг с другом, развитие коммуникативной компетенции.
- Способствовать развитию произвольной саморегуляции.
- Расширение спектра поведенческих реакций
3) Представление воспитателя на ребенка дошкольного возраста
(для психолого-медико-педагогической комиссии)
Фамилия, имя, отчество ребенка Пётр Ж.
Дата рождения ___12. 06. 2013г___
Наименование образовательного учреждения МБДОУ «Детский сад №38»
Группа общеразвивающей направленности для детей от 4 до 5 лет
Цель обращения в городскую психолого-медико-педагогическую комиссию
Определение образовательного маршрута
Сведения о семье: Полная, социально благополучная. В семье преобладают дружеские взаимоотношения. В связи с профессиональной занятостью родителей ребёнок испытывает дефицит внимания.
Физическое развитие (группа здоровья, как часто болеет, аппетит, сон и т.д.)
Частоболеющий простудными заболеваниями. Аппетит_у ребёнка плохой. Сон - неспокойный,
Поведение в группе и общение с взрослыми (понимание требований воспитателя, поведение на занятиях и в играх с детьми).
Интереса к занятиям не проявляет, на занятиях неусидчив, внимание неустойчивое, часто переключается на другое действие, быстро утомляется. Петя не старается довести начатое дело до конца, часто нарушает последовательность действий.
Сформированность игровой деятельности (сюжет, роли, содержание, длительность, предпочтения, играет один, в паре, коллективно)
Поведение ребёнка неустойчиво. Хотя он имеет представления об отдельных правилах культуры поведения, привычка самостоятельно следовать им не сложилась, часто поведение определяется непосредственными побуждениями. В игре отдает предпочтение шумным и подвижным играм, при этом к лидерству не стремиться. Испытывает затруднение при организации и развитии сюжетной линии игры. Отдаёт предпочтение непродолжительным, предметно-действенным играм с малой подгруппой сверстников.
Состояние знаний ребенка по разделам программы (знания об окружающем, математические навыки, рисование, трудовое обучение, какие затруднения испытывает в обучении)_Не сравнивает предметы по величине. Затрудняется в соотнесении предметов с их количеством. Испытывает затруднение при составлении описательного рассказа. Не классифицирует предметы по обобщающим понятиям. Испытывает затруднение в определении левой и правой стороны.
Отношение к занятиям (какие занятия предпочитает, устойчивость внимания, нуждается ли в помощи, заинтересованность в выполнении заданий, понимание сложных многоступенчатых инструкций, отношение к неудачам)
Предпочитает занятия по физической культуре и конструированию. На занятиях внимание не устойчивое, нуждается в частой помощи. Не запоминает многоступенчатую инструкцию. Заинтересованности при выполнении задания не наблюдается. К неудачам относится бурно (крик, плач, агрессия)._
Работоспособность (как включается в работу, переключаемость с одного вида деятельности на другой, темп работы, когда наблюдается спад работоспособности)
Включается в работу не сразу, быстро утомляется. Испытывает затруднение при распределении и переключении внимания. Ошибается на протяжении всей деятельности. Работает медленно.
Социально-бытовые навыки (самообслуживание, помощь воспитателю и детям, опрятность). Испытывает затруднение при застёгивании пуговиц, чист, опрятен и аккуратен. Культурно-гигиенические навыки развиты в соответствии с возрастом..
Состояние общей и мелкой моторики (координация движений, ведущая рука, владение ножницами, карандашом, кисточкой) Координация движений соответствует возрасту. Ведущая рука правая, недостаточная координация пальцев. Слабо владеет ножницами.
4) Определение содержания, форм работы, оценивания результата
Психолого-педагогическое сопровождение
- Проведение для родителей семинаров-практикумов: «Эмоции ребенка», «Агрессия, и что с ней делать»,
- Индивидуальные консультации с родителями (беседы, анкетирование).
- Приобщение родителей к жизни сада.
- Обучение родителей эффективным способам взаимодействия с ребенком.
Программа построена с точки зрения удовлетворения ведущей потребности возраста - развитие эмоциональной и коммуникативной сфер. Программа построена в соответствии с лексическими темами, принятыми в детском саду.
Оснащение занятий:
- предметные игрушки,
- доска, цветные мелки
- карандаши, краски, бумага,
- наглядный материал (картинки с эмоциями и т.п.)
- строительный материал;
- ковер
- аудиотека
Содержание занятий направлено на оказание помощи ребенку в распознавании и назывании своих чувств, эмоций, состояний; на создание условий для понимания и принятия многообразия собственного поведения и поведения окружающих людей.
4) Предполагаемый результат
- Ребенок умеет определять по картинке эмоциональное состояние человека; понимает эмоциональную экспрессию;
- В словарном запасе присутствуют слова обозначающие эмоции и их оттенки.
- Способен, объяснить, что может вызвать данную эмоцию.
- Изменение социального статуса в лучшую сторону.
5) Интеграция с другими специалистами:
Задача психолога:
- Разработка программы для агрессивных детей по развитию эмоционально-волевой и коммуникативной сферы.
- Разработка семинаров-тренингов для специалистов ДОУ, целью которых является расширить спектр теоретических знаний, относящихся к направлению педагогической работы, связанной с эмоциональным развитием детей старшего дошкольного возраста.
- Проведение консультаций и разработка рекомендаций для специалистов по возникшим трудностям. Помощь в подборе литературы, игр и сказок и наглядного материала (по теме дружбы.)
- Разработка и проведение тренингов для родителей по вопросам развития эмоционально-волевой сферы дошкольников
- Интегрированные занятия с учителем-логопедом
Задачи учителя-логопеда:
- Активизировать мимическую мускулатуру
- Формирование эмоциональной лексики, состоящей из слов оценок квалифицирующих вещь; предмет, явление лексически с положительной или отрицательной стороны;
- Формирование эмоциональной лексики, состоящей из слов, передающих эмоциональное отношение путем морфологических преобразований.
Задачи воспитателя:
- Обучение дошкольников использованию речевых штампов, облегчающих коммуникацию.
- Развитие дружеских отношений в группе (путем чтения литературы, просмотра мультфильмов, пословиц, бесед). Разработка кодекса дружбы.
- Обучение взаимовыручке, проявлению желания считаться с мнением сверстников и взрослых. Обучение действовать социально приемлемыми способами.
Задачи музыкального руководителя:
- Ознакомление с эмоциональными состояниями через восприятие музыкальных произведений.
- Формирование интонационной стороны речи.
|