Проект «Индивидуальный маршрут психологического сопровождения
ребенка с эмоциональным нарушением»
Цель психологического сопровождения:
Создание комфортной среды, соответствующей индивидуальности ребенка и обеспечивающей психологические условия для успешного развития его личности.
Задачи:
- Установить причины эмоционального нарушения ребенка.
- Скорректировать детско-родительские отношения.
Предполагаемый результат:
- Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в области выявленной проблемы.
- Снижение у ребенка эмоциональных проявлений, связанных с возможной
материнской депривации.
Содержание и субъекты сопровождения (ребенок, родитель, педагог)
Субъект сопровождения
|
Содержание работы
|
Ребенок
|
- наблюдение за поведением ребенка в группе детского сада с целью установления взаимоотношений со сверстниками и воспитателями;
- диагностика эмоциональной сферы ребенка, детско-родительских отношений;
|
Родитель
|
- первичная беседа (сбор анамнеза);
- анкетирование (цель: изучение стратегии воспитания);
- консультирование в области безопасного поведения ребенка на улице; о влияние материнской депривации;
- рекомендации по окончании обследования ребенка (в печатном виде);
|
Воспитатель
|
- первичная беседа (сбор информации о проблеме);
- консультирование в области безопасного поведения ребенка на улице; привлечение ребенка в разные виды деятельности в группе и на улице.
- рекомендации в печатном виде.
|
- ФИ ребенка БС возраст 6,7 лет
- Период сопровождения март – апрель 2017 года
- Диагностический этап (сбор анамнеза, подбор методик, проведение исследования)
- предварительная беседа с родителями ребенка, воспитателями;
- подготовка диагностического материала: Дорофеева Э.Т. «Исследование эмоционального состояния», «Кактус», Орехова О.А. «Домики», методика Рене Жиля, тест «Кинетический рисунок семьи»;
- диагностическое исследования ребенка.
- Предварительное заключение для ПМПк.
по результатам проведенного
психолого-педагогического исследования
1 Ф.И. БС, девочка возраст 6,7 лет
2 Причина исследования проблемы поведения и воспитания, исследование внутрисемейных отношений (запрос администрации)
3 Диагносты (Ф.И.О., должность по месту работы) педагог-психолог Фролова Н.С.
4 Сроки проведения исследования: апрель 2017 г
5 Используемые методы:
- предварительная работа: наблюдение за ребенком, беседа с родителями, воспитателями.
Название шкалы
|
Автор, название теста
|
Исследуемая функция
|
Фактор, влияющий на результат
|
Эмоциональное состояние
|
Дорофеева Э.Т. «Исследование эмоционального состояния»
|
Оценка эмоционального состояния ребенка
|
Физическое и психологическое состояние ребенка
|
Эмоциональное состояние, агрессивность
|
«Кактус»
|
Оценка эмоциональных состояний ребенка, наличие агрессивности, ее направленность и интенсивность
|
Физическое и психологическое состояние ребенка
|
Эмоциональная сфера (личностные предпочтения и деятельностные ориентации)
|
Орехова О.А. «Домики»
|
Оценка эмоциональной сферы ребенка в части эмоций социального генеза, личностных предпочтений и деятельностных ориентаций
|
Физическое и психологическое состояние ребенка
|
Личностные особенности ребенка
|
Методика Рене Жиля
|
Исследование межличностных отношений ребенка, его социальной приспособленности и взаимоотношений с окружающими
|
|
Индивидуальный стиль поведения, переживание и реагирование в значимых ситуациях
|
Тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС)
|
Прогноз индивидуального стиля поведения, переживания и аффективного реагирования в значимых и конфликтных ситуациях, выявление неосознаваемых аспектов личности
|
|
6 Результаты:
По результатам проведенного диагностического исследования получились следующие результаты.
При исследовании эмоционального состояния ребенка на начало обследования выявлено состояние функциональной напряженности, настороженности.
Ориентировочные реакции характеризуются повышением внимания, активностью, встречаются в тех случаях, где требуются проявления подобных качеств. Оптимальный вариант функциональной системы. У девочки зафиксировано нейтральное эмоциональное состояние.
По результатам методики «Кактус» у ребенка присутствует неуверенность в себе, агрессивность, демонстративность (открытость), интровертность. У девочки отсутствует стремление к домашней защите. Присутствует чувство одиночества и агрессия, направленная на внешний мир.
По результатам методики «Домики» было выявлено компенсируемое состояние усталости. Самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счет периодического снижения активности.
Эмоциональное состояние ребенка в норме. Девочка может радоваться и печалиться, поводов для беспокойства нет.
Выявлена недостаточная дифференциация социальных эмоций, что указывает на деформацию в сфере познания (скука-восхищение) и в сфере базового комфорта (горе воспринимается как позитивное чувство).
Выявлено негативное отношение ребенка к одному из воспитателей (затаенная обида) и своим одногрупникам (ссора, конфликт).
По результатам методики Рене Жиля мама для девочки – значимый взрослый. Отношение ребенка с обоим родителям адекватное. Девочка очень любознательная, обладает качествами лидера, общительная, но при этом имеет мало друзей. Социальная адекватность поведения в норме.
По результатам рисуночного теста стало ясно, что девочка хотела бы как можно больше времени проводить с мамой (рисовала с комментариями).
По результатам наблюдения за ребенком и бесед с мамой ребенка была выявлена возможная материнская депривация и отсутствие у ребенка страха самосохранения.
Выводы: Дефицит внимания, заботы и любви со стороны родителей (возможная материнская депривация); отсутствие у ребенка страха самосохранения.
7 Рекомендации
Дата 19 апреля 2017 г. Подпись
|