Индивидуальный маршрут
психологического сопровождения ребенка с эмоциональным нарушением
- Ф.И. Б.К. Возраст: 11 лет
- Период сопровождения: сентябрь-декабрь 2017 г.
-
Диагностический этап:
- Сбор анамнеза (изучение личного дела, медицинской карты, беседа с педагогами и родителями): ученица обучается в нашей школе с октября 2017 г. Со слов классного руководителя на уроках устно практически не работает, хотя девочка способная, все домашние задания и письменные работы выполняет на «4» и «5». Девочка дисциплинированная, все поручения выполняет, но сама инициативы никогда не проявляет. Ведет себя слишком скованно и зажато, будто всё время чего-то боится. Если с чем-то не может справиться, плачет. Из беседы с мамой выяснилось, что семья неполная, девочка является поздним единственным ребенком в семье. Отца девочка никогда не видела. Мама всё решает за девочку, контролирует каждый шаг, решает с кем дружить, а с кем нет. Одну дочь никогда никуда не отпускает, объясняя это тем, что это слишком опасно, и она будет переживать. За плохие оценки мама девочку наказывает (чего-то лишает – телефона, телевизора и т.д.).
- Выдвижение гипотезы: высокая тревожность.
-
Подбор методик:
- «Шкала личностной тревожности» А.М. Прихожан;
- «Тест школьной тревожности» Б.Н. Филлипса;
- Методика «Радости и огорчения»;
- «Кинетический рисунок семьи» Р.Бернса, С.Кауфмана.
- Проведение исследования.
- Заключение по результатам обследования (приложение 1).
- Цель психологического сопровождения: снижение личностной и школьной тревожности.
-
Предполагаемый результат:
- Снижение личностной и школьной тревожности до уровня возрастной нормы;
- Повышение самооценки;
- Развитие коммуникативных навыков.
- Содержание и субъекты сопровождения (приложение 2).
Приложение 1
Заключение
по результатам проведенного
психолого-педагогического исследования
- Ф.И. Б.К. Возраст: 11 лет
- Причина исследования: снижение успеваемости
- Диагност: Шибанова Екатерина Сергеевна, педагог-психолог
- Сроки проведения исследования: 18.01-23.01.2018 г.
- Используемые методы:
- Наблюдение в урочной и внеурочной деятельности;
- «Шкала личностной тревожности» А.М. Прихожан;
- «Тест школьной тревожности» Б.Н. Филлипса;
- Методика «Радости и огорчения»;
- Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейна.
- «Кинетический рисунок семьи» Р.Бернса, С.Кауфмана.
- Результаты.
Результаты наблюдения
Внешний вид и поведение во время наблюдения: опрятный внешний вид, одежда чистая, волосы убраны, на парте тоже порядок. На уроке отвечает редко, сама руку не поднимает, все письменные задания выполняет, не отвлекается, дисциплину не нарушает. На перемене сразу готовится к следующему уроку, потом сидит за своей партой, разговаривает с двумя одноклассницами.
Характеристика эмоционально-волевой сферы: с незнакомыми людьми вступает в контакт неохотно, ведет себя настороженно. На поощрение со стороны учителя реагирует скромной улыбкой. При критике опускает голову вниз, ничего не говорит, замыкается в себе. При неудаче может расплакаться, но чаще просто повышается нервозность, проявляются навязчивые движения (грызет ногти, теребит волосы, крутит ручку в руках и т.д.)
Особенности общения со взрослыми, сверстниками: со сверстниками общается мало, сама к одноклассникам не подходит, ничего не спрашивает, но если одноклассники проявляют инициативу первыми, то девочка идет на контакт охотно. Как правило, общается лишь с 2-3 девочками, с ними ведет себя раскованно, видно, что ей в их компании комфортно. Со взрослыми ведет себя уважительно, на все вопросы отвечает, сама ничего не спрашивает.
Результаты обследования
По шкале личностной тревожности выявлен высокий уровень школьной и межличностной тревожности, средний уровень самооценочной тревожности.
По тесту школьной тревожности получены высокие баллы по следующим шкалам:
- Общая тревожность в школе - общее состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
- Переживание социального стресса — эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего — со сверстниками).
- Фрустрация потребности в достижении успеха — неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.
- Страх самовыражения — негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
- Страх не соответствовать ожиданиям окружающих — ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.
Анализ методики «Радости и огорчения» показал, что ученица хотела бы принимать решения относительно своей жизни самостоятельно (например, выбирать друзей, увлечения, одежду и т.д.). Девочка хотела, чтобы мама занялась своей личной жизнью и предоставила ей больше свободы. Но в тоже время девочка боится делать что-то самостоятельно, т.к. сильно от нее зависит и от ее мнения. Больше всего ее огорчает отношение матери к ней как к ребенку.
По методике исследования самооценки выявлен низкий уровень самооценки. Качественный анализ данных показал наиболее низкую оценку ребенком самого себя по таким параметрам, как авторитет у сверстников, красота и уверенность в себе.
Кинетический рисунок семьи свидетельствует о недовольстве семейной ситуации, потребности ребенка в равноправных отношениях с матерью. Также в рисунке заметна тревожность, враждебность к окружающим.
7. Выводы: у ученицы присутствует высокий уровень школьной, личностной тревожности, что, возможно, связано с неправильным стилем семейного воспитания по типу «Гиперопека».