Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения
с 01.01.2018г. по 31.05.2018г.
1. Сведения о ребёнке
- Ф. И. ребёнка – Х. Есения
- Дата рождения –ХХ.ХХ.2009 г
- Код – РО
2. Социальная характеристика семьи.
- Мать – С.Е.
не работает
- Отец – нет данных
- Анамнез – девочка имеет значительные пробелы по школьной программе, усваивает не весь материал, школу посещать не желает, так как понимает, что отличается от остальных детей. Озлобленная, агрессивная, малоразговорчивая, сверстники не хотят с ней общаться, внешне неухоженная, резкая, драчливая.
- Статус семьи – фактически с рождения Есения с сестрой проживала в г. Краснодаре у прабабушки, в связи со смертью которой девочки в 2016 году были переехали на пмж в матери. Семья социально неблагополучная, мать уклоняется от воспитания дочери, возложив обязанность по воспитанию Есении на старшую дочь и свою мать. Злоупотребляет алкоголем, не исключено, что принимает наркотические средства, часто не живет дома. Агрессивно относится к дочери.
- Условия проживания, условия быта –двухкомнатная благоустроенная квартира, требующая ремонта, в долевой собственности на троих членов семьи. Свою комнату Есения делит с сестрой и матерью, в которой нет детских игрушек, книжек. Одежда по сезону в минимальном количестве.
Цель – купирование трудностей сопровождающих учебный процесс и развитие личностных особенностей воспитанника.
Задачи маршрута сопровождения.
• развитие личности ребенка (с учетом его индивидуальных физических и умственных возможностей);
• осуществление полноценной социализации ребенка со сверстниками;
• проведение коррекционно-педагогической, психологической работы с воспитанником;
• оказание помощи и поддержки родителям, консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка.
- Используемые методы диагностики - Психологическая беседа,«Методика
незаконченных предложений» (сокращенный вариант), Тест М.Люшера, Рисунок «Моя семья», Проективная методика «Три дерева», Опросник «Семейное интервью» А.И.Захарова.
Выводы:
По результатам наблюдения выявлено качественное своеобразие поведения ребенка с нарушениями в эмоциональной сфере, среди которых чувство неуверенности в себе, заниженная самооценка, ожидание неприятностей, постоянный поиск одобрения со стороны взрослых. По оценкам матери, среди основных характеристик является беспокойный сон, пугливость, слезливость, неуверенность в себе. Так-же соответствии с результатами диагностирования наиболее характерно беспокойство в ситуациях межличностного общения и взаимодействия, боязнь одиночества, тревога в ситуациях самообслуживания, зависимость от мнения взрослых, ожидание положительной оценки и одобрения с их стороны.
Взаимодействие со специалистами:
Психологическое сопровождение. Цель – коррекция и психопрофилактика личностной (эмоциональной, волевой, познавательной, поведенческой) сферы ребенка.
№
|
Содержание работы.
|
Формы и методы проведения.
|
Ответственные, сроки проведения.
|
1.
|
Психологическая диагностика особенностей личностного развития.
|
Посещение уроков, ГПД, с целью наблюдения за уч-ся, его поведением на уроке.
Индивидуальная беседа с учителями и воспитателями, с целью определения проблемных областей в обучении и воспитании.
Первичное обследование, с целью определения личностных особенностей, уровня развития интеллектуальных способностей, сформированности учебных умений и навыков, определение уровня тревожности, уровня агрессивности.
Определение внутрисемейных отношений, особенностей семейного воспитания.
|
Педагог-психолог.
|
2.
|
Организация и проведение коррекционно-развивающей работы (индивидуальные занятия) с учащимся и родителями.
|
Занятия по развитию внимания, восприятия, памяти, мышления (приемы сравнение, обобщение, выделение существенных признаков).
Занятия по развитию психомоторных и сенсорных процессов.
Тренинги. Релаксационные занятия, снятие напряжения.
Занятия на снижения уровня тревожности и уровня агрессивности.
Занятия по развитию коммуникативных навыков.
|
Педагог-психолог.
|
3.
|
Индивидуальные консультации родителей (опекуна, патронатного воспитателя) по результатам обследования.
|
Рекомендации.
|
Педагог-психолог.
|
4.
|
Просветительская работа с родителями и учителями с целью знакомства с рекомендациями по развитию интеллектуальных способностей, снижению уровня тревожности и т.д.
|
Родительское собрание, памятки, информационные стенды
|
Педагог-психолог.
|
Логопедическое сопровождение. Цель – коррекция и развитие речи ребенка с проблемами в развитии.
№
|
Содержание работы.
|
Формы и методы проведения.
|
Ответственные, сроки проведения.
|
1.
|
Диагностическая деятельность.
|
Обследование понимание речи; звукопроизношения; фонематического слуха; фонематического анализа и синтеза; лексического запаса; грамматического строя речи; связной речи.
Выявление проявлений нарушения письменной речи; нарушения темпа и ритма речи, связная и устная речь.
|
Учитель-логопед.
|
2.
|
Консультации родителей (опекуна, патронатного воспитателя), учителей и воспитателей.
|
|
Учитель-логопед.
|
3.
|
Организация и проведение коррекционно-развивающей работы.
|
Обогащение активного и пассивного словаря; формирование правильного грамматического строя речи; индивидуальные занятия по коррекции нарушений звукопроизношения; развитие фонематического слуха, анализа, синтеза; коррекция нарушений письменной речи.
|
Учитель-логопед.
|
4.
|
Профилактическая деятельность.
|
Профилактика нарушений письменной речи у уч-ся 2-го класса.
|
Учитель-логопед.
|
5.
|
Просветительская деятельность.
|
Консультации родителей и учителей и воспитателей.
|
Учитель-логопед.
|
Социальное сопровождение. Цель – ознакомление родителей с правами и обязанностями, основными свободами человека и развитие навыков социальной компетенции ребенка и правового поведения.
№
|
Содержание работы.
|
Формы и методы проведения.
|
Ответственные, сроки проведения.
|
1.
|
Диагностика особенностей семейного воспитания уч-ся Выявление поля проблем внутрисемейного, межличностного характера.
|
Сбор информации о семьях, через анкетирование, наблюдение, беседы с учителями и воспитателями.
Посещение семьи, с целью определения психологического микроклимата в семье (стиль воспитания, влияние семейного воспитания на развитие личности).
|
Социальный педагог.
|
2.
|
Консультации родителей (опекуна, патронатного воспитателя), учителей и воспитателей.
|
дача рекомендаций по устранению или исправлению ошибок, оформлению бумаг.
|
Социальный педагог.
|
3.
|
Организация и проведение коррекционно-развивающей работы.
|
Вовлечение в трудовую деятельность, организация занятий общественно полезным трудом в школе; Закрепление наставника.
|
Социальный педагог.
|
4.
|
Профилактическая деятельность.
|
Совет профилактики, беседы, тематические классные часы, мероприятия направленные на предупреждение дезадаптации учащихся.
Контроль за посещением школы (уроков) и внеклассных мероприятий. Организация летней занятости.
|
Социальный педагог, классный руководитель.
|
5.
|
Просветительская деятельность с участниками образовательного процесса.
|
Беседы с сотрудниками ПДН, УВД, наркологом, врачом психиатром. Родительские собрания, информационные стенды, тематические классные часы.
|
Социальный педагог,
классный руководитель.
|
Медицинская поддержка (медицинское сопровождение, лечебно-оздоровительное).
Формирование привычек здорового образа жизни, оздоровление обучающихся, профилактика соматических заболеваний, развитие способности справляться со стрессами и болезнями.
№
|
Содержание работы.
|
Формы и методы проведения.
|
Ответственные, сроки проведения.
|
1.
|
Диагностика особенностей физического и психического развития уч-ся.
|
Прохождения ПМПК. Обследование узкими специалистами.
|
Медицинский работник .
|
2.
|
Консультации родителей (опекуна, патронатного воспитателя), учителей и воспитателей.
|
дача рекомендаций по соблюдению режима дня, приема лекарственных препаратов, особенностей медикаментозного лечения.
|
Медицинский работник, классный руководитель.
|
3.
|
Организация и проведение коррекционно-развивающей работы.
|
Лечение амбулаторное, стационарное.
|
Медицинский работник.
|
4.
|
Профилактическая деятельность.
|
Беседы, тематические классные часы, мероприятия направленные на предупреждение заболеваний учащихся.
|
Медицинский работник.
|
5.
|
Просветительская деятельность с участниками образовательного процесса.
|
Родительские собрания, информационные стенды, тематические классные часы.
|
Медицинский работник.
|
Педагогическое сопровождение. Цель – обеспечение обучения детей умениям и навыкам выполнения учебных заданий, способам получения знаний, организации времени, социальной ребенка среди сверстников. Диагностика индивидуальных особенностей развития воспитанника. Консультации родителей по развитию учебных умений и навыков ребенка.
Организация и проведение коррекционно-развивающей работы. Индивидуальные занятия, коррекционные упражнения, дополнительные занятия. Профилактическая деятельность: беседы, тематические родительские собрания.
№
|
Содержание работы.
|
Формы и методы проведения.
|
Ответственные, сроки проведения.
|
1.
|
Вовлечение в кружковую деятельность.
|
|
Педагоги дополнительного образования, педагог-организатор, зам. директора по ВР.
|
2.
|
Организация досуга.
|
|
Классный руководитель, педагог-организатор, зам. директора по ВР.
|
3.
|
Участие в общешкольных мероприятиях.
|
|
Классный руководитель, педагог-организатор.
|
4.
|
Организация и проведение коррекционно-развивающей работы.
|
Воспитательский час, коррекционные упражнения.
|
Классный руководитель, педагог-организатор.
|
5.
|
Профилактическая деятельность.
|
Беседы, тематические классные часы.
|
Классный руководитель, педагог-организатор.
|
6.
|
Просветительская деятельность с участниками образовательного процесса.
|
Родительские собрания, тематические классные часы.
|
Классный руководитель.
|
Примерный прогноз развития ребенка и рекомендации.
Становление ребёнка более восприимчивым к пониманию задания учителя, что явилось бы результатом реализация заданий предусмотренных индивидуальным маршрутом развития.
Повысить уровень развития внимания, ребёнка при осознании значимости своих знаний для решения заданий, выполнения поручений.
Создание ситуации, в которых ребёнок осознавал бы необходимость выполнения данного задания в его интересах.
Способствовать формированию умения выполнять задания по устной инструкции, и устранению причин возникших трудностей. Выполнение заданий фиксировать постепенно, объём заданий гибкий на увеличение.
Повысить уровень развития зрительной памяти, так как предъявление информации в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности с ней. (Человек лучше всего запоминает те знания, которые использовал в каких-то собственных действиях, практически опробовал, применил.)
Вместе с ребёнком подробно анализировать результаты деятельности, выявить, что не получается, на каком этапе работы сложно, что необходимо исправить. Задание для ребёнка давать не в форме объяснения, а через показ способов выполнения задания. Ребёнку предоставлять возможность объяснять другим детям, как выполнять задание.
Повысить уровень концентрация внимания; уровень развития восприятия; уровень развития общего интеллекта. Направить на самостоятельное выполнение заданий предлагаемые воспитателем.
Если ребёнок неоднократно будет выполнять упражнения различного уровня сложности, закреплять и совершенствовать способы действия то уровень развития ребёнка повысится.
Социальный педагог Л.А. Шаповалова
|