Официальный сайт rnns 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Мартыновский чтения

Выберите действие:

 

IХ Межрегиональные Мартыновские чтения

 

Использование различных форм работы при организации исследований на уроке 

В последнее время исследовательская деятельность стала одним из перспективных направлений в методике преподавания любого предмета.

Это работа, связанная с поиском ответа на исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.  

   Исследовательскую деятельность обучающихся можно осуществлять как в учебном процессе, так и во внеурочное время. 

В современной педагогике различается 3 уровня реализации «исследовательского обучения».

Первый уровень предполагает привлечение относительно большого количества школьников. Тематика при этом довольно проста, разнообразна и обязательно соответствует интересам автора работы. Деятельность учащихся на этом уровне сводится к поиску информации по выбранной теме.

Второй уровень требует, помимо умения работать с первоисточниками, обязательного проведения каких-либо экспериментов или другой деятельности практической направленности. Например: это может быть проведение собственных «общественных опросов», анкетирование одноклассников, других групп школьников или иных категорий людей, самостоятельный сбор фольклорного или этнографического материала и многое другое (для работ гуманитарной направленности).
Третий уровень исследовательской деятельности требует уже значительных усилий и со стороны учащегося, и со стороны педагога. Здесь нужны не только актуальность и практическая значимость выбранной темы, но и новизна в её разработке. То есть, данная исследовательская работа должна содержать авторские выводы и логические умозаключения, собственные предложения по проведению эксперимента, самостоятельные трактовки результатов.

Так исследовательская деятельность может представлять собой

1.  Отдельный этап урока (объяснение нового материала, повторение пройденного, обобщение и систематизация знаний).

2. Урок –исследование.

3. Исследование может охватывать определенную тему (проводится ряд уроков).

4. Исследование творчества отдельного писателя или поэта, произведения которого изучаются на протяжении нескольких лет.

5. Исследование может быть самостоятельной творческой деятельностью учащегося. 

ПРИМЕРЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ

Обратите внимание на слова, записанные на доске.

Располагать

Прилагательное

Излагать

Изложить

Расположить

Приложить

  • Что вы можете сказать? Какие наблюдения провели? (В левом столбике в корне пишется А, в правом –О).
  • Еще какие наблюдения вы провели? (В левом столбике после А согласная Г, в правом – после О-Ж)
  • Отчего же зависит написание А,О в корне? Можно сделать вывод? ( От согласных).
  • Какая буква пишется перед буквой Г? (а).
  • Перед Ж? (о)
  • Какая морфема идет за корнем –лаг-? (Суффикс А).
  • Сколько способов проверки мы выделили? (Два).
  • Каких? ( А и О зависят от согласных Г и Ж или от суффикса А за корнем)
  • Молодцы! Вы очень наблюдательны.
  • Выразим наш вывод в обобщенном виде, составим эталон. Кто попробует?

    Урок литературы в 5 классе проект на тему «Сказка ложь, да в ней намек …»

    Этапы реализации проекта следующие: 1. Определение темы (проблемы проекта). Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта. Проанализировать и обосновать выбора тематики проекта. 2 Сбор информации, литературы, дополнительного материала. Создание библиотеки. 3. Обновление и пополнение настольного театра. 5 Ознакомление детей с традициями русского народа, активизация словаря.

    Были проведены следующие мероприятия:

  • Самостоятельное чтение волшебных сказок
  • Конкурс «Книжка-малышка». Дети делали небольшую книжку, в которую записывали свою любимую сказку.
  • Выставка иллюстраций любимой сказки.
  • Сочинение волшебных сказкок, их оформление и представление.
  • Изготовление настольного театра по сказке «Царевна-Лягушка»
  • Загадки, пословицы, стихотворения, песни о сказках
  • Выполнение презентации (2 групповые по 2 уч.)
  • Обсуждение проекта. Сочинение на тему «Сказка ложь, да в ней намек…»
  • Детям была интересна и близка тематика проекта. Дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях. В самостоятельной игровой деятельности разыгрывали знакомые сказки с помощью игрушек.

    Родители поддержали нас, проявили инициативу и творчество в изготовлении поделок для настольного театра по сказке «Царевна -Лягушка» и в оказании детям помощи в составлении презентаций (совместно с детьми).

    Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей; а также способствовала возникновению интереса и желания у родителей принять участие в проекте «Сказка ложь, да в ней намек…».

    Таким образом, приобщение школьников к проведению исследований художественных текстов на уроках литературы, русского языка и во внеурочное время способствует воспитанию активности личности в самостоятельном обучении и как следствие –   её творческую самореализацию.
     

    Литература

     Дейкина, А. Д. Новации в методике преподавания русского языка / А. Д. Дейкина // Русский язык в школе. - 2002. - №3. -с. 105.

     Матюшкин, А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А. М. Матюшкин. - М.: Директ-Медиа, 2008. – 321 с.

    Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: Аркти, 2007.

    Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.

    Интернет-ресурсы:

  • http://proshkolu.ru
  • http://uchportal.ru
  • http://biblioteka-mel.ucor.ru

»  Tags for document:

Фото пользователя Татьяна Александровна Шатько

На: Мартыновский чтения


Интересный опыт работы. 



Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн